Всем привет!
События последних дней и месяцев становятся все более жесткими, и я не смог не прислушаться к просьбам читателей, которые говорят, что знания, заложенные в моей книге, нужны людям. Особенно молодежи, которая задыхается от недостатка отцовского, мужского воспитания. Что приводит иногда к катастрофам.
Книга моя необычна еще тем, что по словам читателей я изложил простым и ясным языком сложные вещи (которые обычно излагаются сухим языком науки). К тому же читать книгу легко.
Я, как автор, выложу некоторые главы, веря, что они будут вам полезны. А там посмотрим.
ВВЕДЕНИЕ
Первым делом в нашем разговоре предлагаем обсудить окружающую обстановку, тех, с кем нам, возможно, придется в ней столкнуться, и то с чем нам от них, возможно, придется встретиться (что мы можем от них получить). Знание, как говорится, сила, а «человеку свойственно бояться неизвестного».
Экстремальная ситуация (термин, который мы будем применять на протяжении всей книги) - это уравнение со всеми неизвестными, в этом-то и кроется нелюбовь людей к такого рода «приключениям», что там ничего нельзя предсказать, или предвидеть. Но что самое парадоксальное - так это то, что мы в этом уравнении зачастую сами для себя являемся «неизвестными»!
X + a + b = c
X - человек, не знающий себя, a - вероятный противник, b - окружающая обстановка, c - итог противостояния
(X) - НЕУВЕРЕННЫЙ (НЕ ВЕРЯЩИЙ В СЕБЯ) ЧЕЛОВЕК
На самом деле многие люди опасаются не сколько агрессии вероятных противников, сколько своего возможного поведения. Так как просто не знают себя, не доверяют себе и боятся «опозориться».
Это стремление «не опозориться» становится навязчивой идеей, идеей фикс, закрепляется намертво на подсознании и приводит к еще одному парадоксу - в предэкстремальной ситуации (когда все еще идет на уровне «словесного базара») человек просто впадает в ступор, молчит, проглатывает оскорбления и уходит, чувствуя себя оплеванным… Но подсознание, которое ввело его в этот ступор, довольно - оно выполнило свою работу, человек «не проиграл» в драке, потому что подсознание его до этого не допустило! Оно пошло по самому легкому пути - «чтобы не проиграть в драках, просто не дерись!». А то, что при этом самооценка его понизилась - это для нашего инстинкта самосохранения полная ерунда и вообще не является фактором. Инстинкт отвечает за сохранность нашего тела, он появился еще в те времена, когда у человекообразных не было сознания, не то что души, поэтому для него эти величины просто не существуют. И поэтому после такой ситуации какая-нибудь мартышка довольно уплетала бы бананы, гордясь собой, радуясь, что избежала острых зубов стайки хищников, «обделавшись» легким испугом, а человек, особенно человек нервный, начинает замыкаться в себе, грызть себя и приходит в итоге к полной к себе ненависти…
Поясним это на еще одном классическом примере - получив задание пройти по бревну, находящемуся на высоте 3 метров, человек настолько не хочет упасть, что напрягается, дает своему подсознанию судорожные, рваные команды, подсознание тоже начинает дергаться, давать разные, противоречивые импульсы телу, и в итоге человек… падает. Как раз, потому что очень сильно не хотел упасть. Хотя, спокойно пробегал по этому же бревну, лежащему на земле.
Поэтому прочь все эти стремления «не проиграть» - ведь «не проигрывает» (а на самом деле проигрывает) лишь тот, кто вообще ничего не делает. Тот же, кто «отпускает» себя, подобен серфингисту, легко и небрежно скользящему по гребню большой и опасной волны. Да, волна точно так же может накрыть и его. Но шансов на это гораздо меньше, потому что у этого человека уже на одного противника меньше - его самого.
И прочь стремление «не испачкать в драке новую одежду» - а что, лучше испачкать душу? И да здравствует стремление к самопознанию, к саморазвитию, узнаванию себя - кто я? Как устроен? Какие имею природные навыки? Какова моя боевая манера?
(a) - ВЕРОЯТНЫЙ ПРОТИВНИК
Самыми часто встречающимися противниками на улице у человека бывают «гопники» и «бывшие гопники», перешедшие с годами на почетную степень «Кузьмича». Их атаки, как правило, случайны и непредсказуемы для них самих. Особенно во втором случае, когда «боец» подогрет спиртным напитком и жаждет поквитаться с каким-нибудь молодым хлыщом, из-за которого вся его жизнь прошла на заводе. «Да и вообще… ты в армии-то служил?..». В принципе «Кузьмичи» не являются особо опасными противниками - от ударов по юношескому загривку мозолистым пролетарским кулаком они могут перейти к предложениям выпить и наоборот. Гнаться за кем-то они явно не намерены, особенно если стоят возле пивной. Нападения же заранее и четко спланированные, типа удара по затылку глухой ночью, которые требуют либо сверхреакции мастера с многолетним опытом, работающего на мгновенных рефлексах, либо врожденной или развитой интуиции, позволяющей просто не ходить там, где не нужно, мы тут рассматривать не будем. Хотя дадим упражнения на развитие чутья и ощущения «прицела», враждебного взгляда на себе. Такие нападения часто проводятся организованной и имеющей опыт группой, скажем, из человек трех, каждый из которых играет свою роль («забойщик», который наносит ничего не подозревающей «жертве» удар, ошеломляющий и сбивающий с ног, «футболист» - тут же обрабатывающий голову, и «страховщик», который сразу же подключается к битью ног и корпуса), в таких ситуациях даже крупные и уверенные на вид мужчины лишь падают с воплем, инстинктивно прикрывая голову руками. А настоящие бандиты вообще не будут позориться такой ерундой, как подходы на улице к прохожим и вымогание мелочи, или же уличными грабежами вообще. Они ворочают другими делами, крупными, и на улице явно не стоит ожидать от них нападения. Они работают с крупной добычей, которая тоже может постоять за себя (как лось отбивается от волков), или вообще проводят политику внутривидовой агрессии, дерясь только с такими же, за территорию. Те, кто нападают на инкассаторов, тоже не будут просто так на кого-то нападать ни с того, ни с сего. Они заточены на свою добычу, и вряд ли захотят рисковать свободой перед проведением очередной «акции» ради пары мобильных телефонов. Люди по-разному оценивают их деятельность с моральной точки зрения, но нужно признать, что они готовятся к нападению на вооруженного и тоже подготовленного противника, от которого могут получить (и получают) пулю в лоб.
Здесь же мы рассматриваем самую низкую в преступной иерархии прослойку, но при этом опасную для обычных прохожих - вид «гопникус вульгарис» (гопник обыкновенный). Гопники, как правило, делятся на три вида: те, кого когда-то били и кто теперь пытается отомстить, просто трусоватые от природы люди, которые пытаются самоутвердиться и те, кто просто вырос в такой обстановке и не знает других путей проведения досуга. Наверное, не стоит объяснять, что гопникам не сколько нужно избиение человека или товарно-материальные ценности. Им нужно его унижение.
Они хотят «поквитаться» либо за неудачное детство, либо за отсутствие перспектив в будущем, либо опять же, просто так - для развлечения. Впрочем, отнятые деньги и плейеры тоже играют роль. Гопники встречаются в разных субкультурах, и здесь дается лишь собирательный образ их поведения и психологии.
Гопников не зря называют «шакалами» - они также трусоваты по одному, также нападают стайками (если же гопник «докапывается» до кого-то в одиночку - он наверняка превосходит «жертву» по всем параметрам в несколько раз). При этом «гопы» все же хищники - мелкие, пакостные, но хищники. Здесь перед нами встает наиважнейший вопрос - а как эти хищники находят своих жертв? Точнее - кто для них жертва?
И тут неоновой вывеской перед нами высвечивается следующее незыблемое природное правило: «Хищник никогда не нападает на хищника»! Да, все люди, хотят они того или нет, делятся на хищников и жертв. На мясоедов и травоядных. В самом деле - леопард никогда не нападет на льва, а волк на медведя. Только в самом крайнем случае, когда кругом вообще не будет добычи. Но она-то есть всегда! Особенно в нынешнем инфантильном обществе с подавленными инстинктами (особенно, самосохранения). Но в отличие от животных, у людей «хищник» или «жертва» не выявляются по внешним признакам, это внутреннее ощущение. Можно увешаться бицепсами, обколоться угрожающими татуировками, научиться перед зеркалом принимать свирепое выражение лица и… оставаться в глубине души тем самым заплаканным мальчиком, у которого отобрали деньги на мороженое. И в результате неуклонно притягивать к себе агрессию - при этом искренне удивляясь - ведь они меньше меня, у них нет таких мускулов, почему же так?!! Еще есть люди, которые, обливаясь кровью и потом, долгие годы пашут на татами или ринге, достигают успехов, перестают абсолютно бояться спаррингов, имеют мощный и резкий удар, массу, те же бицепсы - а на улице потом в буквальном смысле слова начинают дрожать при столкновении с каким-нибудь щупленьким и подвыпившим люмпеном, который дерзко, однако, лезет на рожон! И человек не может понять, что происходит - ведь по всем внешним признакам он сильнее! И все эти годы мучительных тренировок в спортзале - они что, зря? Откуда ж тогда эта нервная дрожь, это бессилие, этот ступор, который может сорваться только при полученном ударе в «морду»? Точно так же, наверное, мог бы подумать большой и медлительный буйвол, на которого наскакивает стайка маленьких и дерзких шакалов. Просто - есть жертвы, а есть хищники. И маленькая землеройка, которая пожирает всех встретившихся подряд кротов и прочих зверушек, гораздо выгоднее смотрится в этом плане по сравнению с каким-нибудь флегматичным и вялым быком.
Отличительный признак хищника - агрессия, атака. Хищник не ждет, пока на него нападут - он нападает сам. Поэтому для «хищника» непригодны такие системы самообороны, как айкидо, которые основаны на ответной реакции. Ему больше подходит штурмовой бой.
Хищник имеет внутренний стержень, энергию, которая пульсирует в нем, готовность не то что даже к отпору - а к агрессии в любой момент. Это исходит от него и ощущается подсознательно окружающими. Да, люди сильно забили свои инстинкты сознанием, но все равно у каждого есть чутье, которое скажет ему, что вот этого худощавого и невысокого паренька с прямой осанкой и пружинистым взглядом обойти стороной, а вот этого здоровяка с затравленным взглядом исподлобья - грех пропустить… Особенно хорошо это понимают гопники, которые, как правило, не отягощены художественной романтической литературой, находятся ближе к природе и почти каждый день входят в такие «природные» ситуации. Поэтому стайка шакалов уважительно обтекает молодого, но благородного волчонка, и, радостно помахивая куцыми хвостиками, вприпрыжку бежит на запах крови к пассивному буйволу с невидимой для него (и отлично видимой для них!) раной…
Интерес представляет то, что и девушки очень чутко относятся к парням, и здесь также идет градация парней на различные виды и сорта. Девушки, как и гопники, очень хорошо чувствуют, с каким парнем можно связываться, а с каким - нет. Правда, связь с девушкой в любом случае гораздо приятнее «связи» с гопниками… Итак, все просто: чем более уродливые представительницы прекрасного пола к вам подходят, тем больше поводов задуматься о себе. Если подходят девушки среднего пошиба - значит, они вас считают средним. Если красавицы обращают внимание - все хорошо. Дело в том, что девушки независимо друг от дружки оценивают свою внешность по одной шкале, которая у них вмонтирована от природы. Они могут говорить другим (парням) о своей внешности что угодно, но сами всегда четко знают ей цену - до сотой доли балла. Бывают и девушки с завышенной самооценкой, которые за счет веры в себя повышают количество баллов, но таких девушек немного.
В связи с этим можно порекомендовать упражнение на выработку «ощущения хищника» - в течение некоторого времени, скажем, месяца, идя по улице, представлять, что сейчас кинешься на какого-нибудь малоприятного прохожего, например, явно «гопниковской внешности». Стоит ли и говорить, что кидаться при этом вовсе ненужно. Еще следует отметить, что, разумеется, при помощи одного такого упражнения не стать в одночасье супермужчиной, для выработки внутреннего стержня требуется разносторонняя проработка личности, но кое-какие полезные советы и наметки можно дать и так.
Просто надо понять, что достаточно быть хищником, чтобы на тебя не нападали, что надо поверить себе, а при необходимости - проверить, просто изучая окружающих людей, смотря, как это бывает у окружающих. Не такие уж мы уникальные и действуем в принципе по одним и тем же законам человеческой психологии, которая очень многое взяла из животного мира. И чем больше мы знаем о мире и о себе - тем меньше мы боимся. «Система боевого интеллекта» - вот наш путь. (Но не будем забывать и про наши боевые инстинкты, которые спасали жизнь бесчисленным поколениям наших предков, спасут и помогут победить и нам).
Уверенность не снаружи, а внутри. Вовсе необязательно для этого вырабатывать «наглую» походку или надменные взгляды. И, кстати, здесь мы сталкиваемся с одним из мифов гопников, которые они старательно пытаются внушить обществу, дабы заранее запугать его: что, якобы, гопники наоборот нападают на самых накачанных мужиков или парней с вызывающим видом. Это вовсе не так. В нашем менталитете принято, если человек ведет себя вызывающе - значит, он имеет на это право, он «крутой» или обладает «крутыми связями». Поэтому к такому человеку как раз-таки меньше всего стараются подойти. Особенно те же гопники, которые да, обладают смелостью - но это, как правило, смелость загнанной в угол и оскалившейся крысы.
На человека с вызывающим видом могут напасть, если он зашел на чужую территорию и местным уже некуда больше деваться, так как по негласным правилам это в данном случае агрессия по отношению к ним, и они обязаны отстоять свое право, также как и дикие звери, вряд ли нападут на человека - если он только сам не проявит агрессию или ненужное любопытство - да, опять зоология, а что поделать. Слишком близки мы к нашим «меньшим братьям», поэтому и вызывают они наш смех, когда скачут по лианам в зоопарке и передразнивают нас, корча уморительные рожи. Бессмертная душа? Тонкая натура? Да, это все у нас есть. Но именно для того, чтобы защитить свой внутренний хрупкий и романтичный мир - мы должны знать мир внешний, жестокий и коварный.
И - взять для себя на заметку - на самом деле вызывающее поведение вовсе не означает «крутости» человека. Это вполне может быть вызвано как раз его страхом или же он просто блефует. Вспомним безобидных ужей, которые ведут себя как гремучие змеи или других животных и насекомых, которые пытаются казаться опасными и ядовитыми…
Дополнение. Люди с психологическими «зажимами» делятся на три категории: 1. Люди, боящиеся нанести удар по голове, или получить удар по голове. Им кажется, что и в первом и во втором случаях смертельный исход неизбежен. Эти люди боятся спаррингов. 2. Люди, которые за счет практики насилия над собой и привычки (а, может, благодаря специальным упражнениям) преодолевшие эти страхи и бьющиеся в спаррингах на отлично, но боящиеся уличной драки. 3. Люди, преодолевшие благодаря уличному опыту и «стеночным боям», и этот порог, могущие подраться, но внутри все же боящиеся драк. Эта степень самая опасная для человека - он еще боится, но уже может преодолеть свой страх. Поэтому, желая доказать себе, что «не боится», нарываются на конфликты там, где их не нашел бы самый упертый «гопник».
(b) - ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА
Какая угодно. Это единственная по-настоящему неизвестная величина формулы. Можно сказать, что это - сама Жизнь.
(c) - ИТОГ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Страх смерти - причина всех страхов человека, осознает он это или нет. Именно поэтому люди боятся всяких столкновений и экстремальных ситуаций, потому что не знают, чем они могут закончиться. Если бы конкретный человек знал, что на такой-то разборке его ожидает смерть - он бы уже не так боялся. Он бы просто решил для себя - идти или нет. Вот и все. Запорожские казаки говорили: «Не стоит бояться смерти, ведь ее не избежать». Все люди смертны. И всем при этом хочется жить. Это, кстати, еще одно правило, которое нам полезно узнать: в противостоянии гопников и обычного человека, шанс дрогнуть и побежать гораздо выше у гопников. Потому что в то время как человек защищает свое достоинство, здоровье и жизнь, и поэтому может полностью «отпустить» себя и делать что угодно в борьбе за это, гопники лишь хотят поразвлечься. Слишком разные ставки с разных сторон - жизнь и развлечение. Гопники не готовы умирать. Они хотят жить. Не они приперты к стене, а тот человек, с которым у них вышел конфликт.
Психологический настрой, не только в боевых ситуациях в их физической ипостаси - как, например, в уличном конфликте, но и при «жизненных» битвах, скажем, на рабочем месте - является на наш взгляд самым важным. С древнейших времен воины различных стран учились вводить себя в состояние «боевого транса» - возьмем тех же берсерков скандинавов. Это состояние еще принято называть «измененным состоянием сознания (ИСС)». В нем человек обуздывает свой инстинкт самосохранения, который иногда толкает человека на унизительную сдачу - как уже говорилось выше, лишь бы сохранить тело, разрушая подчас при этом его душу - и заставляет его кидаться в другую крайность - яростно драться за свою жизнь и рвать всех, кто посмеет встать на его пути!
Для входа в эти состояния существуют различные методы, требующие, как правило, живого учителя, находящегося рядом, который может проконсультировать и помочь. Вдобавок, эти методы просто невозможно описать на бумаге. Но кое-какие полезные упражнения можно дать.
Также есть различные методы работы со страхом смерти. В нашем обществе, где с советских времен очень сильно распространены секции восточных единоборств, довольно популярны японские методики, когда человек медитирует, представляя свою смерть и, таким образом, становится как бы к ней равнодушным. Не отрицая полезности для кого-то такого способа (все мы сугубо индивидуальны), хотим отметить, что для нашей ментальности более подходит другой способ: не стремление к смерти в бою -> бесстрашие -> победа, а победа ради жизни! Воспитание в себе жизненной энергии, которая поможет все преодолеть; радость и мощь жизни, так называемая «ярь» - жизненная сила, которая легко может трансформироваться в «ярость»…
Также часто бывает, что драк боятся люди просто потому, что их никогда не били. Пословица не зря гласит: «За одного битого двух небитых дают». Человек в данном случае опять же просто боится неизвестного. Вспоминается случай, произошедший с одним знакомым автора, который настолько боялся конфликтных ситуаций, что стороной обходил места даже возможного возникновения конфликтов. Но, как известно, что мы боимся, то мы и притягиваем - и поэтому одной ночью и он был остановлен на улице, ограблен и избит. И, как ни странно, именно с этого момента началось его восхождение к умению защитить себя - пусть не сразу, с откатами и периодическими возвращениями к неуверенности, но он узнал, что драка - это может быть больно, обидно, но вовсе не смертельно. Он просто-напросто понял, что это такое.
Наверное, возможно привести еще такую аналогию: страх перед подходом к девушкам в юношеском возрасте. Тоже непонятно, каков будет итог взаимодействия с девушкой, что такое девушка вообще, чего от нее ждать, как с ней обращаться. С возрастом и опытом, чем больше мы узнаем противоположный пол, тем меньше затруднений вызывает у нас с ним общение. Потому что мы более-менее узнаем женскую натуру, и вычерчиваем приблизительные шаблоны нашего с ней поведения. Чем больше знаний - тем больше уверенности в этой игре под названием «Общение». Причем аналогия уместна - точно также девушки гораздо больше осведомлены об этой игре и ее правилах, как и гопники, и также о ней (как и о столкновениях на улице) может мало что знать обычный человек. Но кто ищет, тот всегда находит. Это правило железное.