«И сказал Ашем Моше: ”Скажи Аарону: возьми посох свой… ”» (Ваэра 7:19).
Говорит Мидраш: «Сказал рабби Танхум: Почему ударил по воде не Моше (а Аарон)? Сказал Вс-вышний Моше: ”Вода оберегала тебя, когда тебя бросили в канал. Не годится, чтобы ты ударил ее!”»
Эти слова нужно обдумать. Что хорошего сделала вода для Моше? Ведь она неживая («домэм»), сама не делает ничего и предназначена для использования ее свойств человеком в его целях. И ещё - вода не чувствует унижения, чего же ей обижаться? И, в-третьих, битьё, о котором говорится здесь - большая честь для воды (как и для праха земли при наказании вшами, так как неживые предметы, участвуя в мицве, духовно поднимаются).
А ответ на все эти вопросы таков: раскрыли в мидраше нам мудрецы огромную, потрясающую тайну человеческой души. Все душевные качества подвержены влиянию со стороны чувств, а не только со стороны интеллекта. И поэтому, когда мы не чувствуем признательности за полученную пользу по отношению к неживому («домэм»), или если вовсе отвергаем саму возможность такой признательности, тогда портится наша способность испытывать чувство благодарности. Ведь в природе человека, обладающего высокими духовными качествами, делать добро, доставлять удовольствие другим; такой человек «скован» чувством признательности ко всякому, от кого получил пользу, даже к неживому.
Посему, если повреждено чувство, в результате может повредиться само умение быть признательным.
(Рав Грумбах, по мотивам слов Э.Деслера).
http://www.limud.ru/