Робер Кампен «Благовещение» Королевский музей изящных искусств. Брюссель
«…1:28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся,
Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
1:29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и
размышляла, что бы это было за приветствие.
1:30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты
обрела благодать у Бога;
1:31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына...» Евангелие от Луки
На тему Благой Вести от мастерской Кампена до нас дошли и широко известны две работы. Это «Благовещение», из Королевского музея изящных искусств Брюсселя и так называемый алтарь или триптих семьи Мероде, у которых алтарь долгое время хранился. Ныне этот алтарь размещён в музее Клойстерс в Нью-Йорке. И если время написания «Алтаря Мероде» датируется 1428 годом, то создание панели «Благовещение» определяется в промежутках 1420 - 1440. Время написания важно, так как среди искусствоведов имеются разногласия в авторстве. Существует мнение, что алтарь написан кем-то из учеников Кампена по оригиналу самого Мастера, размещённого в Королевском музее Брюсселя.
В панели «Благовещение», композиция развивается в интерьере обыкновенного бюргерского дома, за окнами которого тьма. Но тьма эта постепенно насыщается светом, который проникнув через распахнутые форточки, через раскрытые ставни заполняет собой, тесную комнатку в которой перед Марией воплотился Архангел Гавриил. Нет смысла пересказывать всем известное содержание. Мне кажется, что интересно было бы рассмотреть детали, которые повествуют об отношении автора к этой главе из Евангелие и об его общих размышлениях. Конечно, художник живёт не один. Он вращается в определённой среде. Мы можем догадываться, что общество, в котором довелось жить ему, не обладало высоко моральными качествами, что сила влияния дьявола была велика и многочисленные греха и грешки возобладали. И состояние общества, по мнению художника, было похоже на почерневший от копоти и сажи камин, по бокам ниши которого он поместил головки мужчины и женщины, основу основ любого общества.
Над головкой мужчины висит только остов с голым шипом. Да и сам мужчина какой-то совсем прямой, не способный пригнуться. А над головкой женщины в подсвечник уже вставлена свеча. Пока она ещё не зажжена. Женщина продолжает жизнь. Она рождает новое тело, но вселить в тело душу, зажечь огонь - это решение свыше. Между подсвечниками закреплена гравюра, сюжет которого повествует об эпизоде, когда великан Репрев переносит на себе через реку младенца Христа. «…Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа». ...»
http://www.tart-aria.info/tajna-svyatogo-hristofora/ На деревянной многогранной столешнице стола, означающей этот мир, лежит раскрытая книга книг - Ветхий Завет. Рядом стоит белая ваза с двумя стеблями лилий, призванная подчеркнуть духовную чистоту: меньший стебель - библии, а тот который повыше, который устремился к воздушному эфиру - Евангелие, лежащее на коленях Марии. Ещё на столе стоит двух рожковый светильник одна чаша которого пугает своей пустотой, а в другую вставлена свеча и эта свеча своей светлой массой нависла над пустой чашей и для художника есть надежда , что в новом своём поколении, люди с божьей помощью очистятся. И как символ этого очищения над головой Марии он поместил метёлку.
Используемые материалы:
https://agritura.livejournal.com/136996.htmlhttp://www.liveinternet.ru/community/1726655/post84747186https://ru.wikipedia.org/wiki/Кампен,_Роберhttps://www.youtube.com/watch?v=q1X0Lj7YEMs