Продолжаю предновогодно итожить уходящий год. Просмотренное, прослушанное и прожитое за двенадцать месяцев. Второй пункт - музыкальные альбомы, коих я прослушал столько, сколько не слушал никогда.
Поставленную цель расширить музыкальные горизонты в 2011 году выполнил. Открыл для себя бесчисленное количество новых имен и жанров. Многое оказалось на удивление приятным, хотя никогда бы не подумал раньше, что буду такое слушать и ценить.
В отношении оценки альбомов всегда существует опасения, насколько твое мнение сформировано твоим сознанием, а не хвалебными отзывами в прессе. Однако посмотрел на список и увидел, что кое-где есть серьезные расхождения, успокоился.
5,0:
Coldplay - Mylo Xyloto. Лолштоэто? Шутки про то, что Coldplay поют одну и ту же песню закончились тотальной неудачей. Они реально начали петь разные песни, и это стало ужасно. Благо для наших слушателей правильно обозначили - ксилотное мыло.
Dirty Beaches - Badlands. Это какой-то очень концептуальный серф-рок в лизергиновых отражениях. Трезвым совершенно не въехал, а сколько надо пить, чтобы оценить по достоинству, узнавать не хочется.
Evanescence - Evanescence. Если нет идей, зачем делать это достоянием публики? Ничего нового.
James Blake - James Blake. Про более удачные образчики свежей волны аренбишечки будет выше. Это мимо.
Maria Minerva - Cabaret Cixous. Слишком замудренно и претенциозно.
uSSSy - UD. Вроде как андерграундный отечественный высоко оцененный нойз-рок. Слабо, слабо я еще разбираюсь в подпольной сцене. Не понял.
6,0:
And So I Watch You From Afar - Gangs. Обычный качественный пост-рок. Без откровений, но в качестве разнообразия ритмичной гитарной музыки пойдет.
Bad Meets Evil - Hell: The Sequel. Любопытный EP'шник от 38-летнего Эминема и его черного товарища. Недостаточно альтернативно или каньеуэстично, чтобы слушать на постоянку.
Blink-182 - Neighborhoods. Как всегда в своей теме, и при этом качественно. Будь на 8 лет моложе, прыгал бы и скакал в восхищении. Слушай такое 8 лет назад, сейчас бы пустил ностальгическую слезу. Но так только констатирую - все окей, просто война не моя.
Bon Iver - Bon Iver. Одно из самых крупных расхождений с общественностью. Критиками альбом отмечен как едва ли не лучший в году. Как по мне, так унылая до невозможности тигамотина с ноющим вокалом и минимумом развития. Даже у не любимого мной Sigur Ros хотя бы самобытность есть какая-то, а тут?
Bush - The Sea of Memories. Однофамильцы американских президентов очаровательны в своем слоупочестве. В нулевых они записывали альбомы, которые по звучанию должны были появиться в девяностых. В десятых они пишут альбомы, которым самое место в нулевых.
Chase & Status - No More Idols. Драменбешечка и есть драменбешечка, что тут сказать. Слабже предыдущего альбома, хотя достойного британского рэпера Plan B стало больше.
Does It Offend You, Yeah? - Don't Say We Didn't Warn You. Дэнс-панк, нью-рэйв. Танцевально, но как-то уж очень вразброс, без каких-либо вменяемых и интересных мыслей.
Feist - Metals. Вот я не понимаю, чем это хуже Bon Iver. Точно такой же тоскливый инди- фолк. Затяжная зевота.
Friendly Fires - Pala. Слабое продолжение дебютного альбома. Причем, если тогда было вторично, но любопытно, то тут пацаны пошли к успеху и поиску новых идей, но пришли куда-то не туда.
Guano Apes - Bel Air. Вот так иногда встречаешь старого знакомого раз в год, вроде бы сперва с радостью, а потом поговорил час и понимаешь - хорошо и естественно, что пути ваши разошлись. Помашешь ему ручкой и еще год не вспомнишь.
Gui Boratto - III. Как меня занесло в бразильский хаус, уже и не вспомню. Диверсия какая-то.
Is Tropical - Native To. Вторичное в музыке, поведении и позиционировании инди.
Kate Bush - 50 Words For Snow. Чересчур концептуально. Долгие атмосферные треки, в которых что-то рождается, но чаще умирает. Не мой формат.
KoЯn - The Path of Totality. После самоповторного, но достойного альбома Remember Who You Are свой дабстеповый проект коянам следовало назвать Remember Who You Are Not. Как метко отметил
vhailor, чуваки перепрыгнули с откинувшего коньки жанра на умирающий. За исключением чисто технической замены гитарных риффов на электродрели ничего существенного не произошло и не было придумано. Два выданных сингла послушать можно, все остальное в утиль. Down... Beating Me Down... Into the... ВОБВОБВОБВОБВОБВОБВОБВОБ.
Radiohead - The King of Limbs. Главное разочарование года. Восемь треков, из которых появления на альбоме достойны максимум полтора. Больше похоже на сборник би-сайдов. Можно сколько угодно заниматься самообманом и говорить что-то о неких изменениях, о том, что это все «надо понять». Правда в том, что когда Том Ёрк избавился от пресса звукозаписывающих компаний, он впал в творческий хаос, отходами которого мы вынуждены кормиться последние пару лет. Единственный позитив от альбома - это
вот такая обработка клипа Lotus Flower и совершенно эпичное осмеяние альбома посредством
баянного эпизода из фильма про Гитлера.
Red Hot Chili Peppers - I'm With You. В очередной раз лишившись Фрусчанте, «перцы» лишились своей изюминки. Совершенно проходной альбом, песни из которого влетают в одно ухо и вылетают из другого, не задевая мозг. Скучно и блекло. Восторженные отзывы изданий можно отнести к культовому статусу группы. Зачем почитаемых и стареньких дяденек обижать?
The Luyas - Too Beatiful to Work. Такой приятный вступительный сингл, а затем какой-то психоделический ужас. Экспериментальность в ее самых уродливых и отталкивающих формах.
Tom Waits - Bad As Me. Хорошо отношусь к Уэйтсу как к явлению, но на индивидуальном уровне не могу воспринимать его творчество.
Wu Lyf - Go Tell Fire to the Mountain. Не разделил восторгов по поводу данного пост-рока и психоделии. Мало того, что сама идея такого сочетания жанров мне не очень нравится, так еще совершенно выводит из себя вокал. Практически физическую боль мне приносит.
Zola Jesus - Conatus. Приличный хайп, качество слышно, но ни одной искорки так и не нашел. Прошло мимо непонятым.
7,0:
Amanda Palmer - Amanda Palmer Goes Down Under. После перепевки хитов Радиохед под укулеле Аманда рассказала о том, как она слетала в Австралию. По сути это запись концертных выступлений, общения с публикой и многочисленных выступлений с друзьями. Но при этом именно студийный альбом. Просто Аманда без публики это лишь половина Аманды.
Arctic Monkeys - Suck It and See. Я спокойно отношусь к изменению стиля и звучания лучшей пост-бритпоповой бригады прошлого десятилетия. Да, мне тоже безумно нравились ранние «Обезьяны», а нынешние не очень. Но группа должна развиваться, не стоять на месте. И если бы такой же альбом записал коллектив под другим названием, он бы получал самые положительные отзывы. Но я весь год слушал The Last Shadow Puppets.
Bjork - Biophilia. Зря мадам Бьорк ушла от активного использования музыки, сконцентрировавшись только на собственном голосе. «Свет мой, зеркальце, скажи - мой ли голос всех милее, всех прекрасней и светлее?». Ты прекрасна, спору нет, но после восьми альбомов твой тембр мы выучили наизусть. Как только к проникновенным промурлыканным исландкой историям подключается жесткая электроника, сразу становится сильно лучше.
Blood Orange - Coastal Grooves. Как и любую другую слабо категоризованную хрень это пихают в инди. Легкое, звонкое и небезынтересное. К тому же, не слишком популярное, что важно для задротов.
Bombay Bicycle Club - A Different Kind of Fix. Ребята стабильно записывают по альбому в год, при этом их бросает от инди-рока в акустический фолк, а затем обратно. Приятно, разнообразно (с учетом узкости жанра) и практически идеально как фон.
Class Actress - Rapprocher. Не очень оригинальный, но ласкающий слух синти-поп с женским вокалом. Любителям жанра должен понравиться. Сладкий, но не приторный, как хорошее ванильное мороженное.
Digitalism - I Love You, Dude. Дэнс-панк и электронный рок, чем-то напоминающий мой любимый Delphic из прошлого года. Бодро, танцевально и неглупо.
Fleet Foxes - Helplessness Blues. В общем, уже понятно, что я не большой фанат крайне модного фолка. Но этот повеселее остальных.
Florence + the Machine - Ceremonials. Шаг назад по сравнению с дебютной работой. Вместо эмоциональности появилась камерность. Энергетики жестоко не хватает. Я с флоренсами познакомился только в минувшем году, поэтому слушал практически постоянно только дебютную пластинку.
Foo Fighters - Wasting Light. Работа мастера, и ценить мне этот альбом гораздо выше, если бы не наскучил жанр.
Frank Ocean - Nostalgia, Ultra. Из всей волны свежего R&B мне больше всего глянулся вот этот микстейп Оушна. Здесь хотя бы есть узнаваемые вещи на фоне, плюс ощущение связанности альбома через пощелкивания старого кассетного магнитофона.
Ghostpoet - Peanut Butter Blues & Melancholy Jam. Меланхоличный альтернативный хип-хап. Как если бы Ослик Иа вдруг стал читать рэп под музыку приборов космического корабля.
Girls - Father, Son, Holy Ghost. Романтично-лиричный инди-рок. Светлый как помыслы крестьянской девушки и не пытающийся выдать себя за что-то другое.
Jono McCleery - There Is. Певец голосом под гитару. Не Jose Gonzalez, конечно, но пара вещей есть довольно интересных. Для успокоения нервов один раз в неделю после еды.
Kurt Vile - Smoke Ring for My Halo. Лирично-романтичный инди-рок. Не четкий, а плавающий, с эффектом блюра. Довольно универсальный для любой обстановки.
Ladytron - Gravity the Seducer. Новый продукт от ветеранов синтипопа и дрим-попа. Планку держат, хотя и несколько скучновато-вяловато по сравнению с недавней их же компиляции лучшего. К раскрученному треку Ace of Hz это не относится.
Limp Bizkit - Gold Cobra. Больше десяти лет прошло с тех пор, как 13-летний я угорал под break your fucking face tonight и прочие прелести ранней популярности ню-метала. Фред Дерст с тех пор пересрался со всеми, кем только можно, неудачно пытался сменить музыкальное направление, засветился в одном из лучших эпизодов House M.D. за всю его историю, и наконец записал достойный камбэка альбом. Фирменное звучание, скороговорочки - все на месте. Мейнстримом этому, конечно, уже не застать, но старых фанатов порадовал. Да и сам должен быть доволен собой.
Neon Indian - Era Extrana. Приятный нойзовый инди-поп. Алану Паломо удалось передать красоту и очарование финнской северной ночи, в которую он отправился писать альбом.
Pallers - The Sea of Memories. Кто умеет делать чиллаут лучше шведов? Воздушный электронный альбом, от начала и до конца «на расслабоне».
Pictureplane - Thee Physical. Неплохой микс из громкой электроники и модных синтипоп дарк-вэйв фишечек.
The Drums - Portamento. Еще одни зе кто-то там, кто пытается расширить рамки инди-рока, оставшись в его информационном поле. Любыми способами избежать вторичности. В принципе, удалось. Получился другой подвид того же самого.
The Horrors - Skying. Я не настолько увлечен идеями нео-психоделии, чтобы биться в счастливых эпилептических припадках от данного альбома, но слушается он неплохо. Может во мне что-то неправильно устроено, но разве можно как-то переплюнуть My Bloody Valentine, которые всю музыкальную поляну уже вытоптали по этой теме?
The Pains of Being Pure at Heart - Belong. Такая скромная попытка переиграть и переосмыслить The Smashing Pumpkins. Любителям нойзового пост-гранжа и альтернативы должно понравиться. Только надо обязательно помнить, что это по мотивам, а не в одном ключе.
The Vaccines - What Did You Expect from the Vaccines? Хороший и достойный прослушивания нестандартный инди-рок.
The Weeknd - House of Balloons. Главное знамя свежей аренбишечки. Музыка для своего времени и места. В моем винампе звучать будет не часто, но концепцию и уровень одобряю.
vtgnike - Sueta Nebitya. Отечественный джук, такая легкая электроника с сэмплированными фразами из советских песен. Звучит на удивление современно и качественно. Не фанат жанра, но постараюсь не упускать из виду развитие.
Обе Две - Знаешь, что я делала. Терпеть не могу литературного героя этого альбома, но не могу не отметить удачно выбранной тематики и толкового саунда. Главный писк года на девочковых офисных местах.
8,0:
Big K.R.I.T. - ReturnOf4Eva. Микс-тейп южного хип-хапа. Любая матерая рэпчина вне тематики сисек-писек и тачил способна меня увлечь. Хорошая спокойная читка, приятные минусы, под настроение самое то. Рэп больше не кал.
Emika - Emika. Слушайте, ну это же пост-трип-хоп какой-то. Мрачнейшая гулкая вещь. Здесь есть безысходность Бет Гиббонс, но без ее надрыва. Здесь есть уроки Трики, но без ритмичности. Это именно переработанный и переосмысленный Бристоль. Отлично поданная депрессуха.
Gang Gang Dance - Eye Contact. Очень экспериментальный рок и электроклэш. Первый трек более 11 минут, а три композиции на альбоме не более полутора минут и в названии лишь увеличивается количество знаков бесконечности. Тем не менее, с середины очень приятный компот из попа в стиле восьмидесятых, какой-то почти дафтпанковской электроники и современного обрамления. На одном треке засветился Алексис Тейлор из Hot Chip.
Lykke Li - Wounded Rhymes. Второй альбом шведской инди-поп дивы очень ждали. Не разочаровала ничем - прекрасные размытые по стеклу баллады, заигрывания с разными жанрами (особенно трогательна doo-wop композиция). При этом, каждая песня эмоционально очень сильна.
Phantom Icicles - PiTCH и Menos. Малоизвестная московская команда в этом году выпустила два EP'шника, которые мне запали в душу уровнем исполнения во всем - идеях композиций, вокалом, электронно-гитарным очарованием. Сладостно-печальное настроение и ощущение крутейшего D.I.Y. года. Мечтаю попасть на живое выступление, причем лучше всего в родном городе.
PJ Harvey - Let England Shake. Старушка обрадовала музыкальных критиков исторической тематикой, активным использованием экстравагантных инструментов и фирменным качеством исполнения всего этого. Не надо быть в тренде или следовать каким-то модным течениям, чтобы получить признание. Надо просто делать то, что у тебя лучшего всего получается.
The Black Keys - El Camino. Обычно блюз-рок меня не цепляет, но здесь что-то среднее между мрачным блюз-роком и стонером. Очень приятно, причем с первого раза. После того, как несколько изговнялись Queens of the Stone Age, неплохая альтернатива.
The Kills - Blood Pressures. Конечно, с предыдущим альбомом не сравнится, но повторить такой успех крайне сложно. Сохранили мрачный дух, союз гаражно-ревущей гитары и прокуренного голоса Элиссон, и на том спасибо. Заслушал настолько, что исключаю всякую объективность в оценке.
The Wombats - This Modern Glitch. Вот за такое я любил The Hoosiers, пока они не испортились. Современный радиоформатный рочок-с с неглупыми текстами и мелодичной структурой.
Wild Beasts - Smother. Такая аренбишечка от инди-рокеров. Минорное красивое звучание, сплошные медленные танцы. Саундтрек к самому лучшему вечеру с любимой женщиной.
You Love Her Coz She's Dead - You Love Her Coz She's Dead. Нездоровая прыгучая электроника в духе Crystal Castles. Больное веселье и цифровой угар. А на танцполе нет свободных мест!
Дельфин - Существо. Мы слышим новые предпочтения товарища Лысикова. На смену Sonic Youth пришел My Bloody Valentine. Автор называл этот альбом своей самой качественной и продуманной работой, но в плане текстов мне так не показалось. Однако практически каждый альбом Дельфина мне приходится по душе своей атмосферой. Это как вода, которая всегда нужной температуры. И для меня это альбом скорее Додонова, чем Лысикова.
9,0:
Band of Skulls - Baby Darling Doll Face Honey. Спасибо
deadtigra за наводку. Зажигательный гараж-рок с двойным вокалом. Не такое изящное как White Stripes, зато какое-то более отточенное и рычащее. И разнообразное при этом - жесткий Patterns, францфердинандовский I Know What I Am, баллада Fires. И ритм-ритм-ритм.
Kasabian - Velociraptor! Многие называют его лучшим в дискографии коллектива. Я подписываться не буду, поскольку знаком с Kasabian к неловкости своей не так давно, но для меня это наиболее слушабельный альбом. Мелодично и разнообразно.
Katy B - On a Mission. Лучший танцевальный альбом года. Хорошая, нетупая клубная электроника с вкраплениями поп-дабстепа на фоне приятного девичьего вокала. Заслушал до дыр за лето.
Metronomy - The English Riviera. Фантастически одаренные электронщики решили показать всему миру, что они при надобности и желании могут сделать суперкачественный поп. Отличные цепляющие и цепляющиеся песни, от гармоничного спокойствия до энергичных ритмов.
Mujuice - Downshifting. Лучшее, что было на отечественной музыкальной сцене в уходящем году. Самобытная и интересная электроника обрела настроения и тексты Виктора Цоя, и от этого выиграла гран-при.
R.E.M. - Collapse into Now. Последний альбом легендарной банды Майкла Стайпа подвел хорошую черту под тридцатилетней карьерой. Вот это тот случай, когда «ничего нового» не является негативной характеристикой.
The Strokes - Angles. Альбом собрал противоречивые отзывы, особенно в британской прессе, но мне совершенно свободному от знания творческого пути The Strokes понравилось безумно. Читая всякие сравнениям с тем, что было и что стало, чувствовал себя как человек, который смотрит «Гарри Поттера», не прочитав книги. Особенна хороша разноплановость.
Thurston Moore - Demolished Thoughts. Очередной сольник гитариста Sonic Youth. Прекрасные и одновременно странные мелодии, как будто величественный лес кривых деревьев. У меня есть парадоксальная мысль, что если бы Курт Кобейн в параллельном мире остался бы жив, то он делал бы именно такую музыку.
TV on the Radio - Nine Types of Light. Не могу перестать видеть за всем этим Дэвида Боуи. Умный и красочный взрослый арт-рок. Лишних похвал не требуется.
Есть Есть Есть - Дорогой мой человек. Проект, выросший на костях 2H Company. Интеллектуальный и триповый хип-хап, новые скороговорные истории от Феничева. Сменился только фон - вместо электронных фантазий Елочных Игрушек гитарные и синтезаторные мелодии. Как всегда, великолепно.
10,0:
Click to view
Adele - 21. Да, я чертов казуал и выбираю то, что выбрал журнал Rolling Stone и многие другие музыкальные издания. Отличные песни, божественный голос, половину альбома можно смело записывать в лучшие композиции года. Но самое забавное, что теперь любить соул и сильный голос в исполнении далеко не худощавой поп-дивы - это казуальность. С выздоровлением, музыка.