Иоанн Самарский: проповедь "сумасшедшего"

Apr 24, 2009 00:49



Иоанн Самарский (И. А. Чуриков)

Предположительно в марте, Самарской губернской думой будет запрещена продажа алкоголя в ночное время (документ о подобном запрете уже принят в первом чтении), делаются попытки изъятия из оборота суррогатных спиртных напитков, ведется, хоть и скромная,  пропаганда здорового образа жизни. Вместе с тем, нужно отметить, что противодействие алкоголизации населения имеет в Самаре давнюю историю.

Первым и наиболее ярким борцом с алкоголизмом в нашем городе еще на рубеже XIX - XX веков был Иван Алексеевич Чуриков или «добрый братец» Иоанн Самарский.

Иван Алексеевич Чуриков родился 15 января 1862 года в деревне Передовой Поселок в Новоузенском уезде Самарской губернии в крестьянской семье и унаследовал от родного дяди огромное рыбное дело на Волге (примерно 1/8 всего общего промысла на Волге от Самары до Сызрани). Иван удачно женился по-любви. Принял большое приданое жены, открыл бакалейные и рыбные лавки в Самаре, получил гильдейский паспорт и стал числиться купцом второй гильдии. И все, казалось бы, должно сложиться у Ивана Алексеевича хорошо. Но его жена некая Анна Краснова страдала тяжелым психическим заболеванием. Ее определили в Симбирскую «лечебницу для нервнобольных». Иван очень любил жену и сильно переживал по поводу ее болезни. Бросил весь бизнес, как сейчас говорят, и запил. Пропил все, что только было можно. Даже свой трактир на Предтеченской (Некрасовской), где и пил.

И вот, в обычный день, 19 мая 1889 года, Иван так и не пришел «поправить здоровье». Прошло три месяца, и многие думали, что помер «барин». Слишком много он пил. Но вдруг, в трактир является ухоженный монах и называет себя «Иоанном Самарским». Конечно, многие признали - это и есть Иван Чуриков. На нем были одеты огромные 22-фунтовые вериги (чтобы убили его бренное тело) и большой серебреный крест, а в руках он держал Новый завет.

Иоанн (Чуриков) начал проповедовать в кабаках и трактирах, что «Богу пьянство не угодно». Иван имел дар красноречия - и вскоре доходы самарских питейных заведений начали падать. Под сенью знамени Иоанна объединилось около 500 человек бывших пьяниц. Трактиры и кабаки стали определять себе на работу «громил» («швейцаров») из местных горчишников (хулиганов), чтобы защититься от Иоанна.

Вместе с тем, проповедник тоже не унывал - обзавелся собственной охраной и с боем пробивался в трактиры, где становился на стол и читал «помощьную» молитву для всех сбившихся с пути.

Самарские власти, не долго думая, встретились с Чуриковым, и после допроса у губернатора Брянчанинова, предложили два выхода: либо Иоанну грозит «психушка», или предстоит высылка из Самары.

Чуриков, ненадолго побывав в новой земской психбольнице в Томашевом колоке, уехал из Самары, но дело свое (пропаганды здорового образа жизни) не бросил.

В 1893 году Чуриков жил в Кронштадте, где его благословил сам Иоанн Кронштадский, который, как известно, любил Самару и наших прихожан. Есть легенда, что Иоанн Кронштадский даже освящал Кресто-Воздвиженскую церковь в Засамарской слободе.

В 1894 году Иоанн Самарский начал проповеди в Санкт-Петербурге, где главной темой снова выступает борьба с пьянством. У Иоанна появляется огромное количество последователей и в Петербурге. Особенное внимание Чуриков уделял разного рода «отбросам общества» - босякам, нищим, хулиганам, проституткам - и пользовался в этой среде необыкновенной популярностью. Под влиянием бесед Чурикова многие из его последователей резко меняли свой образ жизни в лучшую сторону и «исцелялись».

В 1895 году Церковь официально признала Чурикова сектантом и отлучила от причастия. Но и здесь Иоанн не растерялся. Он также советовал прихожанам не причащаться, а лишь давал каждому своему последователю по три кусочка сахара, чтобы «жизнь казалась сладкой». Вскоре его судьба для некоторых высокопоставленных чиновников и священников стала очевидной, и Иван познакомился с апартаментами психбольницы в Санкт-Петербурге. Вернувшись в Самару в 1898 году, Иван Алексеевич Чуриков снова был посажен в психбольницу в Томашевом колоке «за безумные выходки в трактире Тихонова», а в 1900 году по прошению епископа Самарского и Сызранского Гурия был заточен в Суздальский монастырь. Всего Чуриков, по некоторым данным, подвергался арестам 65 раз.

В 1901 году Иоанн Самарский в селе Вырица Санкт-Петербургской губернии создал коммуну трезвенников и вегетарианцев, а также активно участвовал в строительстве великолепных храмов в этом селе.



Дом общины чуриковцев в селе Вырица

В 1929 году Чуриков был арестован ОГПУ и приговорен к трем годам тюрьмы. Позже срок был продлен. 8 октября 1933 года Чуриков скончался при пересылке в Бутырскую тюрьму. По другим данным «Братец Иоанн» пропал в трудовых лагерях где-то за Уралом. Несмотря на это, дело Чурикова живет и по сей день.

В общинах Иоанна насчитывается до 20 000 человек. Чуриковцы делятся на «умеренных», которые собираются в Храме Новомученников и Исповедников Российских в Санкт-Петербурге рядом с площадью Восстания, почитая Иоанна как святого, и на «ортодоксальных», считающих Иоанна - «вторым Христом».

«Ортодоксальные» чуриковцы проводят свои богослужения в старом особняке коммуны Иоанна в селе Вырица Ленинградской области. На совсем свежих фотоснимках, которые нам любезно предоставил писатель, путешественник и исследователь культурного наследия России Илья Буяновский, видно, что община Иоанна в Вырице процветает.
Дом общины и молельный зал выглядят ухоженными и радуют глаз любого прихожанина.



Молельный зал в доме чуриковцев в Вырице

В заключении хочется привести фрагмент известной речи Иоанна Самарского «Обвинительный приговор разума пьянству» 1923 года: «…Я обвиняю алкоголь в том, что он преступник, совершающий насилия и убийства. Я обвиняю алкоголь в том, что он вероломный изменщик, который сгубил материально и нравственно миллионы людей и целые нации и государства.  Я спрашиваю: кто мерзок Богу и противен людям? Пьяница. Кто беден? Пьяница. У кого жена и дети несчастны? У пьяницы. У кого с языка, как из грязного источника, всякая грязь и сквернословие льются? У пьяницы. Я утверждаю со всей решительностью: пьянство отчуждает людей от Бога и от храма Божия. Пьянство делает отцов и детей врагами друг-другу. Пьянство разлучает жен и мужей. Пьянство по судам водит, в тюрьмы и на каторгу в кандалах гонит. В тюрьме, больнице, сумасшедшем доме пьяница - свой человек. Трезвый и благочестивый человек служит Богу, а пьяница - дьяволу. От вина вся беда! В вине человек губит веру и разум, стыд и совесть, силу и здоровье, свое благополучие и свое спасение. Юноши и дети! Запомните навсегда: погибель начинается от первой выпитой рюмки. Запомните: проклят всякий человек, соблазняющий чистую молодую душу на пьянство. Тому бы лучше повесить жерновой камень на шею и потопить бы его в глубине морской. Запомните! Пьяница царствия Божьего не наследует. Запомните это хорошенько. Сами не пейте и другим не давайте.
Боже милостивый и милосердный! Отрезви всех нас, дай нам жизнь Трезвую, чистую, православную».

Попов П. Иоанн Самарский: проповедь «сумасшедшего». //Вечерняя Самара, 2010, 3 февраля

Previous post Next post
Up