Вот не думал, что предыдущая реплика вызовет такой резонанс. Очевидные, вроде, вещи… Толстовцев, что ли, развелось немеренно… Похоже, людей, обожающих ставить на одну доску бандитов и полицейских (равно “применяющих насилие”) еще больше, чем убежденных совков. И все жаждут “объективности”. Меня всегда умиляло, что коммуняги, это понятие на дух не
(
Read more... )
Представьте себе внутренний мир человека, который вдруг понял, что сам факт его существования основывается на том, что 90 лет назад кто-то зверски замучил, убил и ограбил 10 миллионов человек. При этом не обязательно это злодеяние сделали его собственные предки. Важно, что это злодеяние - так или иначе вплетено в его личную историю. Условно говоря, если бы не Ленин в 17 году и связанный с ним «зигзаг истории», то такого человека как «Вася Иванов» образца 2007 года просто не могло бы существовать в природе. Начиная с того, что его родители, и даже бабки-деды, элементарно бы не встретились. И ему приходится признать, что он, во всей своей личной неповторимости, является органичным порождением некоего гадкого и ущербного зигзага истории, основанного на чудовищном горе и страданиях десятков миллионов людей, включая его собственных предков. То есть, само его существование есть нечто ущербное и второсортное - то, чего "лучше бы и не было совсем". А это не всякому приятно.
В такой ситуации находится подавляющее большинство живущих в современной России людей (отнюдь не только потомки большевистских палачей). Поэтому у тех, кто хочет сохранить душевный комфорт, возникает желание как-то обелить этот зигзаг истории, сделать его не таким ущербным, или как минимум - доказать его «объективную неизбежность». Отсюда - эмоции. Подчеркну, что эти эмоции, как правило, - следствие отнюдь не «нераскаянности», а защитная реакция от чувства фатальной ущербности, с которым неразрывно связан правильный взгляд на положение вещей.
Reply
Reply
Reply
Reply
Кстати, интересно, что в странах Балтии процессы проходят гораздо болезненнее, чем в, скажем, Чехии или Венгрии -- именно потому, что трансформация общества в первых была более радикальной, чем во вторых...
Reply
Reply
Общество современной России НЕ СПОСОБНО двинуться по историческому пути, который ожидал бы нашу страну, не будь октября 1917 года. Слишком смещена исходная точка. Мы можем двигаться лишь ПРИМЕРНО в том направлении, в котором идут основные развитые страны европейской цивилизации -- но для этого требуется не просто "проговорить" и приговорить нашу недавнюю историю, для этого требуется новая и опять достаточно радикальная трансформация. Она частично состоялась, но даже сама эта дискуссия показывает, что смысл ее остается непонятен и тёмен для значительной части населения.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Нет, мне не "и так хорошо". Мне как раз плохо. Всё очень просто: сной ситуации, расставление точек над ё приведёт к тому, что блестяще демонстрируют дискуссии в этом журнале: русские-коммунисты передерутся с русскими-монархистами, русскими-демократами и т.д. Расставлять точки над ё мы будем в национальном русском государстве, которое не распродаётся оккупационным правительством, не колонизируется инородцами и над которым не висит нато. Потому что именно желание расставлять точки и делает ситуацию нечёткой. "Если ты сидишь в жопе, то можешь либо понять, как ты там оказался, либо выбраться из неё. Некоторые думают, что первое нужно для второго и занимаются этим всю жизнь. Которую там и проводят."
Reply
Пример с британцами особенно умиляет до слез: как Вы правильно заметили, они "положили индусов", а отнюдь не британцев. Вопрос не в том, чтобы каяться перед кем-то другим или зациклиться на "очернении истории", а в том, чтобы осознать уродливость и тупиковость нынешнего положения вещей. История - это лишь инструмент для понимания настоящего.
Reply
Reply
Мы и так стоим в, эээ, крайне неудобной и двусмысленной позе. Надо не каяться, а встать, наконец, на ноги, и дать кое-кому по сусалам. Чубайс и Кадыров в петле нас спасут. Покаяние перед Ридигером, царской семьёй, евреями, латышами и просвещённой Европой - зароют.
Reply
Leave a comment