Первый боевой поезд Ревякина и его роль в обороне Кинеля

Jul 09, 2020 12:36


Полтора года назад я уже писал о загадочном бронепоезде красных, принявшем бой с наступавшими на Кинель чехословаками в районе станции Смышляевка.

За минувшее время мне удалось прочесть множество новых материалов, начиная от книги упоминавшегося в том посте Павла Ермолаева "Первый бронепоезд. От Двинска до Кушки" до воспоминаний чехословацких легионеров и других документальных книг и газет с материалами о чехословацком легионе с сайта министерства обороны Чехословакии
Все собранные за это время и ранее материалы были мной проанализированы, сопоставлены, и у меня сложилась более или менее непротиворечивая картина событий, связанных с Первым боевым поездом Ревякина и его ролью в обороне станции Кинель в начале июня 1918 года.

Заодно выявилась и пара неточностей в книгах - но о них позже.

Иллюстрация из книга Павла Ермолаева "Первый бронепоезд. От Двинска до Кушки" (как вы понимаете, 3600 - опечатка, должно быть 360°) :




Для начала коротко и с указанием конкретных источников опишу, что происходило на участке между Самарой и Кинелем в период после взятия Самары и до занятия станции Кинель войсками чехословацкого легиона.
Итак:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Н. И. ПОДВОЙСКОГО В НАРКОМВОЕН О ПОЛОЖЕНИИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ № 620, ст. Уфа 11 июня 1918 г. 3 час. 15 мин.

Сообщаю положение дел на чехословацких фронтах и историю падения Самары. 4 июня чехословаки, после выигранного ими дела, обрушились в сызранскую сторону для нанесения ударов по нашим войскам, беспокоившим тыл, отсюда бой 5, 6, 7 июня. После этого последовали упорные бои за Самару, в результате которых 8 июня в 6 часов утра Самара пала.
Несмотря на наличие водных преград при слиянии рек Самары и Кинель, наши части, дезорганизованные слухами самыми нелепыми, в 18 часов 8 июня оставили ст. Смышляевку.
Одновременно были обнаружены неприятельская пехота и автомобили со стороны Алексеевки, с которыми наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки.
В 20 часов 30 минут был оставлен Предкинельский мост, а затем и ст. Кинель, где были уничтожены стрелка и крестовина.
Ввиду полной неустойчивости наших частей мысль о защите кинельского узла пришлось оставить. Отошедшие отряды немедленно приводятся в порядок; там, по линии железной дороги, приступлено к организации отрядов из местного населения.

Сравнение изложенного в этой докладной записке с другими материалами даёт несколько иную картину.

Для начала процитирую книгу кинельских краеведов В.И. Кривобокова и О.Н. Кудрявцевой "История Междуречья", с которой и началось моё знакомство с событиями 1918 года в Кинеле (цитируется по блогу И.Контратьева (gregorko):

6 июня на станцию «Кинель» подошел из Бугуруслана бронепоезд с отступающими красногвардейцами.

7 июня после полудня на станции уже разгружался эшелон с белочехами, командовал разгрузкой майор Ребенда. Вечером на озере Моховом был расстрелян комиссар Н.П. Дудочкин из Бузулука.

8 июня через Алексеевку прошли кавалерийский полк и броневики белочехов на штурм Самары.
Откуда у В.И. Кривобокова появились эти данные по 7 июня - совершенно непонятно, это противоречит абсолютно всем прочим известным мне источникам.
Единственное разумное объяснение, которое мне приходит на ум - это то, что источник, которым пользовался В.И. Кривобоков, собиравший материалы к этой книге, перепутал эшелон с белочехами под командой Ребенды с бронепоездом красных партизан под началом Ревякина...
Так или иначе, но версия событий 6-8 июня 1918 года из "Истории Междуречья" совершенно неправдоподобна, ибо согласно всем документальным материалам, чехословаки в это время были в Иващенково и только-только подтягивались к Самаре со стороны Сызрани.
Не выдерживает критики и упоминание 6 июня "отступающих красногвардейцев" - на самом деле прибытие со стороны Бугуруслана означало подтягивание красными сил для обороны Самары.
Как броневики чехов могли попасть в Алексеевку 8 июня - совершенно ясно, но только вот Самара была уже взята, и приехать они могли только со стороны Смышляевки.
В общем - в описании событий июня 1918 года полагаться на данные "Истории Междуречья" никак нельзя.

Вернемся же к нашему "Первому боевому поезду", фигурирующему в докладной записке Подвойского в короткой фразе "наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки".

По данным чехословацких источников с сайта www.valka.cz, публикующего мемуары легионеров, речь в данном инциденте шла об обстреле двумя ротами легионеров 1-го полка большевистского поезда с подкреплением, прибывшим со стороны Кинеля:

1-я и 9-я роты 1-го полка отразили атаку большевистского поезда, который только что прибыл из Кинеля на помощь Самарскому Совету.
После сильного обстрела чехословаками, этот поезд быстро вернулся в Кинель вместе с большевистской подмогой.

Хроники 1-й отдельной технической роты чехословацкого легиона (Kronika 1. samostatné technické roty v první českoslov. husitské střelecké divisi 1917-1920/ Author Památník odboje (instituce). Terezín: Ženijní pluk 1 v Terezíně, 1927) уточняют дату и даже указывают время боестолкновения между чехословацким блиндированным поездом "Орликом" номер 1 и красным "броневиком" под тем же номером 1:

9 июня в 10 часов утра "Орлик" отправился на разведку из Самары в Кинель.
Отогнав вражеский броневик после короткой артиллерийской дуэли возле Смышляевки, отправили на станцию разведку из 1-го техн. роты и пулеметчиков.

Таким образом, разработанная мной на основе анализа различных источников схема боевых действий на участке железной дороги между Смышляевкой и Кинелём 8-11 июня 1918 года выглядит следующим образом:



Подробности восстановительных работ на поврежденных отступающими красными путях, проводимых чехословаками перед занятием ст. Кинель, я уже приводил ранее.

Два моста на 144 версте были разрушены отступающими бойцами "Первого бронепоезда" Ревякина 9 июня 1918 года и восстановлены чехословаками к исходу дня 11 июня:



Купающиеся в реке Кинель у железнодорожного моста на 148 версте чехословаки на фоне торчащих из воды рельсов - следов разобранных и сброшенных в Кинель боевиками Ревякина путей:



Теперь, когда мы с вами разобрались с хронологией событий, происходивших между ст. Смышляевка и ст. Кинель в течении 8-11 июня 1918 года, пора поподробней рассказать о "Первом бронепоезде" Ревякина.
Эту информацию скрупулёзно, хоть и не без некоторых ошибок, собрал и обобщил Павел Ермолаев в своей книге:

В начале декабря 1917 года формирование отряда «Первый боевой поезд» было завершено. Основной ударной силой отряда служил бронепоезд, состоявший из орудийной платформы, бронированной пулеметной платформы, блиндированной платформы с установленным на нем орудийным броневиком «Гарфорд», бронированным паровозом и двумя платформами «щупальцами», нагруженными запасными рельсами, шпалами, стрелками и железнодорожным инструментом. Личный состав отряда насчитывал 280 человек. В состав отряда были включены три бронемашины: две пулеметные, типа «Остин»[1] и один тяжелый бронеавтомобиль с трехдюймовым орудием и тремя пулеметами, пятитонный «Гарфорд» с названием «Новик»[2]. Пулеметное вооружение отряда состояло из 6 пулеметов системы «Максим» и двух крепостных пулеметов, артиллерия - из 4-х трехдюймовых орудий. Каждый из партизан был вооружен винтовкой, револьвером «Наган» и ручными гранатами.

Отряду были приданы три железнодорожных состава, насчитывающие семь классных пассажирских вагонов для личного состава, товарные вагоны с боеприпасами, две платформы с легкими пулеметными бронемашинами и две платформы с трехдюймовыми орудиями. Один эшелон был вспомогательный. В нем находилась хозяйственная часть, три автомобиля (два грузовых и легковой), лошади, обоз и горючее. Все классные вагоны имели по четыре специальных пулеметных стола, расположенных в концах вагонов. Командиром и одновременно комиссаром отряда на общем собрании был выбран Константин Ревякин.

Что за бронепоезд был под командованием Ревякина - мы с вами выяснили, теперь постараемся выяснить подробности действия ревякинцев при обороне Самары и Кинеля.

Вновь слово Павлу Ермолаеву:



Самара - Оренбург
(май 1918 - июль 1918)

Ревякин со своим отрядом прибыл в Самару в первых числах мая проездом через Тулу, где принял участие в разоружении отряда анархистов. По прибытии в Самару весь сводный отряд Зиновьева поступил в распоряжение уполномоченного СНК РСФСР Кудинского. Обстановка в Самаре была тревожная. Город был одним из центров движения анархистов-максимали-стов. Получив большинство в губисполкоме и Советах, максималисты, анархисты и левые эсеры вступили в открытую конфронтацию с большевиками, среди которых также не было единства. Председателем Самарского губисполкома и губкома ВКП(б) на тот момент был В. В. Куйбышев, впоследствии видный партийный и советский деятель. В своих воспоминаниях Константин Ревякин упоминает, что был лично знаком с Куйбышевым.

<...>

Вечером 8 июня бронепоезд Ревякина проследовал через Кинель в сторону Самары и вступил в бой с противником на станции Смышляевка (восточная окраина Самары), после чего вернулся на станцию Кинель. Этот факт зафиксирован и чешскими историками: «9-я рота 1-го полка отражала большевистский поезд, который только что приехал из Кинели с подкреплением для советской Самары. Сильный и точный огонь чехословаков заставил этот поезд быстро отправиться обратно в Кинель».

Бойцам Ревякина удалось в последний момент взорвать железнодорожный мост, разрушить пути и тем самым приостановить наступление белочехов. Об этом эпизоде упоминает Ревякин в своих воспоминаниях.
Однако в докладной записке Н. И. Подвойского в Наркомвоен о положении на чехословацком фронте от 11 июня не упоминается о подрыве Кинельского моста, а говориться только, что на Кинели были разрушены стрелка, крестовина и водокачка.

Существует, однако, фотография, датированная июнем 1918 года, на которой чехословацкие легионеры занимаются ремонтом моста на станции Кинель. Остается предположить, что мост все же был разрушен.

Вот и вторая неточность в книгах о событиях июня 1918 года у ст. Кинель - как мы с вами абсолютно точно выяснили,  ревякинские боевики прибыли на ст. Смышляевка вечером 8-го, вступили в бой с чехословацким "Орликрм" утром 9-го, и при отступлении взорвали пару 6-метровых мостов на 144 версте.
Мост через реку Кинель на 148 версте (двухпролётный) остался цел, хотя и лишился верхнего строения пути.
Подтверждением моих выводов служат "Хроники 1-й отдельной технической роты..." и вышеприведенная фотография целого двухпролетного моста с купающимися чехословаками.

Фигурирующая же во многих чехословацких источниках и приведенная в качестве подтверждения взрыва моста через Кинель в книге Павлом Ермолаевым фотография, вероятней всего, изображает мост либо на 144 версте (хотя и не очень похож, ибо на глаз пролет больше 6 метров, да и с высотой явно что-то не то...), или мост через реку Кинель на уфимской ветке на перегоне между станциями Похвистнево и Абдулино:



Ниже - схема боевого рейда "Первого боевого поезда" из книги Павла Ермолаева:



В заключение - еще пара фотографий неиндефицированных блиндированных поездов Красной Армии периода 1918 года, которые, в принципе, могут оказаться фотографиями бронепоезда Ревякина, или, во всяком случае, мало отличаются от описанной выше его конфигурации:

Булла Виктор, Бронепоезд РККА;




забытая история, ровно 100 лет назад, Кинель, загадки истории, изследования, 1918, гражданская война, история

Previous post Next post
Up