ОАО «Самарский речной порт» опубликовало итоги работы в 2009 году. Предприятию удалось закончить год с прибылью, однако ее уровень упал по сравнению с 2008 годом почти в 120 раз. Аналитики уверены, что финансовые показатели Самарского речного порта в 2010 году будут напрямую зависеть от темпов восстановления строительного рынка.
Строители подвели
Согласно годовому отчету за 2009 год, опубликованному на сайте ОАО «Самарский речной порт», выручка предприятия упала более чем в 2 раза - с 469,2 млн рублей в 2008 году до 297,2 в 2009 году. В структуре выручки предприятия, согласно отчетности, основную долю по итогам ушедшего года заняла реализация речного песка (46,7%). Пассажирские перевозки, перегрузочные работы, реализация товаров принесли выручку в размере 82,6 млн рублей (27,8%). Оставшиеся 76 млн рублей порт выручил от эксплуатации грузового флота, аренды, экскурсионного обслуживания и пр.
Чистая прибыль предприятия по итогам 2009 года показала по сравнению с 2008 годом падение почти в 120 раз - с 11 млн рублей до 93 тысяч рублей. Генеральный директор ОАО «Самарский речной порт» Андрей Добрянин отказался комментировать итоги работы предприятия в 2009 году, сославшись на занятость. В отчете речпорта сказано, что причиной падения объемов прибыли по сравнению с предыдущими годами стало снижение потребности в минерально-строительных грузах из-за общего падения объемов строительных работ. «Для того, чтобы наше общество работало безубыточно, приняты меры по снижению расходов. Часть производственных мощностей выведено из эксплуатации, большая часть работников порта переведена на четырехдневную рабочую неделю. По мере выхода из кризиса все объекты будут введены в эксплуатацию, работники переведены на пятидневную рабочую неделю», - говорится в отчете.
Отметим, что выйти на безубыточный уровень речпорту удалось не только за счет сокращения рабочей недели. В 2009 году, согласно отчетности предприятия, региональные власти выделили из областного бюджета более 16 млн рублей на «расходы по обычным видам деятельности». Эксперты соглашаются с точкой зрения менеджмента порта. «Конечно, главной причиной, повлиявшей на сокращение показателей не только самарского, но и других портов, стал экономический кризис, приведший к резкому падению грузоперевозок. По итогам 2009 года грузооборот внутреннего водного транспорта составил 52,6 млрд тонно-км, что составило всего лишь 82,5% по сравнению с 2008 годом», - отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Основной груз, поставляемый самим портом, - это песок, его поставки и его перевозка сильно зависят от активности на строительном рынке региона. Соответственно, как падали объемы добываемого песка и объемы грузоперевозок стройматериалов, так падали и доходы речного порта», - рассуждает главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов.
Зависимый порт
В первом квартале 2010 года Самарский речной порт сработал лучше, чем в первые три месяца 2009 года. Чистый убыток порта за этот период составил 15,3 млн рублей, снизившись по сравнению с тем же периодом 2009 года на 5 млн рублей. В сравнении с другими речпортами ПФО, чьи отчеты за первый квартал 2010 года уже опубликованы, самарское предприятие показало практически самый худший результат. Больший убыток за первый квартал получило лишь ОАО «Порт» (пос. Юриш, Саратовская область).
Каких именно финансовых результатов достигнет Самарский речной порт к концу 2010 года, эксперты прогнозировать не берутся. «Я полагаю, что порт покажет небольшой рост прибыли по итогам 2010 года за счет того, что началось некоторое оживление на строительном рынке», - замечает Буслов. «Главное препятствие для развития порта - это кризис. Снижение объема грузоперевозок и вызванное этим уменьшение доходов порта не позволило вложить достаточно средств в развитие. Возможно, что в этом году показатели работы окажутся лучше прошлогодних, и часть полученных доходов может пойти на развитие и модернизацию порта. Этому также может поспособствовать и намерение региональных властей создать транспортно-логистический кластер в области, куда также должен войти и порт, - рассуждает Дмитрий Баранов. - Если программа по созданию кластера начнет осуществляться уже в этом году и будет открыто финансирование, то часть средств может пойти на первоочередные меры по реконструкции и развитию порта».
По данным правительства Самарской области, создание региональной транспортно-логистической системы (РТЛС) намечено на 2010-2015 гг. Общий объем инвестиций в проект составит 10,35 млрд рублей. По данным областного минтранса, в 2009 году на разработку стратегии развития РТЛС было перечислено 30 млн рублей.
http://www.time-samara.ru/article/27469.html