Дорогие, друзья! Давайте отвлечемся от тротуаров во льду, мондиаля со своим коровьем островом и стадионами, от 13-й квитанции за квартиру и перевода времени на португальское. Посмотрим на прекрасный Куйбышев 60-х годов, чистый и светлый город. В эфире очередной архитектурный пост. На этот раз, с эксклюзивными фотками.
Сегодня я расскажу о самарских набережных. Эти набережные - самые красивые в России. Сравнить с ними можно лишь знаменитейшие набережные Круазет в Каннах и Капакабана в Рио. Я видал много набережных: в Тольяти, в Москве, В Ленинграде, в Нижнем, Ульяновке, даже в Городце, но ни ода не сравнится с Самарскими.
К тому же, сегодня для вас эксклюзив. Все фотографии, которые я использую в этом посте публикуются ВПЕРВЫЕ, по моим подсчетом это период примерно 1959-1963. Фотографии сняты не на советскую камеру, судя по формату это трофейная Лейка, но я не уверен. Все фотографии из личного архива Михаила Андреевича Труфанова, одного из главных авторов Второй очереди набережной и застройки на Волжском проспекте. Он начал работать в Куйбышеве 30 сентября 1953 года в "Горпроекте".
Итак начнем.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
Их протяженность составляет 5 км. Самара - единственный город на Волге, полноценно связанный с побережьем, где набережные играют роль едва ли не главной рекреационной зоны. С 1930-х гг. началась работа по расчистке побережья от складских и производственных сооружений.
С 1952г. началась разработка и строительство т.н. “старой” набережной от Комсомольского спуска до Пивзавода. Вдоль реки протянулись широкие аллеи с многочисленными летними павильонами, малыми формами, литыми оградами и другими деталями, оформленными в духе сталинской классики. Под спусками разбиты цветники и скульптурные композиции. По всей длине набережных у подпорной стенки организованы широкие пляжи.
“Новая” набережная стала разрабатываться в 1958г. Она расположена за ГРЭС, вдоль Волжского проспекта, и представляет ландшафтную композицию в 3-х уровнях.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
Земляные работы - впечатляют. До набережных тут были склады и прочие хоз постройки, на берегу не было песка, валялись битые стекла и хлам с бревнами.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
Знаменитейший Дом на Волжском проспекте,31 (А.В. Годзевич, Щербачев П.А.,1958)
Последнее из заметных проявлений сталинской классики в Самаре. Здание играет ключевую роль в панораме 2й
очереди волжской набережной. За счет крутого рельефа здание меняет этажность с 4 до 7 этажей. Оно фланкирует склон площади Славы, где расположен административный центр города, возвышаясь над 5ти этажной застройкой Волжского проспекта.
Что интересно, фасады рисовал мега Щербачев, а планировки - гипер Годзевич. Сдержанный классический фасад обладает монументальными пропорциями. Можно уловить внешнее сходство с домами Жолтовского на Ленинском проспекте и Смоленском бульваре: высокое тело легкого руста, ярко выраженная горизонтальная динамика, верхние этажи, почти лишенные декора, разбавлены ненавязчивыми прямыми сандриками на пилястрах. Щербачевская трактовка фасадов более условна. У здания 2х частное деление. Единый руст нижних 4х этажей прорежен аркадой больших витрин, подчеркивающих тектонику. Дом проектировал "Гипроавиапром".
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
Деревья, которые только что высадили на Набережной. Фото сделано в районе Маяковского спуска.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
Благоустройство - радует. Широкие и просторные набережные - настоящий праздник для горожан 60-х годов. обратите внимание на косы, которые еще не смыло и количество речного транспорта. Сейчас одни дерьмовые катера мылят взгляд по-лету, а корабли ходят редко, "Ракеты" и "Метеоры" проданы Китаю в 90-х, а речной транспорт больше не "самый дешевый вид транспорта"
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
Знаменитейшие лестницы, которые сейчас разбомблены имбецилами-графитчиками.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
И, наконец, строительство гостиницы "Волга" (А.В. годзевич, В.Г. Каркарьян, 1962)
Посмотреть на Яндекс.ФоткахФото из личного архива М.А. Труфанова
Самарские набережные - это лицо города, мне очень жаль, что сейчас, уже который год, на них, без всякой системы, расположены т.н. "кафе", которые портят все впечатление (напомню, что были сделаны специальные летние павильоны, в системе набережной, которые стоят по сей день), мне жаль, что проживая в 3 минутах от Маяковского спуска, я радую себя набережными пару раз за сезон, и то стараюсь в светлое время суток, мне жаль, что проходя по ней в темное время суток, ничего, кроме пьяных ебулетов не видно, словно аттракционом себя балуешь... Давайте выносить правильные уроки из истории, друзья, и не портить то, что с таким трудом не нами было сделано.
больше фоток у меня в журнале