Планируя краеведческую веловылазку в окрестности Смышляевки, я решил бегло пробежаться по основным знаковым местам и историческим событиям, касающимся этого старинного села, появившегося неподалёку от Самары в конце XVIII века.
Пушкин и Смышляевка
По
одной из версий, через Смышляевку проезжал "наше всё" Александр Сергеевич Пушкин, следуя 16 сентября 1833 года по почтовому тракту из села Красный Яр в пригород Алексеевск:
Карта поездки А.С. Пушкина по Поволжью и Приуралью в сентябре 1833 года (А.И. Носков - "Прикосновение к прошлому", Самара, 2006.)
Станция Смышляевка Самаро-Златоустовской железной дороги
Мои исследования прошлых лет привели к обнаружению сначала на картах, а затем и на местности,
первоначального варианта отрезка пути Самаро-Златоустовской железной дороги, который шел не как сейчас, по краю заливных лугов реки Самара, а напрямки, через горы, от станции Смышляевка до станции Кинель.
На фото - сохранившиеся по сей день выемки грунта вдоль первоначальной трассы железной дороги, построенной в 1876 году:
На карте 1919 года остатки железной дороги показаны в виде ряда выемок:
Ленин и Смышляевка
Поскольку, как известно, вождь мирового пролетариата жил одно время не только в Самаре, но и в Самарской губернии - на хуторе близ деревни Алакаевка (с 1889 по 1893 г.г), то с исторической точки зрения я
посчитал небезынтересным провести собственное расследование и выяснить, каким именно путём добирался Ильич из Самары в Алакаевку.
Единственный документальный материал, описывающий дорогу из Самары в Алакаевку, который мне сходу удалось отыскать - воспоминания брата вождя мирового пролетариата, Дмитрия Ильича Ульянова, или "Мити", как звал его сам Ильич:
Алакаевка расположена верстах в пятидесяти на восток от Самары.
Общий характер местности - степной, но под самой Алакаевкой тогда были леса: крестьянский - под названием «Муравельный» и бывший Удельного ведомства - «Гремячий».
Из города в деревню мы часть пути ехали по железной дороге до станции Смышляевка Самаро-Златоустовской железной дороги, другую часть, верст тридцать, - на лошади, на своей Буланке.
...
Вся дорога шла степью и полями, и только под Алакаевкой начинался лес. И какой же чудный воздух был там, особенно после пыльной Самары!
Д. УЛЬЯНОВ (Воспоминания о В. И. Ленине, 1, стр. 59).
Доподлинно неизвестно, каким конкретно ленинским путём следовали в Алакаевку со станции Смышляевка братья Ульяновы, но
у меня есть несколько версий на любой вкус: ;)
Смышляевка в Гражданской войне
Обстоятельства оставления Смышляевки большевиками:
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Н. И. ПОДВОЙСКОГО В НАРКОМВОЕН О ПОЛОЖЕНИИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ № 620, ст. Уфа 11 июня 1918 г. 3 час. 15 мин. Несмотря на наличие водных преград при слиянии рек Самары и Кинель, наши части, дезорганизованные слухами самыми нелепыми, в 18 часов 8 июня оставили ст. Смышляевку.
Одновременно были обнаружены неприятельская пехота и автомобили со стороны Алексеевки, с которыми наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки.
Мои более поздние исследования
привели меня к выводу, что возле ст. Смышляевка утром 9 июня 1918 года чехословацкий блиндированный поезд "Орлик" вступил в короткое боестолкновение с Первым боевым поездом Ревякина:
9 июня в 10 часов утра "Орлик" отправился на разведку из Самары в Кинель.
Отогнав вражеский броневик после короткой артиллерийской дуэли возле Смышляевки, отправили на станцию разведку из 1-го техн. роты и пулеметчиков.
Разработанная мной на основе анализа различных источников схема боевых действий на участке железной дороги между Смышляевкой и Кинелём 8-11 июня 1918 года выглядит следующим образом:
Смышляевка отметилась и
в октябре 1918 года, когда чепаевские полки брали станцию Кинель.
В книге Н.М. Хлебникова, П.С. Евлампиева и Я. А. Володихина "Легендарная чапаевская", вышедшей через 50 лет после описываемых событий, приведены следующие подробности взятия Смышляевки и станции Кинель:
Полки 2-й бригады продолжали наступление на северо-восток, на Бугуруслан.
В ночь под 8 октября 3-й Николаевский полк под командованием Михаила Патрикеева выступил в направлении села Смышляевка.
На рассвете стали отчетливо видны окопы противника, расположенные на склонах горы: противник занял выгодную позицию с удобным обстрелом.
Артиллерийская батарея Сорокина ударила по вражеским окопам, и бойцы дружно пошли в атаку. Неожиданно вся пехота противника поднялась из окопов и во весь рост с поднятыми руками двинулась навстречу красноармейцам. Это была уфимская молодежь, насильно мобилизованная белогвардейцами. Пришлось указать, где сложить оружие, а пленных группами отправить в тыл.
Заняв Смышляевку, 3-й Николаевский полк выступил в сторону станции Кинель. Но противник взорвал железнодорожный мост через реку Кинель, и полк вынужден был вернуться в село.
Фрагмент карты РККА 1918 г., лист LXXVII-105, показывает, на где примерно могли размещаться позиции белых у ст. Смышляевка, дабы держать под прицелом и железную дорогу, и почтовый тракт:
Аэродром Смышляевка в войну
О военных объектах, заинтересовавших во время войны немецкую разведку, нам расскажет расскажет
немецкая аэрофотосъемка:
На аэрофотоснимке, сделанном немецким самолетом-разведчиком 10.04.1943, обозначены цифрами:
101223 - Flugplatz Kuibyschew 2 - аэродром Куйбышев
104438 - Flugplatz Smyschljajewka - аэродром Смышляевка
21483 - Treibstofflager 6 - топливные склады
2243 - Sprengstofflager 1 - склады взрывчатых веществ
49108 - Rundfunksender 2 - радиотраслятор
50146 - Dampfkraftwerk - паровая электростанция
53110 - Kläranlage - очистные сооружения
7014 - Gießerei - литейный цех
7311 - Flugmotorenwerk Nr. 24 - завод авиационных двигателей № 24 (им. Фрунзе)
7452 - Flugzeugzellenwerk Nr. 1 und 18 - авиационные заводы №1 и №18
С = Wasserpumpwerk - водонапорная станция
Аэропорт Смышляевка
В послевоенные годы на летном поле аэродрома Смышляевка долгое время был основной гражданский аэропорт Куйбышева:
Основной парк пассажирского флота тогда состоял из Ли-2 и Ил-14:
С вводом в эксплуатацию в начале 1960-х нового куйбышевского аэропорта "Курумоч" в Смышляевке остался аэропорт местных линий.
Аэропорт Смышляевка 13 августа 1968 года:
Основной парк самолётов местных линий составляли Ан-2 - "кукурузники":
Перрон аэропорта Смышляевка на американском космоснимке 7 июня 1966 года - основной парк и правда практически весь из Ан-2:
Сейчас трудно себе это представить - но из Смышляевки Ан-2 регулярно летали во все районы области:
Как видите - рейсы "кукурузников" ежедневны. а во многие населенные пункты самолёты летают по несколько раз в день, да и по деньгам это не так уж и дорого, в районе стоимости пары бутылок водки или бутылки коньяка ;)):
Учебный аэродром
В
1953 году в Смышляевке был создан учебный аэродром КуАИ - ныне учебный аэродром Самарского университета.
Учебный аэродром КуАИ на американском космоснимке 07.06.1966 г:
Учебный аэродром Самарского университета - малый аэродром в Самарской области, в непосредственной близости от аэропорта Смышляевка. На аэродроме базируются воздушные суда различных типов, используемые в учебных целях студентами и сотрудниками университета, а также различные служебные помещения и учебные классы.
Воздушные суда базирующиеся на аэродроме:
Самолеты:
Л-410
АН-12
АН-2
Ту-144
Ту-154
Ту-104
Як-42
Ту-134
МиГ-23
и вертолеты
Ми-2
Ми-6
Ми-8
Ми-24
Все воздушные суда некогда прибыли на аэродром собственным ходом, но с тех пор в связи с отсутствием должного технического контроля утратили возможность совершать самостоятельный взлёт.
Несмотря на это, многие системы, включая силовые установки, по прежнему находятся в рабочем состоянии и используются в учебных целях.
Катастрофа Ли-2 в Смышляевке 10 октября 1958 года
10 октября 1958 года в 00:14 мск времени вблизи куйбышевского аэропорта Смышляевка во время ночного тренировочного полёта в простых метеоусловиях потерпел катастрофу самолёт Ли-2 (бортовой номер СССР-84733) 66-го объединённого авиаотряда. Из-за нарушения техники пилотирования самолёт потерял высоту, задел изгородь и крышу частного дома в посёлке Смышляевка по адресу ул. Куйбышева, д. 62. Затем самолет перевернулся и левым мотором снёс крышу частного дома по ул. Куйбышева, д. 31.
Трое членов экипажа погибли на месте катастрофы, бортмеханик умер в больнице через 2 часа 20 минут после происшествия. Второй пилот получил ранения. Жители обоих повреждённых домов не пострадали.
Не стесняемся - комментируем, дополняем, спорим ;)