Если бы в наше время дед поймал золотую рыбку, то ему одно желание пришлось бы откатить! Вам знакома эта шутка? Она вызывает у вас привкус горечи? Если да, то вполне возможно вам будет интересна эта статья о коррупции. При её написании я использовал некоторые материалы из отчета Global Corruption Report 2009 организации Transparency International, в частности, главу «Коррупция в частном секторе» Дэвида Гесса, профессора права Мичиганского университета.
Слово «коррупция» происходит от латинского corruptio - разложение, подкуп, порча. По определению Transparency International, коррупция - это злоупотребление вверенной властью для получения личной выгоды. При слове «коррупция» люди обычно думают о взятках - незаконных платежах чиновникам для получения государственных контрактов или получения некоторых преференций со стороны государства. Но взятки чиновникам - небольшой сегмент коррупции в деловой сфере. Для бизнеса коррупция означает гораздо больше, чем «классические» откаты и взятки представителям власти. Коррупцией считается корпоративное мошенничество, манипуляции с бухгалтерией, продажа секретов фирмы на сторону. Даже создание картелей для достижения монопольного положения на рынке считается коррупцией. Риски возникновения коррупции связаны и усиливаются следующими факторами:
Мотивационный (моральный) фактор. Зависит от человека. Коррупции благоприятствуют двойные моральные стандарты сотрудников и руководителей, беспринципность, стремление извлечь прибыль в любых обстоятельствах. Одни приходят в компанию честно работать, другие приходят урвать - это изначально личный, добровольный выбор человека.
Организационный фактор. Компании могут целенаправленно выстраивать свою деятельность на существующих прорехах в законодательстве, уходе от налогов, обмане потребителей и т.д. Многие корпоративные стратегии и структуры в такой компании разрабатываются так, чтобы обходить внешний и внутренний контроль и покрывать коррупцию в бизнесе. Т.е. организационные структуры создаются любителями «половить рыбку в мутной воде» вовсе не для создания потребительской ценности. Честный сотрудник изначально будет отторгнут такой фирмой.
Жизнь, как всегда, сложнее. Отдельное лицо или изначально мошенническая структура часто не есть единственная причина коррупции. В той или иной мере присутствуют оба фактора. Часто сами компании создают условия, провоцирующие сотрудников на неблаговидные поступки. Например, в ситуации, когда топ-менеджеры награждают сами себя превышающими разумные пределы выплатами; подчиненные могут не устоять, использовать этот факт для оправдания своего решения «подсластить» себе жизнь взятками от поставщика. Или при отходе топ-менеджеров от принципов честной конкуренции сотрудники могут подчиниться требованию сверху - заключать сделки с помощью откатов, что надолго зачеркнет их желание работать честно.
Коррупция, в том числе взяточничество, в цепочке создания потребительской ценности есть более серьёзная угроза, чем представлялось ранее. Около сорока процентов опрошенных топ-менеджеров сталкивались с вымогательством взяток. Пятьдесят процентов утверждает, что коррупция поднимает затраты проектов по крайней мере на 10 процентов. Каждый пятый признался в потере бизнеса из-за взяток конкурентов. По всей цепочке создания потребительской ценности - от закупок необходимого для компании, через все бизнес-процессы, к продаже или распространению через торговые сети - сотрудники, ведущие переговоры с поставщиками, подрядчиками, партнерами, клиентами имеют возможности брать откаты. Иногда они называются «коммерческой взяткой», или, более обобщённо, «коммерческая коррупция» (или «деловая коррупция», в оригинале - «private-to-private corruption»). Взяточник принимает подношение в ответ на заключение сделки, которая может быть ненужной или невыгодной для его компании. В США, например, несколько менеджеров компании Хонда распределяли новые автомобили с конца 1970-х годов до 1992 года за откаты с дилеров, согласившихся платить взятки, вместо того, чтобы выбирать дилеров, предоставляющих наилучшие условия компании-производителю. В судебном процессе участвовало 1800 дилеров, понесших 330 миллионов долларов США ущерба от компании Хонда. Дилеры Хонды заявили, что они не могли получать необходимые автомобили от Хонды без взяток. Среди них были такие, кто заявил о потере дилерства из-за отказа от взяток. Они подали иски к Хонде и своим конкурентам, утверждая, что, отказываясь от дачи откатов, они не получали наиболее продаваемые машины и, фактически, потеряли свой бизнес. В то время как конкуренты получали последние модели-бестселлеры, честным дилерам говорили, что им эти модели недоступны. К тому же Хонда изменяла условия дилерства так, что дилеры уходили с рынка. Конечно, в такой ситуации честные дилеры чувствовали в отношении себя несправедливость и пренебрежение. Менеджеры по продажам Хонды разрушали конкуренцию, причиняли ущерб своей компании (ущерб репутации, искаженная обратная связь от рынка, возможные выплаты по судебным решениям) и наиболее эффективным дилерам, которые могли бы лучше продавать автомобили. Такого рода коммерческая коррупция затрагивает не только закупки или продажу товаров, она влияет на весь бизнес.
Начиная с самых первых шагов основания компании, включая даже найм персонала и обеспечение безопасности, есть риск возникновения коррупции. От США до Бахрейна процесс найма персонала коррумпирован HR-менеджерами и агентствами по набору персонала, вынуждающими соискателей платить откаты за получение работы. При получении кредита, банковский служащий может потребовать взятку за предоставление банком кредита фирме. Недавно, например, бухгалтер Королевского Банка Канады был обвинен в получении взятки в 362 000 канадских долларов (US$300000) от уже несуществующей компании, поставляющей металл, за одобрение займа, предоставление многомиллионной кредитной линии и подготовку недостоверной финансовой отчетности. И это не отдельный случай коррупции в банковском секторе. По крайней мере, каждая третья компания, как показал опрос 1999-го года, считает банковскую коррупцию при предоставлении займов препятствием различной степени для своей деятельности.
Коррупции много в операциях с поставщиками, партнерами, подрядчиками. Многие продавцы, такие как хондовские дилеры, сами не прочь «подмаслить» контрагентов ради достижения уровня продаж и своих корыстных целей. Менеджеру, управляющему многомиллионным бюджетом закупок, от которого зависит бизнес поставщика, вероятней всего предложат откат. Закупщик может быть более заинтересован выбрать поставщика по критерию величины отката, чем по критерию качества или цены. В Южной Корее, например, генеральный директор одной из крупнейших телекоммуникационных групп был лишен должности в 2008 году из-за обвинения в получении откатов за заключение контрактов с поставщиками оборудования. Не помогают даже тендерные процедуры. Наоборот, наличие четкой процедуры закупок стимулирует поставщиков платить взятки за получение закрытой информации о контрактах или за информацию о предложениях конкурентов. Усиливает риск столкновения с коррупцией присутствие компании на глобальном рынке. Компания без знаний о региональных рынках вынуждена нанимать местный персонал. Возможности (а часто и желание) его проконтролировать ограничены, и региональные менеджеры могут раздавать взятки для «преуспевания» своей компании.
Коррупция также служит индикатором внутренней неэффективности фирмы. О какой эффективности бизнеса может идти речь, когда за откат выбирается подрядчик, поставщик или провайдер услуг, нанимается неквалифицированный персонал, искажается финансовое состояние компании и т.д? Тут уже не до организационного развития. Погрязший в коррупции руководитель никогда не заикнется об оргразвитии. В свою очередь система, созданная способствовать коррупции (организационный фактор), прививает культуру и практику лживости и морального разложения, что приводит к ещё более тяжелому положению. Компания лишается самой возможности существовать в долгосрочной перспективе. Рядовые сотрудники уже не могут связывать своё будущее с такой фирмой. В повышении квалификации своих сотрудников она не заинтересована, кто в ней задерживается, рано или поздно начинает профессионально деградировать. Наиболее квалифицированные подыщут себе другое место приложения своих сил, знаний, таланта. Однако коррупционеров люди мало волнуют. Если у вас на работе нездоровая атмосфера, руководители не знают, что хотят, да и вообще «семь пятниц на неделе», то стоит задуматься, - кому это на руку, а может быть, «на лапу»?
Раздача взяток увеличивает неопределенность и стоимость ведения дел для всех. Да и для самих раздающих взятки такой образ ведения дел не является панацеей. Ещё 8-10 лет назад появились отечественные исследования, установившие отсутствие прямой связи между вовлеченностью бизнеса в коррупцию и успешностью бизнеса. (Смотрите
здесь.) Приведу цитату:
"Указанное отсутствие зависимостей объясняется, скорее всего, довольно универсальной причиной - действием компенсаторных механизмов. Рыночная экономика (даже в том зачаточном состоянии, в котором она находится в нашей стране) обладает необходимыми степенями свободы, которые позволяют проявляться этим механизмам. В данном конкретном случае они реализуются, как минимум, двумя способами. Первый: отсутствие монополизма или льгот, достигнутых коррупционным влиянием, компенсируется стандартным повышением конкурентоспособности бизнеса. Второй: под давлением конкурентов, располагающих ресурсами, добытыми коррупционным путем, бизнес меняет рынки и сферы деятельности. В результате можно добиться индивидуального успеха, и не погрязнув в коррупции (правда, можно и не добиться). Можно выбрать стратегию покупки власти, строя на ней успех бизнеса, и не добиться этого успеха (или добиться). Но эта вторая стратегия, разлагая власть и уменьшая эффективность управления, снижает уровень любого индивидуального успеха в рамках угнетенной коррупцией и потому в целом менее эффективной экономики."
Когда я работал над этой статьей, появилась новость об увольнении двух менеджеров IKEA в России из-за потворства коррупции. (Смотрите
здесь.) Наверное, в IKEA очень хорошо понимают - коррупция невыгодна! Невозможно что-то с коррупцией сегодня выиграть без того, чтобы завтра не проиграть. Я бы вообще назвал болезнью сознания какие-либо иллюзии по поводу выстраивания бизнеса на основе коррупции. Продажа своих товаров и услуг за счет дачи взятки исключает возможность объективного и независимого выбора товара покупателем. В результате нарушается главное правило рыночной экономики - создание качественного продукта или услуги на основе здоровой конкуренции. Ведь в любой сделке важно подтвердить потребительскую ценность для клиента и работоспособность способов предоставления данной потребительской ценности для производителя, а не получить «навар» для двух или трех сотрудников этих фирм. Иначе, в конечном счете, страдают все участники рынка. А при разрушении фундаментальных принципов рыночной экономики: честной конкуренции и рыночного регулирования, - ставятся под угрозу предпосылки внедрения инноваций, повышения эффективности и роста всей экономики. К тому же коммерческая коррупция - это большие суммы неучтенных денег, прежде всего наличных, которые могут идти как на финансирование терроризма, так и на приобретение наркотиков. Имеются и социальные последствия деловой коррупции как части всеобщей коррупции. Из-за распространения несправедливости в обществе рождается дефицит объединяющих идей и нарастает социальное отчуждение - аморальная экономика разобщает людей. В ней каждый человек чувствует себя одиноким атомом, окруженным тотальной коррупцией.
Подведём итог - коммерческая коррупция и организационное развитие антагонистичны по своей природе. Ранее я рассматривал ошибки компаний в деле оргразвития, и считаю, что коммерческая коррупция - причина № 1 невостребованности организационного развития. До тех пор, пока в героях будут ходить топ-менеджеры и продавцы, коррумпирующие клиентов, - никакого успешного организационного развития быть не может.