Три года назад я не слышала группу "Кубикмагги" на джаз-фесте в Коктебеле, мне их показала немного позже подруга со словами и восхищенными всплесками рук: "Ксения, она такая безумная, она дочка Леонида Федорова!" Ну, кто там чьи дети, это не было бы так важно, если бы не означало уже определенный уровень музыкальной и вообще культуры - сложно с детства не впитать такую атмосферу и удивительных людей, и звуки, и книги... Когда же Ксюша приехала со своей группой к нам - я убедилась, она достойная дочь своего отца. В маленьком баре совершалось нечто... как будто музыкальный андеграунд рождался и расправлял крылья прямо у нас на глазах. Это было в прошлом году, а в этом она приезжала уже одна, и выступление получилось еще пронзительней и тоньше. А я воспользовалась случаем и взяла у нее интервью.
...ЧИТАЙ МЕЖ СТРОК, ЧИТАЙ НА ВЗДОХ...
Маленькая рыжеволосая Ксения входит в зал, садится за рояль и начинает петь: «Дева юная, скоро сон твой, с неба звездного ты махни рукой…». В зале не погасили свет, и публика еще не совсем уверена в происходящем - раздается шепот, смешки. Но тем яснее расставляются акценты: черная, чуть сгорбленная фигурка Ксении, за ней - белые стены и огромная тень.
В прошлую пятницу в Крымской государственной филармонии прошел сольный концерт Ксении Федоровой - солистки питерской авангардной группы «Кубикмагги», хорошо известной крымским меломанам. Выступление «Кубикмагги» на фестивале «Джаз-Коктебель» в 2008 году впечатлило буквально всех, а прошлой осенью ребята приезжали в Симферополь уже с полноценным концертом. О своей музыке и названии они говорят так: «Концентрация музыкальных идей на один сантиметр нотного текста регулярно достигает критической отметки. Из каждой композиции «Кубикмагги» при правильном приготовлении может получиться до одного полного альбома».
У Ксении же оказалось, помимо этого, еще много сольного материала, которого хватило на собственную пластинку «Оом Ра», релиз которой состоялся в ноябре 2010 года. Композиции из этой пластинки и некоторые сольные вещи «Кубикмагги» она исполнила на концерте.
Маленькая рыжеволосая Ксения входит в зал, садится за рояль и начинает петь: «Дева юная, скоро сон твой, с неба звездного ты махни рукой…». В зале не погасили свет, и публика еще не совсем уверена в происходящем - раздается шепот, смешки. Но тем яснее расставляются акценты: черная, чуть сгорбленная фигурка Ксении, за ней - белые стены и огромная тень. И зритель тоже оказывается в пространстве белого, а она - отстранена глубиной черноты своего одеяния и рояля, который, как продолжение рук, извивается в ломаных ритмах, как тень на стене, дышит. Песни короткие, как будто Ксения не поет, а выдыхает все, что хотела сказать, и тогда замирает. «И не надо быть, и не надо молчать, в чужих глазах печаль, моя печаль...». Легкие чистые звуки покачивают на волнах гармоний. Но иногда голос переходит в шепот, затем - в крик. Вдруг Ксения начинает крутить ручку транзистора, и раздается скрежет радиоволн - эти игры немножко нелепы, абсурдны, но ведь нельзя говорить о слишком серьезных вещах слишком серьезно - только тогда наступает полная творческая свобода.
- Спасибо за концерт - порой не хотелось даже аплодировать, чтобы не прерывалось течение музыки. Тебе самой как больше нравится, когда аплодируют после каждой композиции, или нет?
- По-разному, иногда играешь композицию, и не хочется, чтобы аплодировали. Но если это искренне... ведь важно - как музыка отражается в людях. Нельзя же человека заставить что-то делать или не делать.
- В Симферополе ты выступаешь уже во второй раз. Как тебе наша публика?
- Мне очень нравится! Тогда из всего тура, по-моему, симферопольский концерт по атмосфере был одним из лучших. И я ехала сейчас с удовольствием. Мы все строили вокруг этого концерта. Потом уже появились приглашения и в другие города Украины. Вообще, все непросто с распространением информации: кто как узнает о наших выступлениях. Можно устроить большую рекламу и придет много людей, но не те, кому это действительно нужно. У каждой вещи есть свой зритель, свой слушатель, и очень важно найти свою публику.
- В музыкальном плане у тебя много, если позволишь так сказать, намешано - в одной композиции может сначала идти джаз, потом какие-то шумы добавляются, а заканчиваешь ты барочными переливами. Как все это складывается в тебе? Как ты «собираешь» свою музыку?
- Не знаю (смеется). Мне кажется, это очень сложно словами объяснить. Что-то приходит вот просто само, а дальше... ну, это определенная работа над тем, как все это выстроить. Вообще смешение стилей - это сейчас данность времени. Все стремятся к эклектике. И, по сути, идея стиля как такового уже изжила себя. Сейчас очень сложно говорить о существовании какой-то академической музыки или джаза. Ведь когда мы говорим «джаз», мы имеем в виду классический джаз. Конечно, есть еще диксиленды, которые играют в стиле 30-х годов, но современный джаз - понятие размытое. А я что-то беру и от академизма, и от авангарда.
- Кто пишет тексты? И что появляется раньше - слова или музыка?
- Я пишу. Есть только одна песня «Я видел сон», где текст не мой. Я даже не знакома лично с автором, но знаю, что он живет в Израиле. А вообще я не люблю использовать чужие тексты. Что раньше? По-разному. Бывает, текст вдруг ложится на музыку. У меня есть много просто написанных текстов…
- Не приходила идея собрать их в поэтический сборник?
- Да ну, разве я поэт?
- Скажи еще: «Разве я музыкант?»
- Да, это как у Хармса (смеется).
- Кстати, тебе близка эта эстетика - «обэриуты», бунтари начала века?
- Если проводить параллель с прошлым опытом, то да, наверное, это наиболее близко. Мне просто понятно то, что они говорили. Это была пограничная эпоха, как и сейчас.
- У тебя же еще искусствоведческое образование, помимо музыкального?
- Да, я закончила музыкальное училище по классу классического фортепиано и поступала в консерваторию, но не поступила по разным причинам. Тогда пошла на искусствоведение. А там упор делается на визуальное искусство - живопись, архитектура. Это дает базу и понимание связи эпох и направлений. Мне было интересно посмотреть по-другому: когда мы имеем дело с пространством в визуальных искусствах, и когда - со временем в музыке.
- Еще в твоих песнях слышна мелодика древнерусских напевов...
- Это не то, чтобы специально - так получается. Хотя мне очень важно, что я пою на русском. Сейчас это не модно, конечно. Считается, что если петь, то на английском - так проще мыслить музыкально, есть определенные шаблоны в плане интонации. Понятно, что это просто дань времени. Мне же интересны вневременные понятия.
У нас тоже есть традиция, и очень важно, как слово поется на русском. Обидно, что эти традиции почти утеряны. Я недавно была на семинаре Андрея Котова (ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»), они занимаются собиранием фольклора, духовных стихов, изучают то, как поют в деревнях. Ведь этого осталось совсем немного, что-то утеряно не только из-за каких-то исторических моментов, но церковь сама считает, например, что это не совсем канонично. Традиция народная, а не канонический текст - это православие из человеческой души. Это очень красиво.
- А что для тебя вера?
- Она всегда была и есть. Безверия со мной не было. Это традиция, в которой меня воспитали - мои родители, мои предки - это все здесь. Но мне не нравятся тенденции нарочитой воинствующей веры - с хоругвями и палками... И излишнее афиширование.
Но говорит и поет Ксения о сокровенном абсолютно откровенно. И, наверное, это тоже оказывается очень близким ее слушателям - современным, дерзким, интеллигентным, ищущим себя и истинное в искусстве и в мире, а истинное всегда находится где-то на пересечении смыслов, как в одной из строчек песни Ксении Федоровой: «...читай меж строк, читай на вздох, на выдох в межслова».
Беседовала
Лейла МОСИАШВИЛИ
Газета "Южная столица"
№12 от 25 марта 2011 г.