В тяготах заботы о безопасности пассажиров Самарский метрополитен нарушает Конституцию

Jan 27, 2010 20:51

Зря все ругают прокуратуру, надо отдать ей должное - зачастую действует она достаточно оперативно. Не прошло и недели, с момента подачи заявления в прокуратуру Самары о фактах незаконного ограничения Самарским метрополитеном права граждан на сбор информации, как последовала судорожная реакция метрополитена. История вопроса проста - пунктом 3.5.15 правил пользования метрополитеном установлен запрет на проведение фото и видео съемки на территории станций метро без письменного разрешения администрации метрополитена. Личный состав "подземных" милиционеров, а так же сотрудники станций тщательно следят за реализацией этого запрета - потеря бдительности грозит им лишением премии. Дирекция метро свято хранит советскую еще традицию - так уж сложилось, что возможность запрещать у нас традиционно куда привлекательней возможности разрешать. Некоторые подумают - "так ведь стратегический объект!" - и будут совершенно не правы. На самом деле, как следует из официальных писем дирекция метро борется за безопасность, но не государства, а нас с вами: "бесконтрольная фото- и видеосъемка может привести к падению на пути как предметов, так и самого пассажира". Одна только проблема... в Москве, Питере и Новосибирске при куда большей толчее на станциях никто никуда от фотографирования не падает. Да и вообще запрет на съемку противоречит действующему законодательству.

Право "право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в седьмой статье которого дано определение "общедоступной информации":
"1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации"
В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Понятно, что в Федеральном законе о запрете на фотосъемку в Самарском метро нет ни слова. Более того, метрополитен оказывает нам услугу - а значит на него распространяется действие еще и ФЗ "О защите прав потребителей". Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах или услугах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрататывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается. Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность ограничений на форму и методы сбора информации покупателем:
"1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными".
Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, метрополитен не может их вводить самостоятельно. А значит и снабдить свою услугу "перевозка пассажиров" дополнительным запретом на фотосъемку права не имеет.

Не новость это, конечно, и для уполномоченной по правам человека в Самарской области. Именно по вопросу о запрете на свободную фотосъемку в Самарском метрополитене, направленному в адрес Ирины Скуповой газетой "Комсомольская Правда" пришел ответ: "Необоснованные запреты на фотосъемки, не связанные с необходимыми мерами безопасности, вступают в противоречие с 29-й статьей Конституции РФ, ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» и ст. 3 Закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в которых идет речь о праве на получение и свободу распространения информации. Полагаю, что по заявлениям журналистов должны быть проведены проверки прокуратуры на предмет законности запретов фото- и видеосъемок в конкретных помещениях конкретных объектов".

Что же остается в таких условиях Самарскому метрополитену? Естественно публиковать пресс-релизы с рассказами о стараниях по защите несчастных фотографов от несчастных случаев, и обещаниями всем обратившимся разрешать съемку без проблем, да еще и выделять ответственного сотрудника в сопровождение. Автор этих строк испытал на себе все прелести подобных обещаний со стороны администрации метрополитена. Всего-то год потребовался на то, чтобы допроситься разрешения на съемку станций! Причем сделанные фотографии предназначались для сайта этого самого метрополитена. При съемке оказалось мало даже письменного разрешения, сопровождать фотографа направили начальника службы движения! Неправда ли умопомрачительная забота о безопасности? Милиция на станциях, дежурные каждой станции, начальник службы движения - все были заняты сопровождением фотографа. Надо отдать им должное - под поезд я не упал. А что если самарцы устроят флэшмоб и будут ежедневно просить разрешения на фотографирование? А по несколько раз в день? Наверное придется остановить метрополитен и направить всех его работников на сопровождение фотографов. Естественно, во имя всеобщей безопасности. Ведь в Самаре ни какой-нибудь там Питер, Новосибирск, Москва, Прага, Берлин, Лондон, Париж, Будапешт, Нью-Йорк или Токио - тут и правда заботятся о пассажирах!

Кстати я не зря упомянул другие города, дело в том, что сравнивать с ними Самарский метрополитен бывает очень интересно. У нашего метро себестоимость перевозки пассажира 22 рубля 28 копеек (это при длине 10,3 км, 9 станциях, и пассажиропоток 18,72 млн. в год, здесь и далее данные из отчета ассоциации МЕТРО за 2008 год), а вот в Нижнем Новгороде себестоимость 13 рублей 31 копейка (15,5 км, 13 станций, 32,25 млн. в год). Но еще интересней сравнивать Самарский метрополитен с их коллегами из ассоциации "МЕТРО" - метрополитеном Еревана. Дело в том, что он имеет сравнимые протяженность и пассажиропоток (12,1 км, 10 станций, 18,92 млн. в год), а вот себестоимость 3 рубля 70 копеек (!). Кстати энергия в Ереване дороже, а вот зарплата сотрудников и правда в 2 раза меньше самарской... Но разница в себестоимости то отличается не в 2, а в 6 раз! Это отчетные данные ассоциации "МЕТРО", то есть единицы измерения приведены к одному стандарту, все технологии в метрополитенах одинаковы. Директора разные. Особенно сильно это чувствуется когда заходишь в приемную директора Самарского метрополитена - чувствуется что у МПа приносящего колоссальные убытки городу все же находятся не малые деньги на ремонт кабинетов начальства. Ведь начальство научилось давать складные интервью, с рассказами о том, что "вот достроят метрополитен и тогда мы станем приносить прибыль". Куда уж в хронически недостроенном метрополитене подумать о сокращении издержек? Ведь надо же еще и фотографов беречь, - не дай бог упадут на пути.

Буслов Антон
/сопредседатель МОО "Город и транспорт"/

Самара, дептранс, метрополитен

Previous post Next post
Up