Есть такое выражение: война - продолжение политики другими средствами. Это, конечно же не совсем верно. Или - совсем неверно. Я абсолютно убежден, что война - это продолжение торговой операции другими средствами. А всякие разногласия типа «у вас не та религия, не тот общественный строй, цвет кожи, тип бутерброда и неправильный взгляд на вот это и вон то» всего лишь прикрытие, надстройка для повода совершить такую операцию.
Во времена оны, один князь, собираясь в поход против другого князя, «среднепотолочно» прикидывал дебет с кредитом - сколько воинов он может собрать, сколько нужно потратиться на вооружение, что получится в случае успеха и как быстро окупятся затраты. Верно прикинул-рассчитал - победил. Неверно - обанкротился. Иногда - на голову. Причина всех завоевательских походов разумеется получение неких материальных ценностей: территории, люди, продукты производства, ресурсы и т.п., которые так или иначе можно будет притянуть в торговлю или использовать для торговли. За левым плечом князя - купец. Должен ли князь купцу или сам купец толкает главу - это уже по ситуации. Но зачастую именно «купец» подталкивал князя к активным действиям - себе торговлишку поправить или от конкурента избавиться.
Началось сие в некоем каменном веке, когда человек только-только взял палку, у его соплеменника сразу зародилась мысль: он взял палку и стал сильнее. Я без палки чуть-чуть сильнее, чем он с палкой. Если я возьму его палку, стану ещё сильнее! Эй! Отдай палку! Не хочешь отдавать? На, тебе по куполу, лежи, остывай! Я сейчас с палкой и больше мяса добуду и больше корешков у баб обменяю!
Соплеменники, видя такой разворот и понимая, что теперь тот слишком хитрый с палкой больше не пойдёт на охоту, а будет отбирать и палки, и мясо, и корешки (просто потому что сильнее) пошушукались и выдали Закон. Своих ни-зя! Чужих - зя!
С обоснованием Закона дело не стало: огромное количество самоназваний древних племен переводится одинаково - люди. Чуть реже - настоящие люди. Иногда идет с привязкой к местности: люди-у-реки, люди-на-берегу-моря и т.д. Подразумевается, что те, кто не у реки или не у берега моря или не в лесу автоматически становятся не совсем людьми, а в лучшем случае только похожими на них. В худшем вообще не-людьми. Ясно ведь почему - не-люди живут не у реки, как все нормальные, а селятся в лесу. Да они ж больные какие-то, чужаки! И если мораль/закон внутри социума запрещает убивать себе подобных, то в отношении не-людей это сделать можно и даже нужно. С палок перешли на мечи, ареал расселения своих и чужих тоже увеличился, однако желание стать сильнее за счет других и после совершать товарообмен в больших количествах и по лучшему курсу никуда не исчезло.
Из этого вытекает необходимость работы с «ширнармассами» - в плане объяснения: а для чего воинам нужно рискнуть получить в брюхо некоторое количество железа? Ибо за просто так сражаться никому не хочется, а вот за «кусок чего угодно» можно и рискнуть. Опять же, во времена оны с этим делом было проще: практически любой дополнительный кусок чего угодно значительно увеличивал выживание собственного социума. Особенно если речь шла, например, о соляных копях соседнего баронства - первой и самой популярной приправы. Чечевичная похлебка тоже повод, если она одна на двоих. Но тут вмешивается закон. А точнее - красиво оформленная мысль обычных членов социума: если мы их убьём, то хорошо, а если они - нас? Вождю приходилось объяснять «а нас-то за что?» и «а против - нас это незаконно!»
Одно время такая трактовочка принималась на ура. Повесили на флагшток слово «честь» и под этим одни люди смело грабили других людей, просто потому, что не-людь ходит в штанах, а не в тоге и говорит одно лишь «вар-вар-вар». Варвары, что с них взять?
Спустя время, оказалось, что и те, и другие всё-таки одинаковы. Более того, даже варвары могут так сильно дать в зубы, что как минимум на время «люди» даже забывали, что их противники «не-люди». Тогда поверх слова «честь» написали слово «политика» и в принципе стали заниматься тем же самым - воевать. А заодно притянули за уши слово «религия», подписав его сбоку на флаге, чтобы каждый новобранец четко понимал: он «людь» а вот тот, что крестится не так - «не-людь». А если вообще не крестится - животное. К слову сказать, зря говорят, что религиозность приводит к войнам. Война сообразила, что религия - это отличный инструмент для опознавания «свой-чужой», а также вещь подобная той палке из каменного века. С ней можно стать сильнее и лучше. А можно и по башке дать. Так что это не религия, папа или мулла посылает своих единоверцев в бой, это все делает тот же купец, стоящий за левым плечом, подсчитывающий сколько стрясет с новобращенной паствы или убиенных жертв. Равно как и купец за левым плечом у военачальника прикидывает, чем поделиться со «купцом священника» за помощь. «Купец политика» при этом сводит одного с другим для большей эффективности.
Наступившее время великих географических открытий открыло Европе огромные пространства «не-людей» с которыми европейцы обращались соответственно. Европейцев эти «не-люди», правда, тоже не считали людьми, но у белых была палка больше и тяжелее.
Шло время, но люди не менялись. Ага, смысл фразы «война никогда не меняется» тоже.
Если раньше «купцу правителя» было достаточно заливного лужка или железного рудника, то вскоре потребовались и выходы к морю, и право проезда, и дипломатии канонерок. Прогресс тоже не стоял на месте и «не-люди» тоже стали запускать железных птиц в воздух и изучать делимость неделимого. Но «не-людьми» от этого они быть, к сожалению, не перестали - появились новые механизмы, те же СМИ, к примеру, которые объясняли кого нельзя, а кого льзя.
Именно поэтому, когда я вижу очередного геополитика-аналитика, вещающего нам, что мы, живущие в России «не-люди» потому что на не хватает толики демократии, толерантности, сдачи чего угодно кому угодно и прочую чушь, когда говорят, вот окрутите головы всем памятникам доперестроечных времен и сразу в стране наступит покой и «благорастворение воздухов», я приглядываюсь к его левому плечу. А не сидит ли там «купец», для которого вся эта говорильня всего лишь стадия «работа с ширнармассами» в торговой операции, ведущей к войне.
Ведь по большому счету живущие в России являются «не-людьми» потому что в остальных они людей видят.
ЗЫ. Картинка в данном случае никак не ругает капитализм как таковой (хотя капитализм именно таковой), просто я в данном случае вообще не ставлю ему каких-либо оценок). Не стоит также автоматически причислять меня к коммунистам. У них свои «купцы за левым плечом» имеются.