О борьбе с системой

May 30, 2011 17:40

Не секрет, что среди коллег по цеху (в смысле толчковской съемки) наша студия едва ли не самая плодовитая. Есть те кто снимают лучше, есть те кто больший формат, но тех что делают это чаще пожалуй нет.
Внезапно мне захотелось подытожить наш опыт в плане поиска съемочных площадок для наших проектов. Надеюсь некоторые из моих друзей найдут это занимательным:

О государстве российском и его законах
Естественно что идеальный антураж можно создать только в павильоне с грамотным и умным как сто китайцев компьютерным дизайнером. Когда этого нет приходится обходиться тем что найдется поблизости. Зачастую лучшими местами становятся места общего пользования: интерьеры гос учреждений, объекты национального хозяйства, охраняемые государством архитектурные памятники и прочая. Т.е. те места которыми правят чинуши, где на вытащенную камеру сбегаются скучающие менты и ЧОПовцы.

Поддержкой и опорой в нашем нелегком хобби должен был бы служить ФЗ №126 О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации. Однако, он никак не регламентирует и не разделяет важнейшие как мне видится понятия: профессиональная и непрофессиональная съемка, и коммерческая и некоммерческая съемка.

Обывательский подход. Когда вы приходите в какое-либо учреждение и начинаете выяснять вопрос, можно ли тут снимать. Обычно говорят делайте что хотите, но не ебите нам мозг. Когда ты при этом достаешь камеру или расчехляешь штатив, начинаются вопли, что профессиональная съемка только через высшие эшелоны начальства и только по согласованию. Что-то объяснить невозможно. Т.е. обывательский подход бытующий в головах наших недалеких сограждан говорит: штатив это профессионалы, камера длинее 20см, это профессионалы. А профессионалы значит деньги, а деньги надо брать.

Однако существуют моменты когда съемку, визуально никаким боком уже нельзя отнести к любительской. Это когда ставится свет, гриммируются актеры. Их больше десятка или даже двух, вокруг суетятся фотографы. Расставляют антураж, подготавливается пиротехника и эффекты. Камеру таскают на стедикаме, или наворачивают не нее страшноватые и выглядящие жутко профессионально объективы. Тут даже самый тупой поймет что да как. И объяснить людям, что все это делается на голом энтузиазме всех участников решительно невозможно. "Что и костюмы? Вы меня за идиота держите?".

О том что в нашей стране существует некоммерческая съемка, с назовем толерантно:), профессиональным подходом. Об этом не знает никто кроме нас с вами. Чиновники, кроме самых продвинутых, просто не имеют базы чтобы взаимодействовать с независимыми режиссерами. Для них такого понятия не существует, оно не закреплено законодательно, как и различия в профессиональной и непрофессиональной съемке. Потому договорится с чиновником практически невозможно.

Регулярно сталкиваясь с этой проблемой, мы с Таней начали готовить информационное письмо и рационализаторское предложение, которые могли бы стать основой будущего законопроекта о независимом кино в России. Думаю чуть позже я напишу подробно о том что из этого выйдет.

Про то как обойти систему
Итак существуют три очевидных способа взаимодействия с системой: договор, "незаконная" съемка, обман.

Договор. По изложенным в предыдущем абзаце причинам договор практически невозможен. Однако есть и исключения. Например с некоторыми недостаточно финансируемыми структурами можно решить вопрос бартером. Так было например с Выборгским замком в период съемки "Карибов", мы сняли для замка Джазовый фестиваль, замок позволил нам ночную съемку в нерабочее время.
В Аничков дворец я писал официальное письмо, и неожиданно получил на руки договор "сотрудничества". Они предоставляет мне помещение библиотеки, я снимаю для них ролик про дворец.

"Незаконная" съемка. Это наше все. Это, друзья, такая съемка которая ни с кем не согласуется и проводится в месте, где нет никаких причин ее запрещать по законам РФ, но внутренними документами она однозначно запрещена. Как это бывает никому описывать не нужно. Приведу пример с Витебским вокзалом в Спб. На нем оказывается есть ценник на киносъемку примерно 25 тысяч в час., это тупо за то чтобы вы просто поснимали. Ессно вокзал никто для вас не закроет и поезда на соседние линии не переведет, и ментов для охраны периметра и техники не выдаст. Это просто чтобы вы расчехлили свою камеры длиной выше 20см, поставили ее на штатив и начали снимать. Демонстрация документов ОАО "РЖД" (собранных нашими коллегами фотографами http://ternovskiy.livejournal.com/106945.html) как ни странно не помогает.
Мы затихарились в дальнем углу вокзала, и снимали там, выставив человека на шухере следить за патрулями транспортной милиции.

Обман Наши сограждане любят секс, насилие и все с ним связанное. Например если взять парня и девушку напялить на них дурацкое и запустить в музей (в нашем случае Эрмитаж), то окружающие решат что это свадьба. Особенно если на прямой вопрос, что вы тут делаете вы отвечаете: "Снимаем свадьбу. Вот жених, вот невеста, вот друзья...". При некоторой удаче можно спокойно снять дублей двадцать, потом начинаются проблемы. Даже тупым покажется странным, что молодожены терпят над собой такие измывательства.

Как ни печально обман дважды не проходит. Незаконную съемку могут запалить со всеми причитающимися. Потому остается надеятся что либо популяция сговорчивых и прогрессивных чиновников будет неожиданно расти. Либо наши власть придержащие с пониманием отнесутся к нашей инициативе. И на деле выполнят обязательства зафиксированные в статье 6 II главы ФЗ №126.

http://www.diary.ru/~arasi/p160921262.htm Вот тут Танюша подробно раскрыла наш опыт последней съемки. Всем заинтересованным читать.
Previous post Next post
Up