Варварское либидо, или Как с ним бороться.

Nov 19, 2015 21:07


Пишут, что:
Патриотизм как фактор личности.
Патриотизм - это не идеология, а средство самосознания.
Сам по себе патриотизм столь же безыдеен, как любовь к детям.
Какая идеология может быть заложена в биологический инстинкт?
Однако, как любовь к детям организует ячейку общества на базе возникающего чувства личной ответственности за судьбу семьи, так и патриотизм определяет личную ответственность за судьбу родины.
Патриотизм нельзя навязать, ему нельзя научить, он либо есть, либо его нет.
Но если есть, он порождает следующую ступень развития личности - нравственное чувство.
Нравственность - это основа личности, с помощью которой человек способен самостоятельно отличать добро от зла.
Если человек не умеет различать добро и зло, то полноценной личности у него нет.
Можно жить и с ущербной личностью, это не беда, но ущербная личность всегда ведома и зависима, о самостоятельности и самоопределении ей следует забыть.
Это путь от человека к социальному скоту, бесправному и бессмысленному.
Из этого следует, что усилия нашего креативного класса по борьбе с патриотическим чувством имеют целью выхолащивание личности у соотечественников.
Так как креативный класс - это сплошь идейные космополиты, чего они не скрывают, то можно говорить об их человеческой неполноценности.
Следующим шагом понимания этого обстоятельства должна быть санитарная изоляция креативного класса от нормальных людей.
На Западе, кстати, разрушение личности среднего гражданина успешно завершено, в скандинавских и германских странах общество в целом кибернетизировано, человек превращён в функцию без права на мнение. Их мнение им сообщают в СМИ.
via
А чиво я́ думаю?
А чиво тут думать?!!Чыстая правда в последней инстанции. А это уже не человеческое занятие: излагать такую истину. Грех гордыни и вообще полное чревоугодие!
Истина в последней инстанции нам недоступна, а в предпоследней она такова:

Из «Капиталмуда», 2003,
10-летию издания которого пост посвящался

4. Основные направления социально-исторического аспекта философской картины универсума

В рамках социально-исторического аспекта философской картины универсума, весьма значимом для  социальной онтологии, можно выделить две следующие основные системы самонаблюдения людей в универсуме (структуры бытия), которые известны как: Культура (Восток - мистицизм - иррационализм) и Цивилизация (Запад - иллюминизм, просветительство - рационализм).

На наш взгляд, этот конкретно-онтологический подход чрезвычайно плодотворен для рассмотрения диалектики социального пространства и активности в нем.

Мы, если не оговорено другого, будем придерживаться смысла этих терминов, которые восходят к Платону-Аристотелю, Канту-Шпенглеру, Данилевскому-Лосеву, а в конечном счете изложены Ю.М.Бородаем в его работе «Третий Путь» [i], а также продвинуты в работах С.Г.Кара-Мурзы, В.В.Кожинова, Н.Н.Моисеева и других [ii].

Культура - способ существования человеческих сообществ во Вселенной, основанный на безусловном уважении древних традиций, мифов, верований, иррациональных, но упорядоченных, мотивов поведения людей, восходящих к божественному откровению, ясновидению, заветам высших сил и укрепленных суровыми, сакрального статуса, требованиями неукоснительного исполнения их воли, выраженной посредством авторитетных толкователей типа пророков; то есть на адате, как сказали бы борющиеся против него исламские экстремисты; но, кстати, шариат тоже можно отнести сюда же, только он уже опирается на заповеди единой Священной Книги и на веру в Единого Бога.

В культурном сообществе люди существуют (должны существовать), руководствуясь как бы непогрешимыми священными традициями, которые, как считается по преданиям высшей степени святости, им дали верховные существа или некий единый бог [iii] через легендарных, избранных для этой миссии высшими силами Универсума, предков - патриархов и пророков [iv].

Иногда запреты такого священного характера в этих сообществах в литературе называют табу, отсюда термин табуизация. Нарушение повседневных священных установлений расценивалось как кощунство и жестоко пресекалось еще при этой жизни всем племенем, нарушение самых коренных сакральных установлений расценивалось как нечто с неустранимыми последствиями - как грех.

Нарушители священных запретов называются грешниками, и несмотря на то, что наказание грешников должно настигнуть не в этой жизни, им и здесь достается.

Хотя бывает и так, что то, что в одном сообществе является грехом - в другом является чуть ли не признаком святости, или просто допускается, без предусмотрения каких либо санкций.

Таким образом, ни абсолютной святости, ни абсолютной греховности, единых для всего человеческого сообщества, не существует, они так же относительны, как критерий истинности.

Здесь надо сделать замечание, что иногда толкование культуры как способа сосуществования социумов в универсуме исследователи называют традиционалистской, или органической, цивилизацией, или общинностью, или соборностью и т.п. практически в том же, что и выше, смысле термина культура.

Цивилизация - способ сосуществования человеческих сообществ в универсуме, основанный на логике разума, рациональности, целесообразности, расчете выгоды, на основании так называемой ясности и наглядности, на так называемой очевидной убедительности знаний, на меркантильном, утилитарном расчете стоимости усилий ради того или иного предприятия и укрепленный в большинстве случаев тем или иным видом реализации так называемого contraсt social (общественного договора).
В чистом виде, естественно, не встречается, но центральным методологическим ориентиром служит неплохо.

Правда, есть и третий тип сосуществования человеческих социумов в универсуме. Хронологически он, пожалуй, даже первый, если не вечно сопутствующий всем и вся процессам человеческого развития, но аксиологически, правда, при поверхностной оценке, очень уж непригляден. С него, кстати, согласно многочисленным историческим теориям, и началось само человечество, а некоторые видные мыслители уже издавна утверждали, что современное им (в том числе и нынешнее) человечество туда же и возвращается; от того же, с чего начиналось человечество, оно и погибнет; или призывают вернуться к этому исходному началу на определенном так или иначе витке спирали, доказывая, в весьма, правда, романтизированной версии, его необходимость теоретически и поэтически (анархисты, Ницше). О каком третьем типе идей речь? О варварстве.

Варварство - это способ сосуществования социумов человечества в универсуме, основанный на реализации чувственно-волевых, инстинктивных, примординальных, бессознательных и подсознательных, бесконтрольных, т. е. практически самых стихийных, элементарных, бестиарных начал в человеке, или, как  это называют отдельные ученые, на либидо (и имеют прежде всего в виду сексуальное влечение, но это не так просто): не думать; захотелось - сделать; никак не контролировать себя с позиций каких-либо «внешних» кодификаций. Варвар - сам себе высшая инстанция там, где верноподданный опирается на священные предания и традиции, гражданин - на положения общественного договора. Но где-то на уровне витальности это и спасительный автопилот - антисоциальный, девиантный, но способ выживания.

Знаменитый роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» начинается буквально с прославления  своеобразной формы варварства, заставившего уважать себя хотя бы с помощью такого приема, как болезнь:

Мой дядя самых честных правил.

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример - другим наука...

И лучше выдумать не мог!

Иронически указывая на инициативу самогó дяди, заставившего себя уважать самым надежным в данных обстоятельствах способом, А.С.Пушкин, пожалуй, художественно лукавит: не дядя выдумал, а обычай заставил Онегина посещать занемогшего не в шутку дядю, невзирая на боже мой какую скуку.

Так думал молодой повеса, но не осмелился нарушать обычаи. Даже для молодого повесы такая по честным правилам болезнь дяди диктует жесткая необходимость выполнять неписаный закон, обычай, через что Онегин не может переступить, сделав тем самым первый роковой шаг к варварству. Болезнь дяди - может, и просто повод проявить свою культурность, то есть, несмотря на то, что сам повеса, что скука, вежливо посещать, ухаживать и думать про себя всё, что угодно. Обычай гласил, что молодые состоятельные дворяне должны быть повесами, это укладывалось в рамки обычая, морального кодекса. Но ни в коем случае не произвол, не варварство.

Энергетические источники варварства, как это было замечено уже самыми ранними мыслителями, коренятся в самом человеке, в животности (биологичности, витальности, генетической предопределенности) его природы, но не исчерпываются животностью. Обнаруживавшие их мыслители выделяли эти энергетические источники в отдельные категории, то призывая целиком подавить их все сразу или по частям, то дать им полную волю.

Так, благородный Платон ряд аспектов этого начала назвал эросом.

Карл Маркс, капитально потрудившись, понял, что иначе, чем капиталом - индивидуума ли, общества ли, всего ли рода человеческа - эту страсть не назовешь.

Фридрих Ницше просто и без затей назвал его «волей к власти» (по-немецки то, что в кавычках часто пишется как одно слово, правда, часто довольно сложное).

Зигмунд Фрейд назвал это начало довольно мудрено: либидо, а его отколовшийся, но почтительный ученик Карл-Густав Юнг нечто аналогичное назвал «коллективным бессознательным», присутствующим в каждом человеке.

Великий Ленин национальной философии США Джон Дьюи в работе «Демократия и образование» это-то аккуратненько и называл собственно жизнью: «В течение всей жизни живое существо стремится использовать в собственных интересах (здесь и ниже в цитате подчеркнуто мной. - В.Г.) возможности внешней среды: свет, воздух, воду и почву, превращая все это в средства поддержания своего существования. И пока оно растет, извлекаемая им из внешней среды энергия превосходит ту, которая затрачивается на сам процесс извлечения. В этом смысле можно сказать, что живые существа подчиняют себе для продолжения жизнедеятельности те силы, которые в противном случае использовали бы их самих. Жизнь есть процесс воспроизводства посредством воздействия на окружающую среду» [v]. (Обратите внимание, какой труд цитирую: «Демократия и образование». После такого образования как не стремиться стать акулой империализма!).

Лауреат Нобелевской премии в области биологии Конрад Лоренц (бывший у нас немецко-фашистским военнопленным и очень мило отзывающийся в своих воспоминаниях об отношении к военнопленным со стороны простых советских людей) назвал агрессией: «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями «инстинкта смерти», - пишет, в частности, К.Лоренц, сопоставляя свою теорию с психоанализом З.Фрейда, - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как они, служит сохранению жизни и вида (подчеркнуто мной.- В.Г.)» [vi].

Великий русский евразиец Л.Н.Гумилев называл нечто этого порядка пассионарностью. А про анархистов русских и зарубежных мы вообще пока помолчим. Иные мыслители обобщают свои догадки до понятия свободы и бьются за свободу человека, пока от ее его же и не гибнут.

Разумеется, между приведенными выше, как и у других, неупомянутых, мыслителей, понятиями, есть различия, но, по существу, речь об одном и том же, - о чем-то вполне виртуальном, но очень властном и сильном (хотя и несоизмеримым с такими привычными нам показателями авторитетности, как емкость мышечной массы или тоннокубатура золотого запаса на персональных счетах в швейцарской банке) внутри самого конкретного человека индивидуума - о стремлении к расширению личного или кланового контроля над жизненным пространством с относящимися к нему ценностями.

Это стремление создает основное противоречие между сущей реальностью и манящей перспективой - перспективой обогащения, капитализации субъекта хотя бы в своих собственных глазах. А чем измерить живому существу рост и прогресс своего личного личностного капитала, как не обладанием каких-либо общезначимых ценностей? Подспудное стремление разрешить противоречие создает, пожалуй, основной конфликт бытия человека. При этом следует отметить, что любая участвующая в любом конфликте сторона права абсолютно так же, как любой ее противник. Все мы здесь, в этом бытии, «дети Божьи», имеющие равные права быть властными делать в своем, что хочется. И даже сами Боги, о чем напомнил Иисус Христос, как зафиксировано в Евангелии:

«Тут опять Иудеи  схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом.

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: “Я сказал: вы - боги”? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: “богохульствуешь”, потому что Я сказал: “Я - Сын Божий”? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне, а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» [vii]. Вот так всё просто.

Абсолютно неправых сторон ни в каких конфликтах не бывает.

Сторона конфликта может быть правой в конфликте психологически, морально, политически, экономически, энергетически, философски, генетически, даже территориально и т.п.

Но всё это только относительно, а точнее - конвенционально.

В том числе бывает и так: «Признать абсолютной истиной то-то, то-то и то-то, потому что так учит нас наш Великий Вождь и Отец Народов, наша родная и любимая, вечно живая партия!»

Такие истины, как мы видим, очень абсолютно абсолютны. Сократ в завершении диалога Платона «Горгий» призывает собеседников жить по справедливости, но не в силах ничего убедительного противопоставить рассуждениям Калликла, которое можно обобщить как: «Сильный прав по природе» [viii]. Ибо все равно получается, что критерии своей, вплоть до абсолютной,  справедливости или правоты у всякой стороны выверены по тем или иным удовлетворяющим ее правилам, которые договорились (конвенция и есть соглашение) не нарушать без особого на то заседания или указания вождя.

В науке такие конвенции очень обстоятельно исследовали - не хочется применять силу, сила здесь не всегда выгодна - и назвали парадигмами. Научные революции происходят при устаревании парадигм.

Но часто в процессе бытия людей важно найти живой институт ну не абсолютной, так объективной, истины прямо тут, на земле, рядом. То есть, несмотря на закон исключенного третьего, для двух конфликтующих сторон важно найти третью, общую, примиряющую позицию, третейский суд, арбитраж, инстанцию с тем, чтобы разрешить конфликт сообразно новому витку развития обстоятельств.

Такой третьей позицией вполне может быть и открытая деятельность, и тайная работа, и прямая схватка, и закулисные мероприятия, и синтез всяческих известных истории акций. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил» (подчеркнуто мной. - В.Г.) - писал Маркс. Одним из основных производственных отношений является отношение собственности на средства производства своей жизни.

Основным средством производства своей жизни является земля, вообще жизненное пространство с находящимися на нем ценностями и возможностями.

И никакое развивающееся существо ни пяди своего жизненного пространства отдавать не обязано, и, пожалуй, вполне понятно, что не только не отдаст, но и всяческими хитрыми способами будет стремиться к упрочению своего контроля над жизненным пространством других развивающихся стихий, в том числе так называемыми добрыми и гуманными экономическими средствами квази-эквивалентного обмена.

Но не бывает в универсуме эквивалентных обменов нигде и никогда, и быть не может. Человеческая сущность проявляется только там, где человек вступает в зависящие от его воли отношения.

Все время хочется понять, кто больше марксист: Маркс или Дьюи? Доколе буду взывать, а никто не внемлет, что американский прагматизм хотя бы в версии Джона Дьюи давно пора положить в основу русской национальной идеи [ix], или, хотя бы, обсудить.

Потому что борьба за расширение и освоение (сделать СВОИМ!) жизненного пространства и находящимися на нем ценностями и возможностями является и онтологическим и эпистемологическим смыслом общественного производства людьми своей жизни, то есть смыслом бытия людей, вплоть до мистического стремления слиться с Универсумом вообще. То есть речь здесь идет уже не о просто витальных началах.

Вырабатываемая варварской динамомашиной энергетики человека жажда рваться без тормозов к тому, чем хочется владеть и пользоваться - встретила на своем пути парочку заслонов: культуру и цивилизацию. О культуре, как наморднике на кровожадные инстинкты масс, говорил Шопенгауэр. Варварские начала не следует путать с животным, а тем более звериным началом: у зверей есть организация, ограничения, порядок, биоценоз, своеобразная программа бытия и ниша в нем, они бесцельно, по собственному произволу практически ничего дурного не делают.

Конечно, есть - и это вполне понятно - и другие, более широкие или более узкие - толкования терминов «культура», «цивилизация», «варварство» и производных от них. Так, понятие «цивилизованность» означает характеристику определенного лица в отношении знания и соблюдения им, хотя и нигде подчас не записанных, правил поведения: быть чистым, хорошо пахнуть, не целоваться с подругами на подоконниках учебного заведения, не плеваться семечками, оставаться человеком в час пик на автобусной остановке и т.п., а нарушение этих правил называют варварством, нарушителей - варварами. Из других часто употребляемых применений под цивилизацией понимают совокупность наиболее общих для всех человеческих сообществ, независимо от времени и места, институций практически в ассортименте - в комплексном наборе: письмо, литература, писанные законы и т. п., а под культурой - конкретный временной и локальный, или и того, и другого одновременно, очаг истории, сравниваемых с образцовым, полным, цивилизационным комплексом, теоретически разработанным (в плане социального идеала ли, в приступе ли религиозного энтузиазма) тем или иным авторитетным мыслителем.

Эти три субстанциальные структуры представлены нами в самом элементарном изложении.

Существует великое множество как древних, так и современных теорий, повествующих много интересного о структуре телесного, витального и пневменного (спиритуального, духовного) миров.

Так, телесный мир физики Ньютона - один, физики Эйнштейна - другой, физических воззрений И.Канта - третий, А.А.Логунова - четвертый, тахионов - пятый...

Но, не сливаясь в единую теорию практически все концепции, касающиеся материально-пространственных соотношений телесного, физического опыта дают или сулят впечатляющие практические результаты, удовлетворяют познавательным потребностям человечества, делами осуществляющих эти исследования активистов познания, исследователей.

Назовем такую трехслойную картину бытия метареалистической. Ее можно назвать также и метамифологической, гуманологической, в первом приближении.

В древних самонаблюдениях, оформленных в мифологические своды три вышеупомянутые структуры бытия так или иначе выделяются и подвергаются осмыслению. Отношение к ним дифференцируется. За проступки против традиционных установлений предусмотрены жестокие санкции.

На Востоке с древности в мировоззренческих учениях все доступные знания были мифологизированы, то есть закреплялись в достаточно конкретной образной форме и совершенствовались в рамках единой и единственно верной мудрости, так сказать, мудрости Востока. Хотя систем восточной мудрости тоже было много, и еще до наших дней они дожили без существенных деформаций, в рамках их единой системы традиционной мудрости разделения на отдельные науки (физику, математику, геометрию и т. п.) не произошло, по крайней мере, в той степени, как это случилось на Западе.

На Западе же со времен античности из лона единых универсальных знаний зачастую мифологической формы стали выделяться к самостоятельному существованию науки и ремесла, кодексы и искусства, и т.п.

На наш взгляд, высказанный в соавторстве с коллегой, вообще «историческое движение самопознания человека в его доступном аналитическому разуму бытии - от мифа, ритуала, религии через искусство, философию, науку к осознанному поведению в универсуме «осуществленного натурализма человека и существенного гуманизма природы» [x]- приобретает в наше время статус особой науки, имя которой гуманология» [xi].

Итак, объединяющий мировоззренческий стержень исконного учения мы будем называть гуманологическим аспектом проблемы бытия, гуманологией, касается ли это химии или биологии, истории или математики, экономики или политики.

Философия  в принципе - только часть гуманологии. Метафизика - теоретическая часть самой философии. У метафизики - большие проблемы с доказательствами. Поэтому основания самой философии даже самым добросовестным ученым приходилось представлять в виде само собой разумеющихся аксиом. Поэтому слово метафизика иногда употребляется как синоним чего-то бездоказательного, абсурдного, косного.

Метафизика - та часть философии, которая занимается безпредпосылочными, исходными знаниями самой философии.

Диалектика бытия заключается именно в том, что практически вовсе не существует нечто чистое само по себе; любые вещи, связи, люди, отношения, вообще объекты нашего внимания, существуют во многочисленных мирах; и хорошо, если мы видим какой-либо предмет хотя бы в трех из них; соответственно, диалектика - это философское качество, подчеркивающее многообразие универсума в его единстве.

Так и выше рассмотренные нами структуры бытия - они тоже не существуют в чистом виде практически нигде, а взаимно переплетаются в различные формы с доминацией того или иного подмеченного категориального качества, открываемого, замечаемого, подчеркиваемого тем или иным мыслителем ли, ученым.

Философия как самостоятельное явление возникла и развивалась в Древней Греции, сразу же разобщив круг гуманологических проблем, сведя философию (из гуманологического комплекса) к рационализированным составляющим элементам, к онтологии - учению о бытии; гносеологии - учению о познании и его законах; аксиологии - учению о ценностях, их возникновении, содержании и сущности.

Из различных сочетаний этих трех классических философских составляющих возникли еще не менее основные философские науки: этика - наука о морали, о добре и зле; эстетика - наука о прекрасном, безобразном и его критериях; логика - наука о правильном мышлении и его законах; история самой философии. Многие считают, что история философии - и есть сама настоящая философия.

Целый ряд гуманологических проблем стал вообще для философии двоюродным в качестве отдельных самостоятельных наук: психология, экономика, физика, математика, биология, космология, антропология, социология, идеология, политология, геополитика и т.п.

Конкретно-онтологическому подходу в рамках социальной онтологии ввиду его весьма практической и особенно геополитической значимости на примере самого авторитетного и заслуженного в нем философского учения марксизма уделено внимание в почти одноименном разделе.

[i] Бородай Ю.М. Третий путь // Наш современник, 1991. № 9.

[ii] Кстати, примечательно, что «Третьим путем» - «Мэсамэ Даси» - называлась организация, в которой начинал свою деятельность молодой грузинский революционер Иосиф Джугашвили, впоследствии русский император Сталин.

[iii] Самосущий, см.: Законы Ману. М.: Наука - Ладомир, 1992. С.21.

[iv] См.: Бытие, Второзаконие и другие книги Священного Писания; Мухаммед и Коран.

[v] Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. с. 7.

[vi] Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс-Универс, 1994. С.6.

[vii] Евангелие от Иоанна 10:34-38.

[viii] Платон. Горгий // Платон. Соч.. В 4-х т. Т.1. С.523 (Платон 483a-484e)

[ix] Гринько В.С. Русская идея хорошо, а костромская лучше? // Отражения, 1998, №2. С.48.

[x] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1944 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1-50. Т.42. С.118.

[xi] Гринько В., Морева А. Что за горизонтом? // Урал (Екатеринбург), 1996 №2. С.186.

via

© salatau 2014

варварство, культура, либидо, цивилизация, мозгва

Previous post Next post
Up