В персидской поэзии сладкоголосый и красноречивый соловей символизирует пылко влюблённого поэта, обречённого на несчастную любовь. Об образе соловья невозможно говорить в отрыве от образа розы, совмещающего в себе совершенство земной красоты и высокомерие этого совершенства.
В мистической поэзии тоскующий по розе соловей символизирует душу, всё ещё не способную преодолеть прелесть видимого мира и потому тщетно стремящуюся к единению с Богом. Совместный образ розы и соловья (gol o bolbol) является очень старым, распространённым и устойчивым в персидской поэзии: начиная с «Шахнаме» Фирдоуси, он встречается в произведениях практически каждого персидского поэта.
Тема соловья и розы является одной из важнейших и в изобразительном искусстве Ирана. Роза как отдельный мотив появляется уже в книжной миниатюре периода правления Ильханидов (1256-1353), где символизирует весеннюю пору и зарождающуюся любовь.
Начиная с XV века тема соловья и розы как частный случай живописного мотива цветка и птицы проникает и в декоративно-прикладное искусство Ирана, где до этого преобладали растительные или геометрические арабески и каллиграфия. Начиная с сефевидского периода (1501-1722), мотив соловья и розы стал преобладать в персидском декоративном репертуаре, а к концу каджарского периода (1785-1925) фактически стал символом Ирана и его культуры.