Фильму «Место встречи изменить нельзя» - 35 лет!

Jan 04, 2015 19:07


Ну кто бы мог подумать, что фильм, задуманный расписать все трудности и опасности работы по борьбе с преступностью сотрудников московского УГРО в первый послевоенный год, станет таким популярным на многие-многие годы! Ровно 35 лет назад  картина вышла на экраны ко Дню милиции.
Зрители полюбили навсегда и любимых героев, и актеров, сыгравших их, - Владимира Высоцкого, Владимира Конкина, Станислава Садальского. Реплики персонажей стали афоризмами. Фильм оброс легендами, байками. До этих пор слухи не утихают…

А ведь в Одессе живет оператор картины Леонид Бурлака, который сыграл важную роль в успехе киношедевра. Именно он и рассказал о многом интересном к 35-летию картины для «Моряка Украины».

- Леонид Антонович, ну так будет продолжение «Места встречи изменить нельзя»? Об этом давно ходят слухи…

- Это все остается на уровне легенд много лет. Я знаю только то, что продолжения фильма сильно хотел Высоцкий. Роль Жеглова, сам фильм очень нравились Володе. Он надоедал Вайнерам (братья Вайнеры - авторы романа «Эра милосердия», по которому и был снят фильм. - прим.авт) с тем, чтобы те сделали продолжение «Эры милосердия». И когда они уже начали над этим работать, Высоцкий умер.

- А были разговоры о смерти, что-то вроде предчувствия?

- Был  момент, когда и Марина, и сам Владимир уговаривали Говорухина в Одессе найти другого актера на роль Жеглова. Марина считала, что Володе нужно отдохнуть. А Высоцкий говорил примерно так: «Все может кончиться, а хочется еще посмотреть мир, тем более когда появилась возможность...» Но Говорухин видел только его в роли Жеглова. И настоял на своем. Владимир хотел побыстрее отсняться. Помню, когда у всех уже иссякали силы, а Высоцкий все просил: «Давайте еще! Еще!» Он одновременно снимался в кино, играл в театре и гастролировал. С концертов он жил. Их было масса. За съемочный день он получал всего около 50 рублей, а жизнь требовала большего. В связи с напряженным графиком Высоцкого съемки строились исключительно под него. Продумывали эпизоды с погонями, другими сценами так, чтобы Жеглова не было в кадре.

- Что, и были травмы?

- Однажды Высоцкий поранил мизинец. Из-за этого он отменил все концерты. А случилась травма во время съемок в грузовике. Нужно было выбить стекло, а мы не проверили, что это за стекло. Оно оказалось очень толстым. Высоцкому удалось разбить его с третьего раза.

- То есть, все трюки выполнял сам Высоцкий?

- Некоторые лишь. Были и непростые. Например,  погоня за «студебеккером», где он на скорости свешивается над дорогой из окна автомобиля.

- Знаю, что картина была под срывом. В связи с чем?

- Высоцкий с Влади во время съемок ездили в США. Две недели мы выкручивались, как могли.

- Но вроде бы писали неоднократно, что поездка была во Францию…

- Действительно, полетели Володя с Мариной в Париж, а оттуда улетели в Штаты, хотя визы туда у Высоцкого не было. Видимо, во Франции решили этот вопрос. После приезда в Союз был поднят, естественно, большой скандал: Высоцкий уехал в Америку без разрешения соответствующих органов. И только лишь то, что эта картина снималась под патронатом милицейского министерства, удалось все же замять его. Кстати, Говорухин на этот счет шутил: «Туда Влади ехала с Высоцкими, а обратно уже Высоцкий с Влади».

- Кстати, это правда, что режиссером картины должен был быть не Станислав Говорухин?

- Братья Вайнеры  хотели, чтобы снимал фильм известный зрителям как актер Алексей Баталов. Но сценарий повис в воздухе, так как Баталову предложили хорошую роль в каком-то фильме. Высоцкий был в хороших отношениях с Вайнерами. Позвонил Говорухину, предложил ему снимать фильм и себя в главной роли. Говорухин тогда работал на Одесской киностудии.

- Кому из актеров еще фильм принес первую славу?

- Роль в телефильме «Место встречи изменить нельзя» была одной из первых Станислава Садальского. «Новенький» сразу показал себя человеком незаурядным. И вообще он был таким заводилой! Постоянно шутил, пытался все перевернуть - в хорошем смысле - на съемочной площадке. Но при этом был очень дисциплинированным и ответственным. Никогда не опаздывал на съемки, не приходил нетрезвым.

- А Конкин?

- Был совершенно иным, тихим. Веселые темпераменты Высоцкого и Садальского сковывали его. Конкин даже обижался. Я помню, Володя подходил и делился со мной, что он себя неуютно чувствует, так как Высоцкий его частенько подкалывал. Ему казалось, что его недолюбливают, приходилось успокаивать.

- С Говорухиным сложились отношения?

- С Конкиным он общался исключительно на съемочной площадке. Конкин был протеже Центрального телевидения, его кандитатура была навязана, отсюда и такое отношение к нему. Конкин из-за этого переживал. Я, как мог, успокаивал его. Но я рад, что фильм принес ему славу, и вообще картина получилась такой особенной!

Неизвестные кадры «Место встречи изменить нельзя»

В Одессе есть Музей кино Одесского отделения Союза кинематографистов Украины, а вот там-то и хранятся неизвестные кадры «Место встречи изменить нельзя». Покоятся они мирно в папке-коробке, где вся история съемочного процесса картины с рабочим названием «Эра милосердия» по одноименному роману Аркадия и Георгия Вайнеров: режиссерский сценарий с пометками Говорухина, монтажные листы с покадровой записью каждого эпизода, фотографии...

- В фильм не вошли кадры, в которых показывалось, как на фронте встретились два человека и как потом после войны их снова свела судьба, - признался директор Музея кино Вадим Костроменко. - Дело в том, что технически отснятый материал не вмещался в пять серий, а на шесть серий его не хватало. Вот и получилось, что от этого сюжета осталось лишь несколько слов Шарапова. Я думаю, режиссер телефильма сделал так не только потому, что было легко вырезать кадры (возвращение в прошлое было в единственном месте по сюжету), но и не хотел придавать большого значения военной теме.







В музее даже сохранились документы, называемые монтажно-техническими разработками, в которых, в том числе по дням и объектам, расписано, кто сколько получал за съемки. Смотрим: Глеб Жеглов отработал 21 съемочный день, и ему выплачивали по 42 рубля в день, а Володя Шарапов - 26 дней, и ему положено было 52 рубля в день.

- А почему Жеглов получал меньше Шарапова? - удивилась я.

- Так ведь Шарапов, он же Владимир Конкин, в то время был уже заслуженным артистом Украины…

В легендарном Музее кино виднеются и черный плащ, шляпа. Неужто…




- Это тот самый кожаный плащ Жеглова, - восклицает Вадим Васильевич. - Между прочим, плащ и шляпу Жеглова ни в каких съемках больше никто не задействовал.

В Одессе живут и консультанты Шарапова и Жеглова. Кстати, сцену, где Жеглов обыгрывает вора Копченого на бильярде, снимали в единственной тогда в Одессе бильярдной, которая находилась в парке Шевченко.


Куравлева и Высоцкого учил играть лучший бильярдист Одессы Владимир Иванов, мастер спорта СССР. Высоцкий привез записи своих песен, их крутили в бильярдной во время съемок. Но Говорухин посчитал, что это мешает работе, и запретил «концерты».

ВЛАДИМИР КОНКИН О ФИЛЬМЕ И ВЫСОЦКОМ





«По-настоящему тесное знакомство (с Высоцким - прим. ред.) завязалось уже во время съемок телефильма «Место встречи изменить нельзя». По сценарию Шарапов очень многому учится у Жеглова. В жизни происходило то же самое.
Нельзя было не поражаться фантастической трудоспособности Владимира Семеновича. Он дотошно выспрашивал у знатоков, у старых опытных сыщиков все подробности их работы, стремился на практике освоить мельчайшие детали их службы и быта.

Он обладал талантом выделения из множества составных самого главного, наиболее характерного и яркого для образа, оставаясь при этом не похожим ни на кого Владимиром Высоцким. Оттого так достоверен его Жеглов, и нередко ветераны уголовного розыска «узнают» в нем живые черты своих товарищей по нелегкому и почетному делу. Кажется, очередной дубль прошел «без сучка и задоринки», но... «Нет, - устало вздыхает Высоцкий, - здесь Жеглов должен говорить немного иначе. У него обязательно есть свое любимое, простое, но очень идущее к нему словцо.

К примеру... «значица». И это «значица, так, Шарапов» монолитно вливается в образ, и долго еще напористый с хрипотцой голос звучит в ушах... А Высоцкий продолжал искать и пробовать, порой начиная заново, не щадя ни себя, ни партнеров. И почти никто не знал тогда, что уже перенесен в 37 лет тяжкий инфаркт.

И тем более не знали и не могли знать, что до второго, рокового, остаются считанные месяцы... Знал об этом один Высоцкий. Знал, что необходимо беречь себя: так настоятельно требовали врачи. Но работать вполнакала в искусстве он не умел, да и не смог бы».

«Сердце у всех одно»

Беседу вел С. Золовкин

Ленинская смена. Алма-Ата, 1981. 16 мая



ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Бытует легенда, что авторы романа «Эра милосердия» Братья Вайнеры, когда посмотрели фильм, отказались от упоминания своих фамилий в титрах.
На экраны фильм вышел ко Дню милиции 35 лет назад. Фильм сразу же стал популярным. Слава была неимоверной.
И тогда  Вайнеры снова попросились в титры.
Правда, им пришлось заплатить из собственного кармана за перемонтировку.
Конфликтовали Вайнеры и с заказчиком картины - руководством Центрального телевидения, которое, например, очень просило не убивать Левченко. Но они упорно стояли на своем.

***


Рабочее название фильма «Эра милосердия» было решено заменить другим - «Место встречи изменить нельзя». Это произошло ближе к концу съемок. Поначалу Вайнеры отнеслись к этому настороженно и лишь потом поняли: название хорошее.

***

Несмотря на всенародную любовь к фильму, он не получил никаких призов. Был награжден только Владимир Высоцкий. За роль Жеглова его удостоили Государственной премии, да и то посмертно.

***

По задумке Вайнеров режиссером фильма должен был стать Алексей Баталов, но его занятость изменила планы.

***

На роль Шарапова пробовались и Борис Токарев, и Женя Леонов-Гладышев (он сыграл маленькую роль Васи Векшина), и Иван Бортник (ему досталась колоритная роль Промокашки, для которой он сам придумал текст).

***

У Высоцкого не ладилось с дубляжом. Он не попадал в собственную артикуляцию и даже просил Говорухина  взять другого актера, но тот не захотел и оказался прав: лучше Высоцкого никто бы эту роль не озвучил.

***

Послевоенную Москву, натуру, снимали в Москве, а вот кабинеты МУРа, квартирные интерьеры - в павильонах Одесской киностудии.



САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА

Стреляй, Глеб Егорович, уйдут проклятые.

Есть подозрение, мил человек, что ты стукачок.

Я ж тебя, Володенька, зубами загрызу.

Кошелек-кошелек... Какой кошелек?

Я сказал, Горбатый!

Эх, Шарапов, сейчас бы супчика горяченького да с потрррошками!

Ну и рожа у тебя, Шарапов!

Выпьем, закусим, о делах о наших скорбных покалякаем...

Вор должен сидеть в тюрьме!

Ты не бойся, мы тебя не сильно зарежем. Чик - и ты уже на небесах!

Вы мне, девушка, кофе еще налейте...

Что у вас с лицом? - В «Астории поужинал»

Наш пахан ихнего не глупее.

Многолетняя привычка! Ни одного документа постороннему глазу!

Ты что, в прятки решил со мной сыграть, да?

Сядь и засохни.

Я вор в законе.

Надо вынимать Фокса. Иначе нам всем кранты.

Я тоже не на продуктовой базе подъедался.

Ты не сознание потерял! Ты совесть свою потерял!



Кино-ляпы

В самом первом кадре фильма выезжает автомобиль «Виллис» с государственными номерами образца 1959-82-ых гг. Для правдоподобия последняя буква заклеена черной изолентой.

Сразу после появления Виллиса в кадре появляется Шарапов, справа от которого стоял автомобиль ВАЗ-2101 (выпуск начат в 1970-ом году), а слева - палатка «Союзпечать» (типаж создан в 60-ых годах).

Дверь в кабинет Жеглова то обита дерматином, то деревянная.

В нескольких сценах хорошо видно, что со спины вместо Высоцкого снимался дублер. В частности, когда милиционеры пытаются перехватить банду у магазина, в сцене, где Жеглов, убивая одного бандита, кричит: «Есть один» - стреляет Высоцкий, а от грузовика уворачивается дублер. В сцене, когда нашли подкидыша, видно, как к подъезду подходит группа, первым идет Жеглов, со спины видно, что это дублер Высоцкого. Также, когда в дом к Верке ночью входят оперативники, вместо Высоцкого - входит дублер.

После убийства оперативника Векшина на Чистых Прудах бандит уезжает на трамвае. В этой сцене хорошо видно, как на перекрытой (по случаю съемок) улице столпились автомобили ГАЗ-24 (выпускаемые с 1970-го года) и просто толпа любопытных. В этой же сцене видна красно-белая телефонная будка, которая, как мы знаем, совсем из другого времени.

В первой серии, когда была убита Груздева, Павел Владимирович, представитель прокуратуры на квартире Груздевой, обращается к Жеглову - Глеб Георгиевич (первая серия: 37-38 минуты фильма) , когда Жеглова зовут Глеб Егорович. (Неверно: Егор производное от Георгий)

В первой серии, когда Жеглов с Панковым обсуждают гильзу и пулю, которой была убита Груздева, по движениям губ Жеглова можно прочесть фразу: «Да, пуля наша», в то время как в озвучке слышно: «Да, гильза наша». Судя по изменению звучания тембра голоса Высоцкого, это более поздняя озвучка.

У убитого Векшина сначала есть «кровь» изо рта, а в следующем кадре уже нет.

У работяги, нашедшего подкидыша, а также у Жеглова в легендарном монологе «Вор должен сидеть в тюрьме!» надета золотая цепочка. В то голодное время это было недопустимо.

В начале второй серии (таран ворот грузовиком) «Студебеккер» превращается в ЗИС-150 (выпускался с 1947-го года).

Вагон трамвая, в котором приехал и через несколько минут уехал убийца Векшина, и тот, в котором Жеглов и Шарапов задерживают Кирпича, один и тот же - 2170. Поменялась только табличка с номером маршрута с «А» на «29».

Когда Кирпич входит в отделение милиции, у него меняется цвет носков с белого на коричневый.

Когда Жеглов с Шараповым задерживают в трамвае Кирпича, то в этой сцене женщина, у которой Кирпич своровал кошелек - одна, а в отделении милиции эту роль играет другая в том же платье.

В конце второй серии Промокашка рисует окурком черную кошку по явно очерченному ранее контуру. При этом сгоревшим табаком невозможно провести линию длиннее трех сантиметров - потом горелый табак кончается и крошится.

В третьей серии (сцена прогулки Шарапова и Синичкиной в парке) заметен целый ряд проезжающих автомобилей, современных году съемки: ВАЗ-2101, а также Москвич-408/412, УАЗ-469, ЗИЛ-130 с прицепом, выпускаемые соответственно с 1964-го, 1972-го, 1962-го гг., и др.

На Ручечнике (сцена в Большом театре) - чешский костюм пошива 70-ых годов.[1]

В начале четвертой серии рядом с клубом милиции во время диалога Шарапова и Панкова («Пока похвастаться нечем…» - «…а Жеглов тебя хвалит») виден микрофон справа внизу.

В четвертой серии, где Шарапов приехал в Лосинку, заметны вагон-рефрижератор, электропоезд ЭР2 и название станции, характерные для 70-х годов.

Во время погони за Фоксом в кадре несколько раз появляются телевизионные антенны образца 70-ых годов. Также в течение той погони мы видим современные мачты освещения, современный белый панельный дом, и как на секунду черный «Студебеккер» превращается в зеленый ЗиС-150. При этом, когда Жеглов высовывается из разбитого окна для стрельбы, видно, что на улице не ночь, а утро или вечер. А когда Жеглов стрелял, на заднем плане были заметны современные году съемки микроавтобус и белая Волга. А в конце сцены в воду падает уже ГАЗ-51.

Во время допроса у Шарапова Фокс, вытирая окровавленные пальцы, оставил несколько пятен на столе. В конце сцены многие кровавые пятна таинственным образом исчезают.

После допроса Фокса, где тот написал под диктовку записку Ане, Шарапов отрывает нужный фрагмент (около четверти листа). Потом он демонстрирует эту же записку Жеглову на целом листе.

В пятой серии бандиты насильно сажают Шарапова в хлебный фургон. Сначала это ГАЗ-АА, потом ГАЗ-52 (выпускается с 1962-го года). Также на этом фургоне то появляется, то исчезает надпись «Московский Трест ГлавХлеба», и меняются номера.

Номера легковушки, на которой Жеглов преследовал хлебный фургон, соответствуют времени. Но их серия «МГ» в то время устанавливалась только на грузовые автомобили.

В одной из сцен разговора Жеглова и Шарапова в отделении у Шарапова несколько раз меняется прическа.

Прически у всех милиционеров неприлично длинные для моды середины 40-ых годов.

Утром в день выхода на последнее «дело» бандиты отдают Шарапову оформленную сберкнижку. Ночью они никак не могли ее успеть оформить. Следует отметить, что эта логическая ошибка присутствует и в книге.

Милиционер (Всеволод Абдулов) произносит: «Да и Осоавиахима-то уже нет». Осоавиахим разделился на ДОСАрм, ДОСАв и ДОСФлот только в 1948-ом году. Эта ошибка также перекочевала в фильм из книги-первоисточника.

Липатникова и швейцара ресторана озвучивает один актер.

Во время задержания Фокса Шарапов прыгает через стекло с пистолетомм ТТ, а вылетает с пистолетом Макарова изобретенным в 1948-ом году.



Снежана Павлова

Фото из архива Музея кино Одесского отделения Национального союза   кинематографистов Украины

«Моряк Украины», № 44 от 12 ноября 2014-го

Владимир Высоцкий. Большой раздел здесь

История, Даты, Не о политике, Кино, Одесса

Previous post Next post
Up