Я уже дважды порывался написать нечто, хоть как-то отдаленно напоминающее непутевые заметки о нашем городе (кому интересно, часть первая -
о Самарской площади , часть вторая -
о Театральной площади ). Сегодня - часть третья - о Храме Пресвятого Сердца Иисуса. Большая часть самарцев зовет его коротко - костел.
Лично для меня именно этот храм, вместе с домом Курлиной является символом Самары. Ещё с детства, когда, если кто помнит, там был краеведческий музей, именно он для меня ассоциировался с чем-то необъяснимо возвышенным, торжественным и родным. На минуту представить, что нет в Самаре этого храма, и для меня это будет уже другой город, который утратил последнюю связующую нить между прошлым и настоящим.
Давно задавался вопросом, откуда у нас католический Костел, лютеранская Кирха...Откуда в городе мечеть, я ещё могу понять: все-таки близость Казани, волжской Булгарии, но католики-то здесь, на Волге, откуда? Оказалось, что с католики появились на Самарских землях раньше, чем я мог себе представить. Ещё в XVII веке, когда Русь заключила перемирие с Польшей, несколько отрядов польских войнов приняло решение поступить на службу русскому царю. Земли решено было дать им на границе между Россией и "Диким полем" (вообще в основном это сейчас украинские земли, но в дикое поле включают также территории Ростовской, Воолгоградской и др. областей), чтобы и границы защищали, и вроде как землей их наделить. Кстати, есть мнение, что основой Поволжского дворянства стали именно это шляхтичи. Дальше - больше. После разгрома восстаний в Польше, Литве и Раздела Речи Посполитой ссыльных селили как раз в этим, не слишком роскошных землях. Надо сказать, что за такую политику надо поклониться нам с вами в ноги Екатерине II, потому что умная была женщина. Среди переселенцев бОльшую часть составляла интеллигенция и интеллектуальная элита: врачи, преподаватели, инженеры. * вот бы сейчас такая политика проводилась*
Словом, католическая диаспора у нас стала не то, чтобы очень сильна, но влиятельна. А дикий русский народ, глядя на более степенных и привыкших к порядку поляков, немцев, литовцев также перенял у них европейский образ жизни и мыслей. Поэтому, совершенно естественно, что католическая община решила возвести с разрешения властей храм на самарской земле. Разрешение это было получено, и к строительству приступили в 1862 году. Самое замечательное, что этот храм стоит и по сей день. Только он не католический. Это Кирха (на пересечении Куйбышевской\Некрасовской). Именно она задумывалась изначально как католический храм, однако в какой-то момент власти, усомнившись в миролюбивости поляков, которые в 1863 году устроили восстание, постановили, что в Самаре нет 100 семей, необходимых для открытия прихода, и отдали храм лютеранам.
Надо отдать должное прихожанам. Они не стали устраивать каких-то акции, взывать к правосудию, а смиренно приняли решение и продолжили думать, как жить дальше. И решение было найдено: в мае 1887 года католической общине позволили купить землю на пустыре и приступить к возведению молитвенного дома. На минуточку, то, что в 1887 году было заброшенным дики пустырем сейчас, пересечение Фрунзе и Красноармейской! Молитвенный дом, кстати, стоит и сейчас. И каждый проходил мимо него раз 600, но думаю, никто на него внимания не обратил. А стоит он прямо за каменным, привычным всем нам костелом. Вот он.
Более удачно мне заснять его не удалось. Технические возможности не позволяют. Сейчас трудно представить, что когда-то этот дом был едва ли не единственным и центральным местом сбора католической общины и богослужений, но это действительно так. Раньше на окнах второго этажа были стрельчатые наличники, да и вообще, по свидетельствам современников, домик смотрелся очень скромно, но симпатично. Сейчас же сами видите... Позже, после того, как построили костел, в этом доме стал проживать священник церкви.
Но все мытарства самарских католиков были искуплены, когда в 1902 году они добились разрешения на строительство каменного Храма, силуэт которого помнит каждый, кто хотя бы проплывал по Волге мимо Самары. От момента получения разрешения до первой службы в храме прошло, между прочим, всего 4 года. В 1906 строительство было закончено. В Самаре не было мастеров готической кладки - их пригласили из Нижнего Новгорода. Всего на постройку храма община собрала и потратила 80 тыс. рублей- это были колоссальные деньги по тем временам, более того в Австрии за 5 тыс. руб. был заказан орган, который должен был стать главной жемчужиной храма, потому что в те времена органом в своих стенах могли похвастаться лишь считанные храмы. Костел быстро стал символом города, даже православные жители не могли не признать красоту и величие нового собора. Из соседних городов приезжали люди чтобы посмотреть на это творение, и кстати, даже в петербургских газетах о нашем костеле говорили в исключительно положительных тонах.
А самарские газеты писали вот что:
В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение
«Голос Самары» от 25 января 1906 года
Я нашел лишь одну фотографию того времени.
сравните
Храм освятили 12 февраля 1906 года, так что на след. неделе можно заглянуть, кинуть денежку в лоток для пожертвований.
А дальше, после революции, настал настоящий ад для этого богоугодного места. В 1930 году храм закрыли, чтобы трудящийся народ не смущал. У нас же в Самаре действовал "Союз безбожников" , так что представляете, что может сделать быдло, нежданно негаданно получившее в свои руки власть и карт-бланш на бесчинства. Эти ублюдки не нашли ничего умнее, как разграбить храм, уничтожить фрески и разрушить тот уникальный орган. Как говорили современники, детали органа ещё долго валялись на улице а детвора с удовольствием играла с органными трубками. Так мы лишились жемчужины. Храм превратили в увеселительное заведение, потом в антирелигиозный музей (ну не идиоты ли размещать антирелигиозный музей в здании, форма которого - крест?!), а потом уже краеведческий музей, который многие из нас ещё застали. И снова и храм, и община все стойко перенесли. Храм выжил, выстоял, все перенес и сейчас спокойно и с достоинством взирает на происходящее. Ему уже ничего не страшно. Он - легенда.
Возрождение храма и общины в целом началось в 1991. Когда первый польский священник, приехавший в Самару отслужил в тогда ещё помещении музея краеведения мессу. Служба проходила прямо среди экспонатов, и на ней присутсвовало считанное число прихожан. В конце 1991 храм решено было вернуть церкви. В 1999 году, после многочисленных судебных тяжб храм освятили повторно и его злоключения, можно надеяться, закончились.
Сейчас храм полноценно работает. Мессы, традиционные концерты, которые проводятся совместно с Самарской Филармонией, очень теплая и трогательная встреча Рождества в декабре, и удивительное, просто магическое чувство спокойствия внутри храма. Туда можно прийти, сесть на лавочку и просто посидеть, подумать о своем, посмотреть, как скорое весеннее солнце отражается в неброских витражах. Даже если вы будете один, никто вам не скажет ни слова, удивительно дружелюбные люди там. Над алтарем фреска- копия картины Дали "Христос на Кресте". Не могу назвать сюрреализм моим любимым жанром, но очень гармонично смотрится.
Вот такой он, МОЙ Костел: величественный, старый, но очень теплый и всегда разный.