Героическое варварство и подданные.

Mar 26, 2014 20:56


Л.ГУДКОВ - Есть такой очень известный американский, испанский политолог Хуан Линс. В свое время у него вышла книжка «Типология тоталитарных и авторитарных режимов», где он показал, чем отличаются разные режимы, в частности, тоталитарные -от авторитарных. Тоталитарные режимы всегда имеют некоторую опору в идеологии, проспективную, которая строит другой образ будущего. Авторитарные режимы не идеологичны. Их сила в том, что они держат население в апатии, апеллируя к традиции, к прошлому, прежде всего, к великому прошлому, к силе - то, что мы видим. Поэтому, конечно, вся цель политтехнологии, информационной технологии держится на том, чтобы обеспечить сохранение власти и уничтожить любую идею, любую модель лучшего будущего, изменения. Давайте воспроизводить то, что есть, апеллируя к героическому прошлому. А что у нас за героическое прошлое? Это милитаристское прошлое, имперское прошлое, это культ силы, героического варварства, если посмотреть на это. И сама по себе демонстрация силы, насилия, завоевания, как механизм консолидации нации является чрезвычайно важной мифологемой, опорной мифологемой такого рода режимов.

К.ЛАРИНА - Вопрос все-таки к нации, а не к власти.

Л.ГУДКОВ - Я бы сказал, это механическое агрегирование населения, это еще не нация. Потому что нация рождается, когда возникает механизмы самоорганизации, представление различных интересов и их объединение через представительство, через компромиссы, через согласование, через борьбу и конкуренцию разных идей и прочее. Вот там возникает нация. А у нас пока не нация - у нас совокупность подданных. И здесь очень важную вещь я бы сказал. Мне очень нравится одно выражение Сенеки: «Наглость - это ложно понятое величие». Или: «Нация - это признак ложно понятного величия». То, что мы имеем сегодня: демонстрация силы, на чем все так мощно объединяются - на этом на демонстрации силы.

Отсюда.
Previous post Next post
Up