Начинаю предновогодно итожить уходящий год. Просмотренное, прослушанное и прожитое за год. Первый пункт - сериалы, которые отняли у меня на удивление много времени в 2011-м.
У нас до сих пор еще не везде вытравлен дурной запах от слова «сериал». Девяностые прочно ассоциировали с этим словом daytime shows или «мыльные оперы». «Я смотрю сериалы» - в голове возникает образ не отягощенной интеллектом дамы, рыдающей под «Тропиканку» или «Рабыню Изауру».
Не менее разочаровывает и отсутствие различий между series и mini-series. И то и другое на нашем телевидении называют словом «сериал». Существует даже правильное понятие «многосерийный фильм», но его никто толком не использует. «Место встречи изменить нельзя» - один из лучших советских mini-series. «Тридцать три квадратных метра» - один из первых российских ситкомов.
Ладно, к черту лингвистическое брюзжание. Переходим к приятной процедуре рейтингования. Под скальпель попадут только сериалы, которые в том или ином виде выходили в минувшем году. Для меня хоть и стали открытиями Mad Men или британский Ideal, но они в рейтинг не попадают по причине собственного слоупочества и потери актуальности.
Terra Nova
Главное разочарование телевизионной осени. Позиционировался как сериал, способный затмить Lost, как центровой проект телевидения. На деле картонная и бессмысленная ерунда. Каждая из первых пяти серий (больше я не осилил) изобилует идиотскими сюжетными поворотами, совершенно тупейшими диалогами, фактическими ошибками и взаимоисключающими параграфами. Бог с ним, что авторы вступили на скользкий путь рассказа sci-fi истории, где нужно учитывать множество факторов из серии «мы знаем о летающих хищных динозаврах, поэтому будем строить дома без крыш!». Фразы персонажей можно отливать в граните. Просто ощущение, что собрали все клише в один сценарий. Беседа капитанов очевидностей.
Мой друг смотрит сериал только из-за того, что там динозаврики. Но даже они при нынешнем уровне спецэффектов смотрятся как-то уныло и нереалистично.
Оценка: 4/10
Pan AM
Изначально заинтересовала попытка обыграть модные шестидесятые, пока Mad Men отдыхают. Исторический сериал про стюардесс, среди которых Кристина Риччи - это способно заинтриговать. Честно отсмотрел полсезона, но чем дальше в лес, тем толще партизаны. Совершенно невменяемая и наивная сюжетная линия про стюардессу-шпиона портит практически все. Вторая причина забросить просмотр - скукота. Если я начинаю совмещать просмотр серии с серфингом в Сети, а затем все реже перевожу глаза на экран медиаплеера, значит, дело плохо.
Оценка: 5/10
Mr. Sunshine
Авторский проект Мэтью Пэрри. Разнопланового актера из Пэрри не вышло, после самого популярного ситкома девяностых-нулевых он в том или ином виде везде играл Чендлера. Здесь беда с сюжетом и юмором - в показанном маленьком мире, в котором нет психически здоровых людей, некомфортно находиться. И прямо можешь представить, как где-то за экраном напряженно на тебя смотрят сценаристы в ожидании, что ты все-таки засмеешься. Ну, пожалуйста. Нет, безмолвствует зритель. Так крепко, что сериал закрыли еще до окончания первого сезона. Надеюсь, к выпивке Мэтью не вернулся.
Оценка: 5/10
Episodes
Еще один пост-Friends проект, в котором принимал участие Мэтт Леблан. Сериал о сериале - пара британских комиков переезжает в Лос-Анжелес и пытается адаптировать свой ситком под американские реалии. Экс-Джоуи у них в качестве главной звезды. Здесь если и не очень смешно, то хотя бы оригинально. Хотя столь высокий рейтинг на IMDb (7,6) могу объяснить лишь любовью к Леблану.
Оценка: 6/10
Suburgatory
До сих пор нахожусь под впечатлением, что этот сериал сделали на основе успеха типажа Эммы Стоун из Easy A. Девочку, во всяком случае, подобрали очень похожую по характеру и внешности. Отец-одиночка и его дочь переезжают из города в пригород, где в почете отношения между людьми совершенно иного рода. Для отечественного зрителя, конечно, интерес энтомологический - эвона как за океаном живут. Без откровений, но временами забавно, плюс удачно подобранные персонажи.
Оценка: 6/10
South Park
Чем дальше, тем все труднее Трэю Паркеру даются новые идеи. Если раньше их детище выдавало сносящие крышу серии в половине случаев, то теперь дай бог натолкнуться на один потрясающий эпизод за сезон. Лучшим в минувшем году стал эпизод You’re Getting Old - самый серьезный за все существование мультсериала. Подобные эмоции, как от исполнения «Landslide» в исполнении кантри-группы Fleetwood Mac, я испытываю только после крайне суровых произведений кинематографа - когда еще какое-то время тупо втыкаешь на титры. В остальном же, сезон без разрывов.
Оценка: 7/10
House M.D.
Окончание седьмого сезона и начала восьмого вынуждают констатировать - «Хаус» спекся. Причем, отдельные эпизоды бывают очень даже ничего, сериал спекся на дистанции. Шестой был еще очень хорош, он начался с дурдома, а закончился практически хэппи-эндом. Все, можно было сворачивать лавочку. Хитросплетения отношений Кадди и Хауса как пары оказались не столь интересны, отсутствие Кадди в сериале вообще - большой шаг назад. Потолстевший Форман не на своем месте, суррогат Тринадцать и азиатка-задрот - это тоска смертная по сравнению с тем, что было раньше. Отношения Хауса с Уилсоном просто выродились в какие-то идиотские розыгрыши и бугагашечки. Последняя держащая в напряжении серия была, когда Хаус пытался провести себе хирургическую операцию самостоятельно в ванне. Пощекотали нервы замыслом и исполнением, да. А ведь еще полтора сезона это смотреть. Очень важно вовремя заканчивать.
Оценка: 7/10
Nurse Jackie
И опять деградация. Шикарная актерская игра Эдди Фалко уже перестала удивлять. Персонажи второго плана враз стали глупее и карикатурнее, как будто сценаристам кто-то сверху велел добавить в сериал комедийности. И ничего проще, чем добавить в характеры персонажей идиотизма, те не придумали. Сама суть происходящего на экране уже стала вторична, сплошные самоповторы.
Оценка: 7/10
The Walking Dead
Богатые тоже плачут, а зомби тоже умеют пускать сопли. Много соплей. Чем дальше, тем все больше главные герои в них утопали. На смену суровым реалиям выживания в пережившем апокалипсис мире, безысходности и постоянной напряженности пришли душевные терзания, трагедии взаимоотношений и прочие прелести мыльных опер. Даже самые радикальные повороты сюжеты, когда положительный персонаж идет на циничное убийство товарища, не обыграны и не объяснены толком. Разве что закончили сезон на достойной ноте. Но опять с первым сезоном не сравнить, искусство перешло в зарабатывание бабла на бренде.
Оценка: 7/10
New Girl
Потенциально взрывной ситком оказался проще и глупее. Даже не так, наиболее верно подходящее слово - это дурацкий. Сценаристы не рассказывают интересных историй, не пытаются остро шутить, все держится на харизматичности Зоуи Дешанель. Это как смотреть двадцатиминутный ролик, как она валяет дурака и строит рожи на разных фонах. Определенная положительная тенденция к концу сезона стала прослеживаться, но недостаточно бурно. Пока очень слабый выхлоп.
Оценка: 7/10
How I Met Your Mother
Вот здесь я совершенно не согласен с теми, кто считает, что авторы HIMYM исписались. Самое классное - это всегда заключение, к которому приходит рассказчик в конце серии. Шутки и игра актеров второстепенны в данном случае. Ситком интересен не мемами или остротами, а именно умными идеями, которые обыгрываются в разных формах. В этом году сценаристы HIMYM явно решили поиграть с минором - печальных концовок было штуки 3 или 4. И черт побери, как это идет комедийному ситкому.
Оценка: 8/10
Boardwalk Empire
Первый сезон был просто образцовым, на второй если планку и опустили, то совсем на чуть-чуть. Вот тут каждая серия как отдельный фильм, от которого не хочется отрываться. Противоречивые персонажи, насилие, разврат - все в лучших традициях HBO. Типажи один краше другого, концовка сезона - кто бы мог подумать, что на такое решатся. Единственный минус - кое-где переборщили с занудными и не развивающими сюжет диалогами. Выровняли всех персонажей по экранному времени. Но вообще это то, что стоит смотреть безусловно.
Оценка: 8/10
The Big Bang Theory
Только в этом году познакомился с культом Шелдона и харизмой Пенни. Поэтому трудно разделять впечатления от всего сериала и впечатления от показанного именно за последний год. В общем, это смешно, интересно и очень комфортно. Раньше при хреновом настроении я так мог греться в тех же Friends. Включаешь ситком и заполняешь им внутреннюю серость. Теперь на смену пересмотренным по дюжине раз Friends пришли Шелдон и компания.
Оценка: 8/10
Modern Family
Тоже открытие этого года, но далеко не столь популярное в остальной среде сериальных задротов. В Modern Family показана не самая типичная семья под якобы реалистичным соусом съемки. Трудно описать такой тип юмора, но он очень завязан на… проклятье. Вот где-то было написано, что сериал «высмеивает особенности американского общества». Но это нифига не так, он высмеивает особенности любого человеческого общества, человека как переносчика информации :)
Оценка: 8/10
Spartacus: Gods of the Arena
Из-за тяжелой болезни главного актера создатели «Спартака» решили снять шестисерийный приквел. И он получился даже круче, чем «Кровь и песок». Кровищщи, характерного почерка режиссеров, меньше не стало, но повествование стало серьезнее. Это уже смотрелось не как забавный трэш, а как настоящий качественный псевдоисторический сериал. Опять же, ярких типажей, придуманных интриг - масса. Качественнейший продукт.
Оценка: 9/10
The Good Wife
Вот кто не опускает планку, так это история про женщину-адвоката. Мне мало кого удалось заинтересовать описанием этого сериала. Кого привлечет очередная история про юристов? Но главная мощь данного сериала в актерской игре и интереснейших историях. Я не знаю, как надо работать с актерами, чтобы они все смотрелись так органично и профессионально. Фактически каждому новому актерскому лицу в кадре после окончания серии хочется отдельно аплодировать. Так отработать на избитом жанре - это просто блеск.
Оценка: 9/10
Game of Thrones
Про главное фэнтези года вряд ли удастся сказать что-то новое. Начиналось все довольно затянуто, но развивалось по мере нагнетания обстановки. Актеры, костюмы, спецэффекты, сюжет - все в полном порядке. Здесь ожидания совпали с увиденным.
Оценка: 9/10
Homeland
Самая успешная премьера осени. Попавший в плен к арабским террористам морской пехотинец возвращается домой. Женщина-агент ЦРУ подозревает, что он завербован террористами. Все, это фабула. А дальше идет интересная игра - большую часть серии ты думаешь, что он никакой не террорист, а в конце персонаж делает что-то такое, что заставляет тебя резко изменить точку зрения. Причем, напряженность из сериала не пропадает даже когда главная, казалось бы, загадка разгадана. Большой вклад в успех сериала надо отдать двум главным актерам, особенно Клэр Дэйнс. Она великолепно играла аутистку в фильме «Temple Grandin» и здесь продолжает демонстрировать какое-то запредельное актерское мастерство и самопожертвование.
Оценка: 9/10
Mildred Pierce
Строго говоря, это надо выносить вне конкурса. Во-первых, потому что это mini-series. Во-вторых, потому что здесь играет Кейт Уинслет. А я не способен объективно оценивать картины с ее участием.
Оценка: 10/10