Песнь Десятая
Э ма хо! Мои несравненные, возлюбленные сердечные дети!
Все проявления непределённы и неконкретны настолько,
что то, что ясно видят одни, другие вовсе не видят!
Некоторые живые существа этого мира представляют мир как землю,
некоторые - как огонь, некоторые - как изобилие, а иные - как страдание.
Одни живые существа воспринимают воду
(
Read more... )
Всегда интересовало, как эта абсолютная убежденность сочетается с делами состадания и милосердия ко всем живым существам.
Скажем, люди. Все они - равноиллюзорны со всем нашим вИдением. Это восприятие иллюзорности никакой не догон, но вполне себе, опытное ведение. Но при том, этой иллюзии людей (и всех живых существ также) посвящают заслуги, причем с интенцией - освободить и вывести всех из круговорота сансары. И для них на уровне поведения делаются дела сострадания.
Причем, учителя учат, что есть два вида накопления заслуг в связи с этим. Если творишь людям благо и посвящаешь заслуги, веря при том в конкретность (самих этих людей и этой помощи), то накопление твоих заслуг в этом случае - непостоянно и преходящее, и может легко быть утрачено. Но если дела сострадания и посвящение заслуг творится с полной осознанностью иллюзорности тех, кому это делаешь, то накопление заслуг становится нерушимым, и тля его не возьмет ))
Поправьте, если я в чем ошибся или был неточен.
Какие пируэты недвойственности, какие мертвые петли и штопоры. "Мы в восхищении"(с).
Reply
(на этом можно было бы и закончить, если бы не бодхичитта :)
дело в том, что пустотность это такая заковыристая штука. не для средних умов. в том плане, что простым умам с ней проще опытно ознакомиться путём веры и настойчивости. умам высшего порядка легче потому что они умеют точно слушать, выявлять суть и точно на ней сосредотачиваться, и тоже прорубаются.
а вот средние умы, к которым и я принадлежу, они во-первых не слушают. вернее слушают, но не то, что им говорят, или пишут, а свой собственный пересказ по мотивам. а потом из этого ещё сосредотачиваются не на сути, а на том, что удобнее=более соответствует уже известному себе же. в итоге оказываются в плену собственных представлений, а обижаются за то, что ничего кроме умствования не получается, на наставников естественно. я не вас имею в виду, но это распространненный "духовный путь".
Так вот средние умы,меряя всё собой, пытаются из пустотности сделать то, что им самим понятно - а именно такое хитровыделанное умозрение. И естественно попадают в одну из классических умственных ловушек: этернализма или нигилизма. Для западного ума больше любим нигилизм в разных вариациях: начиная от подсознательного представления о том, что "на самом деле ничего нет", заканчивая вот например "иллюзорностью другого".
Восточный ум делает из пустоты объект поклонения.
Но и то и другое это интеллектуальное заблуждение по поводу ещё только концепции пустоты, а не непосредственное видение сути дела. Хотя если на заблуждении сильно сосредоточиться, вполне можно словить какое нибудь ощущение и "убедиться" надолго.
Если говорить об иллюзорности, то не люди или вещи являются иллюзорными. Они не являются никакими, "вне 4 крайностей". Иллюзорным является ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАШЕГО УМА. Об этом пишется прямо, но из за собственных интеллектуальных убеждений это не читается. "Люди иллюзорны, следовательно не существуют" это концептуальный нигилизм. заблуждение. Не в том смысле что они таки существуют. А в том смысле, что люди/вещи/дхармы совсем не то, что мы о них думаем. И контекст практики пустотности и направлен не на то, чтобы мы о дхармах начали думать в терминах отрицания, а чтобы вообще ПРЕРВАЛИ своё мышление в терминах привязанности или отрицания. И соприкоснулись не через ум, а непосредственно, с тем, что есть.
И вот когда мы прерываем СВОЮ СОБСТВЕННУЮ иллюзию, мы видим в какой именно иллюзии, так же как и мы до этого, находятся все существа, что приносит им непрерывное страдание и порождение причин для продолжения страдания. Из этого возникает неконцептуальное сострадание, без условий. Это сострадание не имитационное, не тренировочное, а настоящее. Вобщем то и в текстах говорится, что только после проникновения в пустотность возможно его зарождение, а до - это всё предварительный настрой.
Что говорят учителя по поводу накопления заслуг вполне верно. Всякая конкретная "позитивная" предвзятость может и скорее всего станет основой для негативной привязанности. Эти хорошие, зато те плохие. И понеслось ещё на пару кальп. Тренировка в том "чтобы всем" это такое правильное направление, без пока ещё реальной основы, которой может быть только видение пустотности напрямую.
Пустотности, напомню ещё раз, проявлений своего собственного ума, а не размышления там о ком то другом.
Поэтому есть такой хороший "пробник": пока у нас остаётся какое то представление о другом, в тот самый момент когда мы на него смотрим, даже "это иллюзия", это то, это сё - это всё ещё не прямое постижение, это мышление.
Reply
Leave a comment