Развитие и усложнение социальных отношений началось с доисторических времен. Очевидно, что самые первые человеческие сообщества, будучи малочисленными выстраивали простейшую иерархию. Далее будет рассматриваться не административная иерархия, но иерархия ценностей и информации.
Самые первые вожди племен, это люди осознавшие свою волю, как средство для противопоставления себя коллективному общественному сознанию стаи. Это позволило им резко ускорить обучение, усваивание информации о внешней среде и накопление опыта, что в свою очередь и создало первую иерархию, основанную на беспрекословном авторитете вождя.
Следует отметить, что даже в те времена иерархия не могла быть основана на одной лишь силе. Выживание племени зависело в первую очередь от удачи, смелости и знаний вождя. По сравнению со своими более дикими сородичами вождь был божественной личностью с бесконечным авторитетом, что являлось необходимым условием для простейшей организации сообщества, распределения ресурсов и выживания всего племени.
В отличие от подхода И.Бощенко (Эволюция Социальных Систем), административно-командное устройство любого типа общества, не имеет решающего значения для рассмотрения иерархии ценностей и власти. Тем не менее его методология отлично подходит для понимания ключевых моментов устройства общества и его структуры.
В дальнейшем будут использоваться следующие термины по И.Бощенко.
КМч (Когнитивная Модель человека) некий комплекс, характеризующий обучение и личный опыт человека. Каждый человек имеет модель окружающего мира, которая позволяет ему прогнозировать своё будущее, планировать действия которые дадут ожидаемый результат. КМч строго индивидуальна для каждого человека, она может быть похожа в одном племени, но не идентична. Похожесть КМч в одном племени объясняется тем, что обучающая информация примерно однотипная, условия среды однотипные и как следствие формируются похожие КМч, при этом огромную роль играют постоянные контакты между членами племени. За счёт средств коммуникации, в первую очередь речи, происходит взаимодействие КМч разных людей, при этом в тех частях, которые не совпадают, возникает спор, который разрешается, либо через проверку экспериментом, либо за счёт приоритетов и иерархии. В любом случае, происходящее внутриплеменное взаимодействие приводит к формированию некоей ОКМ (Объединённой Когнитивной Модели) данного племени. Эта ОКМ воспринимается как некая общепринятая норма и традиция племени, эта ОКМ фактически является некоей информационной субстанцией (1), общей для всего племени и определяющей его идентичность.
Как уже было сказано, по всей вероятности первые вожди были первыми людьми с собственной КМ. Если племя выживало, благодаря верной КМ вождя, то эта модель становилась общепринятой для всего племени.
Вместе с ростом размера племени шло накопление информации и опыта его членов и формирование их собственных КМ. Проходящая паралельно специализация по типу деятельности также способствовала укреплению разных КМ и конкуренции за власть.
Все виды человеческой деятельности для упрощения далее будут разделяться по приципу древнеиндийских варн.
Ва́рна (санскр. वर्ण, varṇ IAST, «качество, цвет, категория») - термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
Брахманы - самая старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники.
Кшатрии - вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.
Вайшьи - земледельцы, ремесленники, торговцы.
Шудры - слуги, наёмные рабочие.(2)
Выживание племени требовало от вождя уделять больше внимания материальным аспектам, организовывать жизнь племени, охоту и обмен с другими племенами.
Наблюдение за природой для предсказания погоды и поведения животных, требовало много времени, также и для обучения такому ремеслу, потребовалось обособление "шамана / жреца".
Сакральность и божественное происхождение власти теперь разделено между "шаманом" и "вождём". Шаман сохраняет контакт с божественным через природу, знахарство, предсказания и т.д., прерогативы Варны брахманов. Вождю остаётся божественность воплощённая в военной, охотничьей и торговой удаче - Варны кшатриев и вайшьи. Авторитет вождей и шаманов при этом сохранялся на прошлом уровне, так как в те времена большинство людей не были способны достигнуть их уровня мастерства, знаний и опыта.
...Шаман обладал большей Информацией, чем рядовой член племени и иногда даже вождь, поэтому многие его действия казались сверхъестественными и имеющими отношение к божеству. По сути, так оно и было, ведь шаман обладал большей Информацией и соответственно мог выстраивать более сложные схемы манипулирования Материей, его КМч была более развита. Были времена, когда добыча огня считалось Божественным проявлением, но для шамана это был набор информации, которая приводила к изменению в окружающем мире. Когда эта информация стала общедоступной, то появление огня перенеслось из сакрально-божественной сферы в материально-бытовую и перестало восприниматься как что-то сверхъестественное, т.к. у людей появилась модель этой информации, их граница Материя/Информация немного сдвинулась от божественного к материализму. По мере накапливания Информации в Социуме шаман вынужден был повышать свой уровень Информации. Если он это не делал и социум дорастал до его уровня, то воспринимал шамана как мошенника и бесполезного члена племени. Т.е. шаман с одной стороны сохраняя и давая Информацию, был вынужден учиться опережающими темпами. До тех пор пока скорость развития социума была низкой, и объём информации небольшой, отдельный человек вполне справлялся с этой функцией.(1)
Примерно в это же время происходит окончательное формирование элиты, как отдельного сообщества. Элита ... élite от лат. eligo «избранный; лучший») в социологии и политологии - совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, союзом государств.(2)
Вождь поддерживал шамана, т.к. тот, общаясь с мнимым субъектом, верифицировал власть вождя. Эта взаимовыгодная связь и разделение полномочий и создаёт первую элиту. Как носители более полной КМ и наследники, уже ставших легендарными героев прошлого, элита формирует свою общую когнитивную модель (ОКМ).
Формирование ОКМ общества к этому времени, также завершено и теперь можно говорить о взаимодействии не отдельных КМ правителей и подданных, но двух взаимосвязанных ОКМ. Где элиты используя свое превосходство в знаниях, опыте и опираясь на историческую легитимность - контролируют ОКМ общества.
По аналогии с предыдущей моделью, чтобы сохранить контроль над ОКМ общества элита вынуждена постоянно повышать свой уровень и опережать социум в накоплении и генерировании информации. В конечном итоге приводит к утрате сакрального смысла власти, которая теперь опирается не на божественность вождя, а на монополию элиты на информацию, ресурсы и силу.
Именно в этот момент происходит окончательный "закат эпохи королевской божественности. Вожди, являвшиеся божественными существами, вожди, объединявшие в себе оба вида могущества, - королевскую и жреческую, понтификальную власть, - отошли в далекое, почти мифическое прошлое.
После исчезновения этой верховной касты власть перешла к нижестоящей касте воинов. К этой касте принадлежали властители, являющиеся только военными вождями, господами временного правосудия, политически абсолютными правителями. Иногда кое-где еще сохранялась форма "божественного права", но лишь в качестве бессодержательной и пустой реминисценции. За государственным устройством, лишь формально сохраняющим аристократически-сакральные черты, часто уже в древности мы сталкиваемся с правителями именно такого типа. А после падения вселенского единства Средневековья это стало уже повсеместным явлением. (3)
(1) Эволюция Социальных Систем - Бощенко Игорь
(2) Wikipedia, Ильин, 1971
(3) Языческий империализм - Эвола Юлиус
Возможны дополнения и исправления.
Продолжение следует...