Все в курсе что есть дикие племена, у которых неразвитая речь, может не быть числительных, минимум или вообще нет абстрактных понятий, отсутствовать понятия о будущем и т.п. В сравнении с цивилизованным человеком это ужас и мрак.
При этом известно, что никаких физиологических отличий у этих дикарей как правило нет, то есть по мозгу они пригодны к адаптации в цивилизации. Ребенка из племени дикарей вполне можно воспитать в цивилизованного человека, главное его изъять из дикости как можно раньше и планомерно загрузить в голову всю современную систему воспитания. Всё это неоднократно проделывалось, а частично проделывается до сих пор.
Получается противопоставление дикости цивилизованности. Граница в программе которая планомерно загружается в голову ребенка (система воспитания). Этот процесс небыстрый, есть множество условий и факторов, но в основе находится способность мозга воспринять наработанную систему абстрактных понятий (загрузить в мозг цивилизованность как программу).
Возникает вопрос - является ли современная система абстрактных понятий пределом для человеческого мозга? Предположу, что скорее всего нет. Соответственно можно предположить, что теоретически возможен такой уровень развития цивилизации, с которого современный человек будет выглядеть как самый настоящий дикарь, который не понимает базовых абстракций. Для такой сверх-цивилизации наш уровень будет всего лишь разновидностью дикости, достойной сожаления. С их уровня наше отличие от классического дикаря не имеющего понятий «вчера», «завтра», не способного понять разницу между четырьмя и пятью бананами, будет незначительным. Ведь мы не отличаем дикарей друг от друга по виду копий, типу татуировок и принципам охоты. Для нас важно, что они неспособны воспринять наших понятий, а их представление о мире убоги.
Со стороны этой сверх-цивилизации мы будем с рождения лишать детей возможности освоить сложные абстракции, естественные для их уровня, но не известные и не доступные нашему уровню мышления. С точки зрения сверх-цивилизации в результате нашего воспитания дети утрачивают возможность к развитию и погружаются в примитивность, бездарно пропускаются важные этапы развития личности. Как некоторым дикарям невозможно объяснить зачем им строить лодки или делать запасы, так как такой уровень планирования находится за пределами их представлений о мире, так и с современным человеком эта сверхцивилизации не сможет найти общий язык, так как в нашем языке и мышлении будут отсутствовать необходимые абстрактные понятия.