Положа руку на сердце, признаюсь (хотя к чему это - публикации все в открытом доступе) - мне нравилась сама идея реформы местного самоуправления. Ее суть была в том, что любая, даже самая старенькая бабушка в абсолютно любом районе должна была точно знать, кто в ее доме может помочь с решением проблемы. Каждый район города был поделен на микрорайоны, в которых был актив и управляющий. Управляющий при этом вписан в структуру районной администрации, получает зарплату в 30 тысяч рублей и несет на себе все бремя обязательств «народного чиновника»: работает со всеми жалобами жителей на своей территории, помогает оформлять заявки на участие в проекте «комфортная городская среда», охватывает проблематику ЖКХ, благоустройства и т.д. Пашет, как ломовая лошадь. Но это в идеале. Что вышло на деле? Во-первых, реформа до конца не состоялась, поскольку районам так и не отдали полномочия из городских департаментов (ага, сейчас - так они и отдали свою «кормушку»). Во-вторых, реализация идеи с «народными чиновниками» в общем и целом потерпела крах. Я не спорю, что среди управляющих микрорайонами есть ответственные люди. Возможно, именно поэтому убирать всех и сразу городская администрация не планирует, а начнет с половины.
Почему так произошло? Я реалист и не верю в проклятые места и абстрактные вещи вроде «в России иначе не бывает». Бывает, если нормально реализовывать здравые идеи. Тем более, мы видим положительный опыт, например, в Кировском районе. И ужасную ситуацию фактически во всех остальных. В качестве примера, я возьму район, где был самый плохой показатель по явке на выборы губернатора Самарской области - Ленинский. Незадолго до выборов, глава этого района, Дмитрий Титов, ушел с поста. Но эта кадровая перестановка уже мало на что могла повлиять, потому что случилась слишком поздно: чиновники во главе с Титовым наворотили так много всего, что мне удивительна хоть какая-то явка. Не буду расписывать все - безответственное отношение к подготовке документов на торги и, как следствие, установку детских площадок, малых архитектурных форм и прочего тогда, когда уже лежал снег, сокращение должности заместителя главы района по работе с социальным блоком, которую просто вычеркнули как ненужную (действительно, зачем с народом-то работать, с теми же ветеранами). Об этом поговорим как-нибудь потом. Пока что остановимся на управляющих микрорайонами и чем они на самом деле заняты.
Самая громкая и яркая женщина из армии «управляющих» Ленинскими микрорайонами - Доценко Любовь Петровна, бывший сотрудник микро-УК «Барс». Люди про нее говорят коротко: «мертвого з**бет». Но самые громкие люди, как правило, оказываются самыми бестолковыми. Пролоббировал ее на эту должность ответственный за ЖКХ в структуре администрации Жданов (впоследствии был уволен с этой должности и перешел на работу в коммерческую УК). Несмотря на то, что управляющий микрорайоном должен получать свои 30 тысяч рублей за огромный объем работы на благо жителей, Доценко неофициально поручили другой функционал. А именно - подстрекать жителей домов уходить от своих УК в свежесозданную муниципальную «управляшку». Я про эту «управляшку» уже писала, кстати. МБУ «САХТОБ» - детище замглавы города Владимира Василенко и Дмитрия Титова. Они еще поставили туда директором Николая Туманина, который ни дня не руководил ни одним жилищно-коммунальным предприятием. По идее, «САХТОБ» должен был оттянуть весь ветхий жилфонд района на себя, чтобы субсидии из областного бюджета шли не коммерсам, а в городскую структуру. В итоге, при помощи Доценко и прочих инструментов, администрации удалось перевести в «САХТОБ» целых четыре дома. Сейчас будущее этого МБУ фактически решено, так как Титов ушел, ушел и Туманин с поста директора. Василенко, говорят, тоже скоро снимут с должности. По сути, кроме Доценко, все лоббисты этого предприятия разбежались. А что сможет одна женщина? Пусть даже суперактивная, неутомимая и горластая? Да, и зачем ей это?
Управляющих компаний на рынке очень много, поэтому услуги «народного чиновника» вряд ли останутся невостребованными. Единственно, очень жалко район - некогда сильный и красивый. Напомню, что при Станкевиче там не было такого обилия мелких и мутных управляющих контор, которых заводят туда, в том числе, и управляющие микрорайонами. Было всего две управляющие организации и всегда было понятно с кого спрашивать за благоустройство и содержание. Сейчас Ленинский район - это огромный муравейник мутных микро-управляшек за которыми очень сложно, практически невозможно уследить. Кто с кем воюет, кто у кого отжимает дома, сталкивает лбами людей, кто кому машины сжигает… И самое главное, разводят это безобразие, в том числе, сотрудники администраций районов, те самые «народные чиновники».
Сейчас Дмитрий Азаров наводит порядок в структуре правительства области. Очень надеюсь, что в ближайшее время руки дойдут и до городской администрации и администрации районов.