ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Jan 26, 2016 23:07


ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - СЛОЖНЕЙШАЯ СОЦИАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Даже основные структуры духовного производства бесчисленны.
В дидактических целях их можно назвать всего пять: Б1, Б2, Б3, Б4 и Б5. Но внутри у этой пятерки страшные взаимно переплетающиеся со всем на свете аспекты, лабиринты, состояния... Есть смысл начать как раз именно с такого что называется всё-проникающего нечто, а это:
Б1. Аспекты духовного производства то есть обмена деятельностями между человеком и природой (в терминологии истмата  они близки к его категориям «формы общественного сознания») - это особые нюансы подхода людей к рассмотрению своей деятельности в целом и постоянно имеющие жизненно важное, стратегическое значение для общественного бытия людей, для антропосоциопроцесса - рефлексируемого участия человека в ходе исторических событий. Аспекты духовного производства пронизывают все абсолютно структуры как материального, так и духовного производств. Каждый специфический аспект духовного производства один и тот же факт, процесс, предмет оценивает исходя из своего специфического акцента. А эти акценты таковы:
           Нравственность, мораль, категорический императив;
           Эстетика, вкус, образ, пластика, эстетическая иллюзия, игра;
           Политика, власть, соизмеримость самолюбий;
           Право, закон, общественный договор о правилах обязательного для всех исполнения в человеческом общежитии, признаки отклоняющегося поведения;
           Юстиция, социальная справедливость, социальное возмездие;
           Философия, метод, категории, адрес и смысл человека в универсуме;
           Наука, картина универсума, понятия и категории специальных наук;
           Техника, инструментально-энергетическая вооруженность человека;
           Экономика, расчет, калькуляция, планирование, моделирование личностного и социального капитала;
           Экология, среда, гармония или дисгармония человека с окружающей средой;
           Здоровье, знание витальных законов функционирования своего организма и умение закалять его, поддерживать в необходимом для успешного существования статусе;
           Занятость, труд, профессия, функционирование, функционализация;
           Химеризация, то есть создание кумиров и непокобелимое поклонение им.
В классическом истмате признавалось пять-шесть важных форм (они перечислены выше в первых рядах) общественного сознания, и на этой почве строили концепцию надстройки. Мы же надстройкой предпочитаем называть все духовное производство в целом. а с оговорками - отдельные его, нужные нам при рассмотрении части, а базисом, соответственно, материальное производство.
Б2. Смыслоформы духовного производства (фактически - образы, но в самом широком, родовом смысле по отношению ко все остальным субстратам обмена духовной деятельностью) - целевая или спонтанная совокупность работающих приемов мышления, то есть методов сбора, обработки и использования информации, отражаемой социальным субъектом (социумом или индивидуумом) в ходе антропосоциопроцесса и по законам антропосоциопроцесса как явления универсума; формы творчества, просто предусмотренное законами антропосоциопроцесса духовное творчество ради него самого (в определенно узком смысле), при всей неблаговидности некоторых его видов. Происходит этот духовный труд прежде всего в менталитете (Б3), в мышлении. Основной субстрат духовного производства - виртуальная реальность. Напомним, что виртуальная реальность чаще всего предстает в виде информации, которая имеет:
1.                     прямой смысл (феномен, явление);
2.                     скрытый смысл (сущность, эссенция);
3.                     смысл, вкладываемый субъектом информации по инерции;
4.                     смысл, вкладываемый субъектом информации по своей воле;
5.                     смысл, вкладываемый субъектом информации по своему разумению;
6.                     смысл, получающийся у субъекта (источника) информации независимо от вкладывания;
7.                     смысл, воспринимаемый наблюдателем, приемником, объектом информации прямо;
8.                     смысл, воспринимаемый наблюдателем, приемником, объектом информации скрыто;
9.                     смысл, воспринимаемый наблюдателем, приемником, объектом информации частично, косвенно;
10.                дефолтный смысл, то есть «по умолчанию», на авось, что включает совершенно неизвестные каналы восприятия информации, которая, тем не менее, очень активно действуют на людей (но не обязательно в том направлении. которое было задумано ее субъектом или которое полагается ее объектом). Считается, что дефолт, «по воле волн, по воле волн» - это 90 % информационного поступления, информационного восприятия и информационного базиса для принятия ответственных в жизни человека решений во всей его духовной, да и материальной составляющей.
Так, Кот-в-сапогах, Ша-боттэ из одноименной сказки именно Шарля Перро, очень наглядно выступает в виде носителя и организатора определенной информации, Король - ее важным объектом, крестьяне - важным каналом, младший брат - очень удачливым потребителем, на благополучие которого сориентирован весь смысл представленной в сказке поучительной информационной агрессии. Средства, скажем так, непрямые, а, может, и неправые, но справедливость побеждает и устраивает практически всех. А мы говорим: «Пусть рушится мир, но торжествует закон!» Эта фраза тоже из особых средств, к которым часто прибегал Кот-в-сапогах в нашей сказке. Законы пишут одни люди для других людей, а при письбе этих законов законотворцы не забывают (или даже неосознанно подразумевают), что главное производственное отношение есть расширение ИХ жизненного пространства, и закон, написанный ими с такими-то нюансами, ИМ и ИХ заказчикам очень пригодится.
Следует также отметить, что к формам мышления, на наш взгляд, относятся не только дискурсивно-понятийные, словесные, но и формы непрямого действия, а также медитатативные,  и другие, образующиеся, например, в ходе спонтанно поступающей информации во всех возможных ее видах, которую вполне достоверно можно расшифровать, перевести на внятный для нас язык - интуиция, образ, тоска, «в костях ломота», пение птиц, голос кукушки, вытье собаки, «кот ластится», печаль, горе, изумление, а также их реальные и вероятностные мотивы, источники, поводы и последствия.
Любое событие в духовной истории социума или личности сознательно или бессознательно укладывается в ряд характеристик, в рамках которых различные формы деятельности людей получают четкий смысл.  Выделим несколько основных групп характеризации смыслоформ:
           Хронологические - например:
*                   возникновение сюжета,
*                   разработка сценария,
*                   режиссура,
*                   постановка,
*                   корректировка (пилотное исследование),
*                   оценка результатов,
*                   коньяк победителям,
*                   подзатыльники оробевшим,
*                   уцелевшие и проигравшие примыкают;
           Пространственно-географические;
           Мотивационные;
           Инновационные - кажется. именно в этом пункте важно отметить. что никакой политик ничего не сможет сделать без соответствия какому-либо органическому или коллективно-виртуальному побуждению (движению) со стороны народа, его (народа) запросов; так, диктатура Сталина возникла как результат созревания феномена социальной мести как потребности общества, а Сталин эту народную потребность в достаточной степени  и выражал, и цдовлетворял;
           Разведывательные;
           Накопительные (про запас);
           Пропагандистские;
           Защитные;
           Контрпропагандистские;
           Экспансивные;
           Оптимистические;
           Пессимистические;
           Ксенофилистские;
           Ксенофобистские и т.п.
Строгое определение этих черт, наверное, не так уж и необходимо. Вспомним, что один из домарксовских арабских, побывавших как на Востоке, так и на Юге, и на Западе современного ему мира с серьезными миссиями,  мыслителей 15-го века Валиддин ибн-Хальдун, которого часто называют средневековым Марксом арабского мира, все смыслоформы человеческой деятельности успешно и, на мой взгляд, верно сводил к способам добывания средств к существованию. Способы добывания средств к существованию, по Валиддину ибн-Хальдуну, бывают:
*       естественные - охота, земледелие, ремесло, торговля;
*       неестественные - контрибуция и фиск [1] (то есть рэкет товарный и денежный).
Иные - частные и промежуточные, но в принципе стратегически они соответствуют производственным отношениям. Сурово, конечно. Что тут неестественного: отнять у чужих и поделить между своими?
Совершенно невозможно однозначно развести по отмеченным нам группам смыслоформ целый ряд их конкретных видов, да и не будем этого делать. Действительно, ряд видов деятельности встречается в целом ряде групп:
ученичество, наставничество, воспитание, образование, обмен опытом (туризм);
предания, суеверия, идеи, концепции, теории, идеологии;
разработка сценариев, их постановка и корректировка в исполнении;
конспиративные (скрывающие свою деятельность по своему собственному желанию) течения, секты, движения;
запретные (запрещенные вопреки их собственному желанию) течения, секты, движения;
открытые течения, секты, движения;
социальный контроль;
социальное манипулирование;
логика, интуиция, чувства, воля, мышление, симпатия, антипатия, апатия, бесстрастие, обаяние, антипатия, пассионарные толчки;
знаки, символы, письмена, толкования;
боль, сострадание, протест, неприязнь;
насилие, постановка в повиновение (служили ли вы в армии?);
суггестия, зомбирование, гипноз;
книги, газеты, масс-мэдиа;
давление (по арабски дaвля - государство, хоть и по-русски так называй, до чего в принципе верно), голодовка, забастовка, бойкот, обструкция,  - духовное, телефонное, газетное, дисциплинарное, телевизионное, вооруженное;
терроризм, империализм (специфическая форма терроризма);
шантаж, благотворительность, раскрутка;
шпионаж, диверсия, провокация, лоббирование;
дилерство явное (дипломатия), дилерство втемную (агентура влияния, коллаборационисты, пятая колонна);
стимулирование, подстрекательство, диффамация неугодных, демонизация ненавистного конкурента, дезинформация, подкуп;
честность, честь, благородство, подлость, коварство, хитрость, темперамент, характер, вальяжность;
имиджмейкерство, заливание приторным елеем, фальшивый наезд;
методы -
ленинские, сталинские, моссадовские, цээрушные, энкавэдистстские;
стихийные, плановые;
геополитика, и т.п.
Или, к примеру, ситуация такая: продовольственные ценности Каспия, гулявшие в виде мощных стай ценных пород рыб на нерест до верховий Волги, ныне перекрыты от населения верховий Волги  мощными нижневолжскими энергетическими и водохранилищными перекрытиями по мотивам великой государственной целесообразности. А может это таки хитрый грабеж россиянами Юга россиян Севера с попустительства центральных органов государства? Контрибуция и фиск? Явно неестественно, по крайней мере, с  точки зрения интересов россиян Верхневолжья. Что да, то да, но если это делают так, что ты чуть ли не внутренне порываешься торжественно благодарить за то, что у тебя отняты источники ценного продовольствия в пользу далеких братьев, то здесь явно -
неявные проблемы.
Б3. Менталитет - социально-философская характеристика мышления субъектов антропосоциопроцесса, или, иначе, конкретное состояние социального сознания на данный момент. При всей инвариантности, скажем, национального менталитета, внутринациональные -  психологические и другие микросоциумные, а также индивидуальные характеристики менталитета очень ликвидны, и, кстати, легко подавляются так называемым коллективным бессознательным (контролируются эгрегором, по Свияшу). Ментальная самозащита от ментальной (информационной) агрессии, от информационного империализма - одна из важнейших задач гуманологии, да и многих других честных гуманитарных курсов, имеются в виду такие, где не заманивают на свои позиции, тем более насильно, а добросовестно и героически рассказывают всё, независимо от выгоды или невыгоды, как было и есть на самом деле. Структуру менталитета можно свести к следующим основным составляющим:
                Факторы (установки, доминанты)
*            Микро - биологическое, конкретно-реальное наследство;
*            Макро - конкретно-социальное состояние: внушаемое, врожденное, воспитанное, ценностное, витальное;
*            Мега - конкретно-универсальное воздействие, практически по умолчанию, очень неявно;
                Степени состояния и развития
*            Обыденный, естественный, обычный - масса, серость, гражданский уровень; по Фрейду близко к Id; носителями этой степени являются 90-97 %% общества;
*            Идеологический - пропаганда и контроль; руководители, пропагандисты, активисты, вожди;   Ego; носителей - 3-17 %% общества;
*            Теоретический - разработка, проверка, эксперимент; специалисты, знатоки, мудрецы;  Super-ego; носители - 0,003-3 %% от всего общества. Мундиров за их немыслимые умственные подвиги им не всегда выдают, поэтому вместо того, чтобы слушать, при острой необходимости, самого умного, что в той или иной ситуации надо делать,  слушают самого нахального, у которого одна извилина, да и та от топора;
                Типы:
*            Массовый, коллективный, солидарный;
*            Индивидуальный, эгоистичный, отчужденный;
Их можно, разумеется, варьировать на основе представленных ниже  двух основных. При этом следует отметить, что массовое сознание C ни в коем случае не является суммой  индивидуальных сознаний, составляющих массу. это всегда сознание единого организма, который для краткости и четкости иногда называют толпой.
                Пассионарность (эффект избытка биохимической энергии живого вещества, как определил эту свою категорию Л.Н.Гумилев), имеющая ряд характеристик:
*            Целенаправленность: жизнеутверждающая; жертвенная;
*            Этапы: зачатие; акмэ; спад;
*            Экспансия  (ее направленность): внешняя; внутренняя, в том числе скрытая, глубинная.
Б4. Динамика  (социальное поведение, социальные отношения, социальная практика, коллективная деятельность, историческое творчество масс) - характеристика скорости хода социально значимых этапов, моментов, черт антропосоциопроцесса во времени.
Специально динамикой социального времени занимается раздел философии под названием философия истории. Основной проблемой философии истории, на наш взгляд, является   проблема социальной революции, то есть по существу скорости социального процесса,  комплексно ощущаемой его субъектами. У нас не любят говорить о социальной революции, понятно, почему. Во времени мы все стареем и приходим к неизбежному результату. Одним хочется остановить доставшееся им счастливое мгновение, другим хочется его только достичь. Так что динамика неизбежна. Однако все социальное важно, особенно доя таких временных субъектов, как люди. Поэтому в рамках социальной онтологии должно отразить и динамику.  У многих марксистов самой представительной формой социальной динамики провозглашается социальная революция, и часто они отождествляют социальную динамику и социальную революцию (известны расхожие лозунги: «Революция продолжается!», «Lucha continua!»).
Сам Маркс так считал в общефилософском смысле, ну, а его ученики придавали этой концепции одиозно-политическое значение (скажем, из тактических соображений, когда бывало не до тонкостей теории, товарищи Ленин и Сталин придавали учению Л.Д. Троцкого о перманентной революции черты чуть ли не людоедские. Но теория хорошая. И мы к ней вернемся.
Основными характеристиками социальной динамики как философии истории  (некоторые говорят историософии, но это не всегда философия истории в том смысле, который мы придаем этому термину) являются характерные для социальной революции:
1) Само социальное время, уже получившее свою специфическую характеристику: античность, средневековье, перестройка, индустриализация, капиталистическая общественно-экономическая формация и т.п.
2) Характерные  носители признаков времени - того или иного масштаба субъекты исторического процесса, наделенные значимыми чертами типа: пол, возраст, профессия, этническая, конфессиональная, образовательная принадлежность и т.п.
3) Источники динамики - социальные противоречия, в рамках которых тактически возникают побудительные мотивы и потребности, а стратегически возникают интересы. На почве мотивов и интересов возникает воля к их осуществлению, или, наоборот, сомнение в ценности старых ценностей, любовь (филеос и агапэ, биологическая подоплека обладания или единения) и страсть и стремление добиться осуществления задуманного, пробившегося как цель. Различные источники динамики можно  разнести по разным содержательным системам: внутренние, внешние, индивидуальные, коренные, внешние, внушенные, стихийные,. корпоративные, виртуальные, реальные и т.п.
4) Цели - как выше сказано, задуманное, и (хотя и не всегда, а тем более до конца) осознанное. Цели бывают: явные, тайные, порочные, благородные, темные, светлые и т.п. Как правило, ни одна достигнутая цель никогда не оправдывает возложенных на нее надежд здесь, на земле. Вот на небе - там, наверное, другое дело.
5) Формы динамики (деятельности во времени) - любительские, профессиональные, открытые, мирные, корыстные, альтруистические, во имя своего, во имя общего, добровольные, по долгу, ангажированные, инициативные, конспиративные, незаконные, насильственные, привычные, дежурные и т.п.
6) Средства, применяемые в ходе развития деятельности субъекта во времени: порицаемые, одобряемые... Говорят, победителей не судят. Не судят только сами победители. У любого победителя всегда найдется судья, и раньше или позже такой судья, даже очень мягкий критик из своих может стать могильщиком недавнего победителя, и сам, в свою очередь, падет от очередного негодующего правдоискателя.
7) Уровни социальных отношений: экстремальные, вызывающие, традиционные, сакрально дозволенные, в рамках легитимности, запойные и т.п.
8) Продольная напряженность, (высокая, слабая, равномерная, утолщенная) векторность, плотность: застой, энтузиазм, апатия. криводушие («двойные стандарты»), искренность, вынужденность, безысходность и т.п. Уровень солидарности.
9) Результаты: плановые, ожидаемые, реальные, неожиданные плюс, неожиданные минус, в связи с результатами всегда необходимо иметь в виду закон обязательного проявления совершенно неожиданных. непредусмотренных прогнозами последствий, о чем чуть более подробно в разделе «Философия истории».
10) Тензорность: поперечная напряженность (крепость, массовость) отдельных участков особенно коллективного субъекта исторического действия: так, представители одного и того же социального слоя могут по разному относится к политикам, средствам социальной самозащиты; одни хотят взять свое своими активными действиями, другие - выжидают, что и до них нормальная очередь дойдет, а пока потерпим. Уровень единства.
Б5. Упаковка (организации, учреждения, институции, институты...) - характеристика наиболее наблюдаемых и наиболее опознаваемых, воплощенных объектов и субъектов духовного производства по ряду социально значимых признаков:
1) Принципы обоснования (идейные основы примерно те же, что и аспекты менталитета, с теми или иными ограничениями или расширениями): уставы, статуты, «понятия» криминальной среды и т.п.
2) Массовые ячейки.
К примеру, в религии - миряне, в гражданском обществе - человек в своих естественных правах, в правовом государстве - гражданин, в традиционном государстве - верноподданный, в сфере эстетического - поклонники, в сфере этического - общественное мнение, в науке - заказчики и потребители, в технике - пользователи и низовой обслуживаюший персонал...
3) Расхожие представления (минимальные требования (само)идентификации).
К примеру: мусульмане - свинину не едят; евреи - обрезаны, с пейсами; электорат - всегда прав; подсудимый - заведомо преступник; отечественный ученый - бедный, но умный; нравы - пали по сравнению со строгостью в старые времена; красота - неестественна, на раскрутке и косметике...
4) Профессионалы: в религии - монахи, священники, клир; в политике - элиты, партии, лидеры, вожди; в праве - юристы, правозащтники, правоохранительные органы; в морали - общественное мнение (sic!), и злые языки здесь воистину страшнее пистолетов; мастера, специалисты. корифеи, «мозги», академики, звезды и т.п.
5) Знаки внешнего отличия: обрезание, крестики, мундиры,  погоны, форма одежды, паспорта, удостоверения, мантии, спецодежда и т.п.
6) Здания, сооружения (особой, целевой, архитектуры): церкви,  костелы, мечети, синагоги, хубилганы; ратуши, Капитолий, Белый Дом, Кремль, Вестминстер; Дворцы Правосудия, тюрьмы, СИЗО; НИИ, синхрофазотроны, научные сотрудники, аспиранты, лаборанты; заводы, фабрики, предприятия, учреждения; зоопарки, стадионы. цирки, театры, музеи, кинозалы; заповедники, национальные парки; замки, поместья, подворья, хозяйства, домы и т.п.
7) Альтернативные функции: в рамках корпоративных сообществ при сохранении функциецентризма вокруг специфически корпоративной идеологии всегда возникают и стихийно закрепляются альтернативные функции: политические партии - с тем или иным конфессионально-религиозным уклоном; эстетические концепции с политико-сотериологическим уклоном («Красота спасет мир»; «Неписаные законы предков важнее писаных») и т.п. Альтернативность функций организации может иметь и тенденции: разрушительные (направленные на «врага»), созидательные («Еще выше поднимать знамя единства!»), опасные (если втемную используются деструктивными, особенно внешними силами), полезные (катализирующие процесс социальных перемен, а также в рамках мониторинговой политкорректности - отслеживание, реформация экстремистских, маргинальных слоев, с целью социального контроля и эффективного управление) и т.п.
8) Принципы самоограничения, самоподдержки; цензы: для всех, для соотечественников, для «своих», для избранных, для подготовленных, по возрасту, по образованию, по увлечениям, по принадлежности, по средствам; условные, строгие, эфемерные.

[1] См.: Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980. С.87; ср. Кирабаев Н.С. Классическая арабо-мусульманская философия // Философия. Учебник. М.: ТОН - Остожье, 2001. С. 126 - 128.

Previous post Next post
Up