С ПИВОМ по Жизни! (часть II)

Jun 02, 2024 21:32

15.08.99 воскресенье, 76 км
Днем озеро было голубым, вечером оно было как расплавленное стекло, а утром стало нежно зеленым. Свистел суслик, а мы с рюкзаками поднимались до велосипедов.
Подъем от третьего озера до перевала был особенно тяжелым, так как тропа пошла с элементами скалолазания, а лезть с велосипедом на спине было не очень удобно. Последний участок представлял собой осыпь, укрепленную металлическими штырями. Добавился сильный ветер, который дул во всех направлениях. Наконец, все вещи были на гребне. Дорога вниз шла по скале, где в качестве поручней висели цепи. Здесь я с трудом могла пройти с рюкзаком, велосипед снова пришлось отдать Коле. Вообще, удивительно, как он может так быстро скакать по скалам в ботинках, которые держаться только благодаря веревочке, связывающей подошву с верхом.
Внизу под перевалом было видно еще одно озеро, оттуда из ложбины одно за другим наползали облака: вот в густом тумане скрылось озеро, потом пропали соседние скалы и пики, вокруг белая мгла, которая уже через пару минут переползает через перевал и исчезает. К часу дня мы спустились до приюта. Спуск был легче подъема, велосипед надо было только сдерживать от слишком поспешного бегства вниз, зато все ноги покрылись синяками от барашков манетки.
От приюта вниз шел узкий асфальт, по которому мы спустились до городка Герлахов и дальше по дороге до автобана на Липтовски Микуляш - город на берегу большого искусственного озера. Мы пересекли водораздел, и выехали на автостраду, но Вовке с Колей приглянулась дорога, которая шла через поселки, и они укатили вниз с эстакады, а Саша молча и целеустремленно поехал вперед. Пришлось поехать вниз, а потом возвращаться назад в гору и еще пару километров назад, чтобы попасть на автостраду, зато дальше пошла не дорога, а песня. Под попутный ветер и небольшой уклон вниз мы катили со скоростью свыше 30 км/ч более полутора часов, пока не увидели Сашу, свернули с дороги и скоро были в городе.
В центре Липтовского Микуляша пешеходная зона, кафе, магазинчики и множество небольших гостиниц, но мы не остановились ни в одной, хотя очень хотелось, и поехали в кемпинг на берегу озера. Там Коле и Вовке тоже не понравилось - слишком много народу и машин, поэтому мы забились на какой-то дикий пляж. Там было грязно, но пусто. Билеты на входе в кемпинг не проверяли, поэтому мы с Сашей сходили в горячий душ, а любители уединения предпочли купаться в озере.
После ужина Саша объявил о своем желании нас покинуть и возвращаться домой. Очень жаль, что наши представления об идеальном походе такие разные.

6.08.99 понедельник, 62 км
Попрощавшись с Сашей, мы поехали в Демановскую долину, и, чтобы как-то компенсировать образовавшуюся пустоту, накупили в супермаркете продуктов, сколько не покупали ни разу до этого. Важным приобретением была бутылка травяного ликера «Демановка», которую мы почали около места, где речка Демановка выбивается из-под земли и начинает свое поверхностное течение. Вода вспучивается пузырем из-под нависшего мха и несется дальше. Она удивительно прозрачна, а в бочажках стоят толстые форели, которые прячутся под камни при появлении подозрительных теней.
К началу речки мы попали после того, как прогулялись до входа в ледовую демановскую пещеру (закрытую по понедельникам) и посмотрели карту пещер долины. Казалось, что все окрестные скалы источены полостями, и мы решили поискать дикий вход. Первый «дикий» вход за железной дверью был как раз там, где начиналась река. Справа от него вверх тянулось сухое русло, по которому шла туристская тропа. Пока мы с Колей поднимались вверх по руслу, Вовка облазил все скалы наверху долины, но ничего не нашел. Судя по следам, здесь много любителей искать пещеры. В сухом русле постепенно возникла вода, оно сузилось, образуя небольшие каньоны с водопадами, сливами и «джакузи». А момент, когда речка исчезала под скалами, был совершенно неуловим.
Набродившись по лесу, мы решили перейти к посещению культурных достопримечательностей и поехали в сторону Оравского замка. Для этого надо было подняться на два небольших перевала и спуститься к деревне Пуков. У начала дороги стоял санаторий с горячими лечебными источниками, а потом она превратилась в узкую полосу асфальта, карабкающуюся через лес с уклоном до 13 %, зато на спуске ожидалось все 16. Деревня Пуков мне очень понравилась. Дома там были добротные, массивные, со слегка украшенными цветами фасадами. Мужики выгребали навоз из коровников, а по крутой улице важно ступали белые индейки и семенили куры.
Чем-то эта деревня отличалась от всех предыдущих, на ней не было отпечатка игрушечности, лишней чистоты - просто опрятная деревенька, где живут люди. Еще очень важно, что здесь мы видели людей за работой, многие другие городки и деревеньки выглядели вымершими или скорее консервированными: в ухоженных палисадниках не было видно хозяек, не бегали кошки и собаки, окна были забраны жалюзи. А в Пукове мы увидели, как перетаскивают во двор кучу песка, как собака погналась за кошкой, как дети балуются взрывами за деревней. Наконец мы почувствовали, что в Словакии живут люди.
Вдоль берега ручья за деревней мы свернули на грунтовую дорожку через поля и с трудом нашли более-менее горизонтальную площадку для палатки, которая к тому же оказалась испорчена корявыми корнями соседней елки.

17.08.99 вторник, 78 км
Спустились до Медзибородья, где выяснили, что по железнодорожному мосту, который на карте нарисован в промышленной зоне, речку пересечь можно. Далее дорога направо упирается в проходную, а налево по жуткой грязи (всю ночь шел дождь) можно выехать на шоссе. Отчистив велосипед от намотавшейся на колеса глины, мы поехали к Оравскому замку.
Экскурсия стоила 100 крон, фотоаппарат 50 крон, но никто фотографирующих не останавливал. Постройки замка хаотично забираются вверх по скалам: привратницкая, оружейная, жилые комнаты с дубовыми панелями на стенах, зал заседаний с резными гербами окрестных городов на спинках стульев, столовая с вместительными стульями у стола для мужчин и маленькими табуреточками вдоль стен для дам. Толщина стен позволяет организовать в оконных проемах небольшие альковы, закрывающиеся снаружи панелью. Кухня и пыточная в замке имели один общий вход: дичь направо, узники - налево, воду брали из глубокого колодца или цистерны для сбора дождя. Надо отметить великолепную организацию экскурсии - наша группа пересеклась с другой только на самом верху замка, все остальное время мы двигались по узким лестницам и коридорам так, что ни разу не встретили идущих навстречу.
Из замка мы поехали в сторону Жилины. Шоссе все время шло вниз, но было сильно загружено машинами. Рядом вилась река Орава. К вечеру на противоположном берегу мы увидели развалины Старого замка Стречно и решили в них заночевать. Однако место наверху было уже занято студентами, которые развели в единственном уцелевшем помещении костер и лежали вокруг в спальных мешках. Мы спустились и встали на берегу шумной речки на толстой мягкой подстилке из опавших листьев.

18.08.99 среда, 75 км
От старого замка мы поехали в сторону нового, который стоит всего в нескольких километрах ниже по течению на другом берегу реки. Вскоре началась деревня, которая, наверное, так и стоит под замком со времен средневековья.
Через некоторое время мы были уже в Жилине. Центр там очень красивый: площадь с фонтаном и скульптурами, окруженная домами с нависающими верхними этажами, которые образуют галереи. В домах располагаются магазинчики, кафе, бары. Недалеко от площади два рынка: один больше продуктовый, а другой - промтоварный. Ассортимент на удивление совпадал с российским. Торговали кабачками, помидорами, перцами, баклажанами, а на другом рынке - теми же штанами и летними платьями китайско-корейского производства. Нерешительность Вовки и Коли в выборе места поесть привела к тому, что мы накупили булок в местной пекарне и разжились кофе из автомата.
По малозагруженной дороге через два перевала доехали до чешской таможни, где долго смотрели наши паспорта, проверили наличие денег и пустили в Чехию на неделю. Стоянку мы нашли недалеко от границы, свернув с асфальтовой дороги на грунтовую, которая шла вдоль берега водохранилища. По руслу ручья зашли под строгую надпись VSTOP ZAKAZAN и спрятались в елках. Примерно тридцатилетние деревья росли стройными рядами, землю покрывал толстый слой опавших иголок и веточек. Вовка с Колей жалели, что не отрезали мяса от косули, которую мы видели сбитой на дороге. Надо их заставить есть улиток.
19.08.99 четверг, 81 км
Дорога от стоянки шла над берегом водохранилища. С моста открывался удивительно красивый вид: ползущие по склонам Бескедов облака, горизонтальный рельеф еловых ветвей и серое небо - все вместе дублированное в зеркальной воде. Под мостом плавали большие рыбы, которые сначала лениво, а потом с удовольствием ели крошки хлеба. По асфальтовой дорожке нам навстречу проехали несколько байкеров, прошли люди с коляской, как будто это парк. Дорога была размечена как туристская тропа.
Мы постепенно спускались в долину, становилось теплее, туман и моросящий дождь исчезли, а в Фридланд-Мистеке уже пригревало солнце. У банка женщина показала нам дорогу к книжному магазину. Чтобы туда добраться, надо спуститься в подземный переход, который для велосипедистов оборудован специальным пандусом. Здорово! В магазине выбор карт и атласов Чехии был очень велик, мы купили двухкилометровый атлас с обозначенными достопримечательностями. Надо было решить, куда ехать дальше. Вовка хотел добраться до Праги, а мне больше хотелось в пещеры Моравского Краса.
На вокзале мы выяснили, что до Остравы ходит множество поездов, почти все они имеют четырехзначные номера и отмечены значком велосипеда, однако мы решили, что проще добраться туда на велосипеде. Въезд в Остраву - это сплошные промышленные предприятия, узкие улочки и разбитый асфальт. Ехавший впереди Вовка «поймал» меня в одну яму, где я сильно отбила руки: все предыдущие ямы он старательно показывал, а про эту забыл.
В Остраве мы купили билеты на поезд до Пршерова (с четырехзначным номером, полагая, что в нем должны быть вагоны для велосипедистов). Действительно, на первом вагоне был нарисован велосипед. Мы без приключений доехали до места, любуясь сельскими пейзажами, осененными замками. В Пршерове первым делом выпили по пол литра пива «Зубр» (причем Коля тоже его пил) и поехали в сторону Моравского Краса.
Немного поплутав в районе военной части, наконец, выехали в деревню Трубки и нашли место для стоянки за яблоневыми деревьями на берегу большого карьера-озера. Чистое звездное небо, яркая луна и непрерывно кружащие вертолеты - в военной части тренируют ночные полеты. Ночью, как всегда, пошел дождь.

20.08.99 пятница, 70 км
Утром мы поехали в сторону пещер, осматривая по дороге замки во всех деревнях. Одни замки были правильными, с каменными стенами и грубой прямоугольной архитектурой, а другие были на замки не похожи. Был замок с высокой часовней над входом во внутреннюю цитадель, с развешенными флагами и рвом с огородами. Был еще один замок - огромное трехэтажное здание с колоннами на всех этажах, в стиле барокко и с пропорциями хуже, чем у спичечного коробка. Не все владельцы отличались хорошим вкусом.
Уже в 15:30 по местному времени (которое отличается от московского на два часа) мы приехали к пещере, в которой должны были быть удивительные разноцветные сталактиты и сталагмиты, но последняя экскурсия уже ушла. Зато у информационной доски мы выяснили, какую из пещер Моравского Краса действительно стоит посетить - Пункевню: там часть экскурсии пешая, а часть - водная, и сталактиты самые большие. Туда мы решили отправиться с утра, а оставшееся время потратить на осмотр входов в другие пещеры и достопримечательностей Моравского Краса. Сначала мы нашли вход в пещеру Балкарка, а потом - пропасть Мацоха (-138,4 м). Вход на смотровую площадку вообще-то стоит 5 крон, но мы приехали так поздно, что кассира уже не было. Посмотрели в пропасть, нашли подъемник, который соединяет вершину пропасти Мацоха со входом в Пункевню.
Под подъемником вниз идет тропа с камнями и очень резкими поворотами. Скрипя тормозами, мы спустились в ущелье. На дне была куча достопримечательностей: вход в пещеру, малое пропадание речки под скалами, малый выток и большое пропадание. Как раз выше малого вытока наверху за скальным выступом мы и встали. Вовка нашел пещеру-дырку, помеченную номером 365/II. В нее можно было заползти на четвереньках и увидеть уходящий вниз извилистый желоб, прогрызенный водой. Вовка долго решал, спать ли ему в пещере, но вечерние жуткие крики сов, которые Коля отказывался истолковывать иначе, чем стонами привидений и духов, его охладили.

21.08.99 суббота, 48 км
В пещеру Пункевню мы попали чудом, - все места в экскурсии бронируются заранее, но перед самым началом появились три свободных билета. По пробитому в скале туннелю мы вышли в большую пещеру, где куда ни глянь висели сталактиты. Над освещением и оформлением зала поработал хороший художник, отчего природные объекты выглядели еще удивительнее. Огромный каменный водопад спускался с потолка вниз, вход сторожила прямая каменная игла. Внешне поверхность наростов выглядела слизистой и скользкой, а на ощупь была просто мокрая и немного шершавая.
По дорожке мы спустились на нижний ярус пещеры. Справа еще одна диковинка - сталагмиты с совершенно плоской верхушкой - «вазы», которые образовались оттого, что вода здесь падает с высоты более 60 метров. Некоторые сталактиты плоские и похожи на складки полога или вуали, из-за скалы они выглядят опущенными крыльями ангела, а вблизи превращаются в беспорядочный водопад.
Еще один туннель вывел экскурсию на дно пропасти Мацоха. Экскурсовод что-то увлеченно рассказывала о происхождении этого названия («мачеха»), все смеялись, и нам тоже было смешно, потому что ничего не понятно. Вовка щелкал фотоаппаратом направо и налево, за время экскурсии он извел целую пленку, но ни одна фотография не получилась.
Снова туннель, и мы вышли к подземному озеру ждать лодки. И вот уже плоскодонная посудина скользит над водой, а кормчий рассказывает какая под нами глубина. Кое-где в воде установлены фонари и она светится то зеленым, то синим, то выглядит абсолютно прозрачной и кажется, что лодка летит. Остановка около грота с удивительной белизны сталактитами, и через несколько минут мы выплываем на солнце. Экскурсия длилась всего час, но, как было написано на одном рекламном плакате, «если ты не видел пещер Моравского Краса, то ты не видел ничего».
По дороге в Брно мы, наконец, нашли место, где чехи не только пьют, но и едят - небольшой ресторанчик, к которому мы единодушно свернули, хотя надо было подниматься по очень крутой улице. Местечко было действительно замечательное: темное пиво «Старобрно», печеный кролик для Вовки, рыба с картофельным салатом для меня и говядина с кнедликами для Коли. Все остались довольны и поехали в Брно.
В городе, пока мы стояли на светофоре, к нам подошел молодой человек с рюкзаком и на чистом английском спросил, где здесь шоссе на Прагу. Мы ему на чистом английском ответили, что не знаем, но сейчас посмотрим в карту. Вовка открыл атлас, тупо посмотрел на план Брно и спросил: «Коля, черт возьми, где мы находимся?». На что подошедший парень отреагировал: «Да, Коля, черт возьми!» - и мы признали в нем своего. Человек автостопом добирался из Москвы до Праги и был уже близок к своей цели.
Посмотрели центр: несколько площадей с фонтанами, два старых костела, узенькие улочки с магазинчиками и пивницами, где есть любой алкоголь, но нет даже чипсов, - все то же, что и в других чешских городах. Мы с Колей решили, что нет смысла ехать в Прагу, зато Вовка идеей Праги просто заболел и взял себе билет в ту сторону. На прощание мы нежно поделили котлы, пакетики чая, булку и деньги и разъехались.
Вовкин поезд был помечен в расписании велосипедом, а наш поезд до Богумина - багажом, куда мы и пошли сдавать велосипеды. Создалось впечатление, что перевозкой других объектов местная багажная служба не занимается. Любезный мужчина, который говорил только по-немецки, сам заполнил за нас квитанции, мы заплатили 102 кроны за два велосипеда (билет стоил 110 крон на человека) и надеялись, что наши транспортные средства доедут до места. За время поездки мы выяснили, что велосипеды можно забирать по квитанции прямо из багажного вагона, что и сделали в Богумине.
К моменту нашего приезда уже стемнело, и мы долго и безрезультатно катались по дорогам в поисках границы, а вернее переходного пункта Чалупки, на который категорически не было указателей. Проехали один поселок, другой, третий, выехали в поле и поставили палатку.

22.08.99 воскресенье, 68 км
Бдительность приграничных жителей оказалась на высоте, и как раз, когда мы заканчивали завтрак, подъехала полицейская машина. Полный усатый и улыбчивый полицейский взял наши паспорта и все записал в книжечку. Мы объясняли ему, что мы путешествуем, но заблудились и не нашли польской границы, поэтому пришлось заночевать в поле. Убедившись, что мы знаем дорогу обратно на Богумин, полицейский уехал, однако, дороги мы не знали и долго катались по тупиковым ответвлениям, периодически натыкаясь на плакаты «Внимание, государственная граница!»
По закону подлости только последняя дорога привела нас куда надо (указатель на Старый Богумин, а не на Чалупки). На переходе мы встретили двух русских из Краснодара на велосипедах. Они возвращались домой после велогонки мира, закончившейся в Стамбуле. Приятно было поговорить с людьми, которые хотя бы частично тебя понимают, хотя им больше нравится езда по шоссе.
На бензоколонке с польской стороны работает круглосуточный обменный пункт, которым мы воспользовались и поехали в Рыбник - город с железнодорожной станцией. Ее поиск оказался делом непростым. В течение пяти минут Коля втолковывал пожилому господину: «Железная Дорога, Railway Station, Eisenbahnhoff» и даже «vlak», что означает поезд по-словенски, и, в конце концов, добился: «Просто и налево» (то есть прямо и налево). Там мы сначала нашли автобусную станцию, а потом развеселили своими языковыми способностями целое семейство. Папаша даже отправил своего младшего сына нас проводить. Станция действительно была законспирирована, - вокзал прятался за большим сквером.
Мы поехали в Катовицы вторым классом, велосипеды стояли в тамбуре. На половине дороги в вагон вломились футбольные фанаты с бубнами, шарфиками и воплями, выпили из бутылки на Колином велосипеде адскую смесь забродившего компотика и чая и вывалились на промежуточной станции из вагона.
Из Катовиц в Варшаву ехали в поезде класса Intercity, здесь за велосипеды, стоявшие в последнем тамбуре, пришлось доплатить 21 злотый. Всю дорогу я молчала, - в молочном коктейле в Катовицах попалась оса и укусила мой язык. В Варшаве мы без приключений взяли билеты до Санкт-Петербурга, покатались в темноте в попытке посмотреть город и вернулись на вокзал.
Около вокзального кафе со мной разговорился бомж, спросил, где мы ездили, что ели, и вспомнил молодость: «А я все пешком, пешком… В деревне хорошо, там яблоки, молоко, хлеб, сахар…» При слове сахар мое лицо просияло, и когда пришел Коля, звеня последней мелочью, у старого бомжа разорвалось сердце. Трясущейся рукой он полез в карман, вынул из него десять злотых и протянул мне: «На, иди кушай!» Вот до чего мы докатались! Пришлось подсунуть деньги в сумку, когда он уходил.

20.08.99 пятница, 70 км
Утром мы поехали в сторону пещер, осматривая по дороге замки во всех деревнях. Одни замки были правильными, с каменными стенами и грубой прямоугольной архитектурой, а другие были на замки не похожи. Был замок с высокой часовней над входом во внутреннюю цитадель, с развешенными флагами и рвом с огородами. Был еще один замок - огромное трехэтажное здание с колоннами на всех этажах, в стиле барокко и с пропорциями хуже, чем у спичечного коробка. Не все владельцы отличались хорошим вкусом.
Уже в 15:30 по местному времени (которое отличается от московского на два часа) мы приехали к пещере, в которой должны были быть удивительные разноцветные сталактиты и сталагмиты, но последняя экскурсия уже ушла. Зато у информационной доски мы выяснили, какую из пещер Моравского Краса действительно стоит посетить - Пункевню: там часть экскурсии пешая, а часть - водная, и сталактиты самые большие. Туда мы решили отправиться с утра, а оставшееся время потратить на осмотр входов в другие пещеры и достопримечательностей Моравского Краса. Сначала мы нашли вход в пещеру Балкарка, а потом - пропасть Мацоха (-138,4 м). Вход на смотровую площадку вообще-то стоит 5 крон, но мы приехали так поздно, что кассира уже не было. Посмотрели в пропасть, нашли подъемник, который соединяет вершину пропасти Мацоха со входом в Пункевню.
Под подъемником вниз идет тропа с камнями и очень резкими поворотами. Скрипя тормозами, мы спустились в ущелье. На дне была куча достопримечательностей: вход в пещеру, малое пропадание речки под скалами, малый выток и большое пропадание. Как раз выше малого вытока наверху за скальным выступом мы и встали. Вовка нашел пещеру-дырку, помеченную номером 365/II. В нее можно было заползти на четвереньках и увидеть уходящий вниз извилистый желоб, прогрызенный водой. Вовка долго решал, спать ли ему в пещере, но вечерние жуткие крики сов, которые Коля отказывался истолковывать иначе, чем стонами привидений и духов, его охладили.

Полезная информация (август 1999)
Билеты
Билет ж/д Санкт Петербург - Львов 590 руб.
Билет ж/д Львов - Мукачево 21,08 гривен
Билет ж/д Мукачево - Ужгород 8,56 гривен
Автобус Ужгород - Михайловце $3,25
Билет ж/д Острава - Пршеров (84 км) 56 крон
Билет ж/д Брно - Богумин (180 км) 110 крон
Провоз велосипеда в багаже по ж/д Брно - Богумин (180 км) 50 крон
Билет ж/д Рыбник - Катовице (46 км, 2 класс) 9,12 злотых
Билет ж/д Катовице - Варшава (303 км, Intercity, 2 класс 51,6 злотых
Провоз велосипеда в тамбуре Intercity Катовице - Варшава 10,5 злотых
Билет ж/д Варшава - Санк Петербург 200 злотых

Курсы валют
Курс украинской гривны $1 = 4,35 гр
Курс чешской кроны $1 = 33,57 кроны
Курс словацкой кроны $1 = 39,9 кроны
Курс российского рубля $1 = 24,5 руб.
Курс польского злотого $1 = ?4? злотых

Цены на продукты в Словакии (в кронах)
Хлеб 1 кг 17,4
Рогалик 50 г 1,4
Сардины в томате 18,5
Сахар 1 кг 20,7 - 21,5
Супчик в пакете (на 4 порции) 11,5 - 16,6
Ликер Демановка 170
Сок 1 л 32,5
Тушенка 21
Скумбрия в томате 22
Рис 1 кг 26,0 - 28,5
Селедка в томате или в масле 22,3
Пиво разливное 0,3 л 8,4

Посещение достопримечательностей
Вход в пещеру 80 словацких (70 чешских) крон
Фотосъемка в пещере 50 сл. крон
Видеосъемка в пещере 100 сл. крон
Вход в Оравский замок 100 сл. крон
Фотосъемка в замке 50 сл. крон

Copyright (c) Anna Orlova, 1998
Previous post Next post
Up