Внимательно прочитал сборник «Хатынь. Трагедия и память», документы и материалы, сост.: В.И. Адамушко и др. - Мн.: НАРБ, 2009. - 272 с.
Ниже привожу семь выдержек из сборника об участии в карательной операции «нацистов-белорутенов». Оказывается, там были не только украинские националисты...
Сначала идёт мой авторский комментарий для каждой из цитат. Потом - ссылка на показания конкретного обвиняемого/свидетеля хатынского судебного процесса. Затем - сама цитата из их показаний, красным цветом выделена основная информация, нас интересовавшая. Спасибо за графическое оформление моей статьи imhoclub.by.
1. 5-6 «белорусских» полицейских вместе с «украинскими» полицейскими отправились на восстановление поврежденной телефонной линии около трассы (в 4 км от Хатыни). За рулем автомобилей также были белорусские полицейские.
***
Из протокола допроса свидетелей Г.Думыча (М.Янковского) г.Белосток 29 апреля 1974 г.
«Из нашего батальона был направлен 1-й взвод 1-й роты под командованием Мелешко, а также 5-6 белорусских полицейских с задачей найти место повреждения телефонной линии… Всеми нами руководил немец, капитан Вельке, который являлся шефом 1-й роты 118-го батальона. Шоферами автомобилей являлись белорусские полицейские…»
***
2. Связисты были местными - из числа гражданских коллаборантов.
***
Из протокола допроса свидетеля П.Ф.Дзебы г. Гродно 18 апреля 1974 г.:
«Для исправления связи были взяты в Плещеницах два связиста, не имевшие отношения к батальону. Это были гражданские люди».
***
3. Местная полиция принимала участие в карательной акции.
***
Из протокола допроса свидетеля О.Ф.Кнапа пос. Кучино Пермской области 31 мая 1986 г.
«На шоссе Плещеницы-Логойск в районе деревни Большая Губа они (немцы, - Д.С.) были обстреляны из засады партизанами, в результате чего Вельке, немец-пулеметчик Шнайдер и двое полицейских были убиты… 2-й взвод 1-й роты и 3-я рота были подняты по тревоге и вместе с присоединившимися к ним жандармами и полицейскими местного гарнизона».
***
4. Да, участвовала в карательной операции районная полиция. Об этом ДВАЖДЫ заявлял обвиняемый Кнап.
***
Из протокола допроса обвиняемого О.Ф.Кнапа г. Минск 19 ноября 1973 г.
а) «Кроме полицейских 118-го батальона и районной полиции, плещеницких жандармов, никаких других карателей не было».
б) «Помню, что в расположение 118-го батальона прибыли три грузовые автомашины из жандармерии, на которых приехало несколько полицейских районной полиции и жандармов».
***
5. Свидетель Мышак также вспоминает местных полицейских.
***
Из протокола допроса свидетеля С.П.Мышака г. Гродно 23 июля 1973 г.
Прибывшие с нами местные полицейские оставшихся в живых гражданских (лесорубов, - Д.С.) повели в Плещеницы.
***
6. Белорусская националистическая рота Барчика, про которую в своё время писал ещё Алесь Адамович в своей книге «Каратели», у деревни Козыри участвовала в расстреле лесорубов в составе отряда Дирлевангера. В состав штурмбригады Оскара Дирлевангера рота Барчика вошла осенью 1942 года. Именно после расстрела у придорожной деревни Козыри нацисты направились в Хатынь для проведения карательной акции.
***
Из протокола допроса обвиняемого Ф.Ф.Граборовского г. Минск 20 мая
1961 г.
«Каратели подразделения Барчика на автомашинах выехали в направлении Плещениц и прибыли в район деревни Козыри, где уже шел бой партизан с немецкими карателями, в который вступили и каратели отряда Дирлевангера».
***
7. Тут уже не про Хатынь, но важен факт упоминания тем же самым свидетелем роты Барчика сразу же через несколько дней после Хатыни.
***
Из протокола допроса обвиняемого Ф.Ф.Граборовского г. Минск 14 августа
1961 г.
«Помню, что через несколько дней после расправы над жителями дер. Хатынь, я вместе с карателями батальона Дирлевангера участвовал в расправе в деревнях Ляды и Сутока Логойского района. На эту операцию тогда выезжали также каратели роты Барчика…»