Концерт, посвященный ливерпульской четверке, собрал в Самаре зрителей всех возрастов
Журналисты «Самарских известий» оказались по обе стороны фестиваля «Битлз навсегда»
Взгляд из зала
Первое, чем меня встретил фестиваль «Битлз навсегда» - это десяток небольших компаний, уютно расположившихся на территории, прилегающей к музею имени Алабина. Одни вели оживленные разговоры на повышенных тонах, другие звонко чокались стеклянными бутылками и шелестели пластиковыми стаканчиками. В воздухе гулко раскатывались аккорды разухабистого кавера на знаменитую песню о желтой субмарине.
Сознаюсь сразу, я не самый большой поклонник песен знаменитой «ливерпульской четверки». Но на фестивале «Битлз навсегда» в этом признаваться никому не стоило.
На самом деле, зрители на мероприятие пришли очень разные: в толпе, собравшейся у сцены, можно было увидеть и прожженных «рокеров», и людей старшего поколения, которые оказались тут, чтобы заново окунуться в атмосферу своей молодости, переслушав свои любимые песни в новом переосмыслении. Немало было и интеллигентных молодых людей в пиджаках и узких джинсах.
Я ненавязчиво присоединился именно к последним и обратил все свое внимание на сцену.
Знаете, увидеть своего коллегу в новом, непривычном амплуа - это всегда интересно. Имя клавишника группы «Дрова» Романа Арсенина хорошо знакомо всем, кто хоть раз открывал газету «Самарские известия» за последний год.
Необычный вокал солистки, мягкий звук и Роман Арсенин за синтезатором - образ группы «Дрова» лично для меня сложился именно из этих трех слагаемых. В исполнении ребят песни «Битлз» зазвучали совсем необычно. Чтобы узнать в звучащих каверах оригиналы, мне порой приходилось долго и напряженно перебирать в голове все возможные варианты.
В отличие от того, что происходило вокруг, музыка, летящая со сцены, мне понравилась. И, судя по тому, как самозабвенно подпевал песне «Let It Be» в «дровяном» исполнении уставший от жизни господин полицейский - понравилось не только мне.
Взгляд со сцены
Сквозь длинные самарские пробки мне все же удалось пробиться на саундчек (настройка звукового оборудования и проверка звука перед началом мероприятия - прим. авт.). В суматохе готовящегося концерта несколько раз поменялась очередность коллективов, и еще полчаса наша группа прождала своей очереди на репетиционный сет. С некоторыми товарищами по цеху даже пришлось повздорить - время на подготовку было ограничено, а успеть отстроиться хотелось всем. Но перед выступлением необходимо подготовить не только рабочий инструмент. Настроиться нужно и самому, ведь выходить на большую сцену с кислым выражением лица - значит, не уважать зрителя. Поэтому я так не люблю внутренние склоки, которые всегда плохо сказываются на расположении духа.
Наконец, очередь дошла и до нас. Оперативно мы отыграли несколько песен из будущей программы и передали эстафетную палочку другим.
Через час открылся фестиваль. В списке участников концерта наш коллектив значился третьим. Из зрительного зала я наблюдал на выступающие перед нами команды. Слушать родных «битлов» в прочтении первой выступающей группы а-ля панк было непривычно. Впрочем, тинэйджеры рядом со мной были явно довольны. Юные дарования - The Blackbirds больше радовали меня. Хотя и резали слух их словесные вставки между песнями на английский манер. Но пока я постукивал ногой им в такт, подошла наша очередь. Организаторы - бессменные братья Сноповы объявили выступление группы «Дрова».
Мы выходим на сцену. Волнения нет. Дрожание коленок или нервная суета прошли еще несколько лет назад. Теперь мы там, где, по собственным ощущениям, должны находиться. Шнуры воткнуты в усилители, микрофоны включены. Гитара играет первые аккорды, и собравшиеся зрители устремляют взгляды на сцену.
Первая песня проходит ровно. Аплодисменты. Вторая песня, третья, четвертая. В гуле низких частот периодически пропадают мои «клавиши», и пальцы перебирают их на ощупь. Ко всему прочему мне не слышно собственного пения, и в любой момент я рискую сфальшивить. А ведь во времена битлов вовсе не было подзвучивающих устройств. Как им удавалось так здорово играть, не слыша собственных инструментов и голосов - можно только удивляться. Между делом я смотрю на товарищей, чтобы не упустить нужного момента. Инструменты должны звучать в такт, малейшая доля мимо будет слышна всем. Тем более, когда речь идет о песнях, которые многие знают наизусть. Неудачное посягательство на святое с большой сцены может дорого обойтись музыканту.
Но вот с площади доносятся овации и ответное пение. Контакт установлен. Публика негласно поставила нам «зачет» и теперь снисходительно закрывает глаза на мелкие неточности, которые допускают наши замерзшие руки.
На этой волне завершается выступление. Мы отходим за сцену, где уже готовится к выходу следующий коллектив. Я зачехляю свой синтезатор и почему-то вспоминаю слова Высоцкого: «Весь мир на пороге, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди».
.
Сергей Снопов,
президент самарской «Битлз-ассоциации»:
- Этот праздник «Битлз навсегда» уже двадцать второй по счету. И ни разу не было так, чтобы один фестиваль был похож на другой. Чего только у нас не было за эти двадцать с лишним лет! Менялись концепции проведения, менялись участники. The Beatles здесь переигрывали бесчисленное количество групп в направлениях от панка до джаза. Были и хоры, в том числе детские, и специальные легендарные гости. Короче говоря, у фестиваля большая история. Но это не значит, что он стареет. Меня всегда радует, когда я вижу огромное число молодых людей, не только из публики, но и среди музыкантов. Удивительно, но с момента запуска фестиваля, за эти двадцать два года успели родиться некоторые его участники, и сегодня они стоят на этой сцене, придя на смену «старой гвардии». И все же не стоит забывать и про «ветеранов». Мы по-прежнему возлагаем надежды на наши проверенные команды: 104,3 FM, The Singles, Дрова. Каждую группу мы давно знаем и поддерживаем. А нас, в свою очередь, поддерживают власти. Кстати, это единственный в России ежегодный битлз-фестиваль, который проводится на открытой площадке и финансируется городской или областной администрацией. О чем говорить, если сам Дмитрий Азаров вырос на нас и на музыке The Beatles. Ежегодно мы доказываем, что эта музыка никогда не постареет.
Самарские Известия