Робер Кампен "Рождество Христово" 1420-1425 84,1 х 69,9 Дижон, Музей изящных искусств
«…По прибытии в Вифлеем Иосиф и Мария не смогли найти никакого крова, поскольку были бедны и потому, что люди, которые прежде них явились в город, заняли все постоялые дворы. Тогда они свернули с дороги в открытый для всех проход (так рассказывается в «Схоластической истории»), который располагался между двумя домами и был перекрыт кровлей. Место это называлось deversorium - постоялый двор, и там, в часы досуга, располагались горожане для беседы или совместной трапезы, или просто желая укрыться от непогоды. Возможно, Иосиф поставил ясли для вола и осла, или же привязал их у яслей, которые еще раньше сделали крестьяне, приходившие в город на рынок. Там, в полночь дня Господня, Блаженная Дева родила Сына своего и положила Его в ясли на сено…»
«…на непорочность Рождества указано через того, кто хранил Деву: ибо Иосиф, хранивший ее, свидетельствовал о девстве. В труде Варфоломея и в «Книге Детства Спасителя» рассказано следующее: когда для Блаженной Марии пришло время родить, Иосиф, не сомневаясь, что Господь родится от девы, все же, по принятому обычаю, позвал повивальных бабок. Одну из них звали Зебель, другую Саломея. Та Зебель, осмотрев ее, убедилась и воскликнула, что видит перед собой деву. Саломея не поверила ей и захотела сама удостовериться в том, но рука ее отсохла. Когда же по велению ангела Саломея коснулась новорожденного Младенца, она тут же получила исцеление…»
«…Рождество Христово было явлено нам на благо. Во-первых, ради посрамления демонов. Ведь враг теперь не мог одержать над нами победу, как-то случалось прежде…» (Иаков Ворагинский.)
Выше приведены отрывки из сборника жития святых «Золотая легенда», очень популярного в католической Европе тех лет, написанный монахом -доминиканцем Иаковом Ворагинским в середине XIII века, по сюжетной канве из которого Робер Кампен в XV веке создал одну из своих лучших композиций « Рождество Христово.»
5778 лет, со дня сотворения Мира, на созданной Всевышним Земле не прекращается война между светом и тьмой, между ангелами и демонами. Это утверждение служит лейтмотивом рассказа, написанном Кампеном. Его картина Мира - вечная борьба добра и зла. Всё полотно насыщено противопоставлениями. В картине они начинаются уже на горизонте, где огромные горы пытаются закрыть собой, восходящее солнце и продолжаются в иных мизансценах картины. Так сверху, над соломенной крышей хлева два ангела в синем и зелёном одеяниях, перекрывая собой ангела гнева в красном, несут перед собой ленту, весть о рождении избавителя от грехов человеческих. Но основной конфликт между двумя противоборствующими персонажами, между двумя композиционными центрами художник заложил в образы, стоящего в напряжённой позе осла, под которым подразумевается дьявол и в лике обнажённого младенца. Ребёнок только явился на свет и лежит на клочке сена, а свой корм, осёл успел сожрать не только в глубине хлева, но ободрал солому со стен деферзория и переломал его дранку. И если он выберется из своей темноты то все произрастающее, как голые деревья без листвы, навсегда перестанут плодоносить. Но пока ребёнок мал и слаб его душу, как горящую свечу, оберегает Иосиф, а тело, коленопреклонённая Мария, вставшая непреодолимой стеной между ним и дьяволом. Иная защита от дьявола, - лежащая красная корова, приход которой должен ознаменовать очищение народа от всей скверны и всех накопившихся нечистот. Ещё одна противоположность. Это, в образах приветствующих Рождество, музыкант, опустивший свой рожок к ребёнку и рядом с ним - солдат, снявший шлем; глухое, тёмное железо которого весьма контрастирует с живой, просветлённой головой Иосифа. Но в этот час все они должны быть едины, и художник ввёл третьего персонажа - женщину, возложившую на обоих свои руки. На переднем плане изображены, опускающаяся на колени, восхищённая чудом Зебель и около, - сомневающаяся Саломея.
Художник, не был бы художником, если бы не поведал нам о своём отношении к мироустройству. На заднем плане он нарисовал средневековый город, где за городской стеной возвышаются костёл и замок -две властные вершины. Обе эти вершины между собой не стыкуются и неуютно им в ограниченном, небольшом участке. Тесно в несвободе и самому художнику. В картине он уподобил в себя то в виде лебедя, свободно плавающего вне крепостных стен, то виде лодки с надутыми ветрами белоснежными парусами.
Используемые материалы:
https://bykovvg-1952.livejournal.com/771186.htmlhttps://bookz.ru/authors/elena-popova/flamands_967/page-4-flamands_967.htmlhttp://sias.ru/upload/art/2013_3-4_150-173-kuvshinskaya.pdf