Мама

Mar 08, 2013 01:36

В хорроре как нигде проявляются возможности кинематографа как искусства. Драматургия и монтаж в первую очередь, свет и звук во вторую - казалось бы, именно фильмы ужасов должны блистать киноэнергией чаще других. Но почему-то нет - наверное, потому, что жанр сей считается "низким", отчего большинство кинематографистов и желающих ими стать старательно его обходят. А уж в России, киношкола которой исповедует реализм - спасибо долбаным Луначарскому, Горькому и др. - хоррор вообще невозможен, разве что в тщательно замаскированной форме, как "Груз 200" и "Юрьев день". Пока у нас будут пестовать фестивальных режиссеришек, чьи желеобразные произведения о социальных язвах, нарывах и прочих гнойниках способны заинтересовать и напугать разве что единичных внутримкадовских интеллектуалов, здоровой кинематографии в стране не будет. Не будет в стране здоровой кинематографии, пока авторы и продюсеры переживают, что публике не интересно про реальность (критический реализм), вместо того, чтобы создавать ту реальность, про которую публике интересно. Не будет в стране здоровой кинематографии, пока минкульт собирается использовать кино как средство пропаганды ценностей X и воспитания Y (то есть опять-таки насаждать социалистический реализм), в то время как само кино толком не оформилось.

Так вот, к сожалению, хороший хоррор - редкость, даже там, где его делается много. "Мрачные небеса", сиквел "Последнего изгнания дьявола", "Сайлент-Хилл 2", "Синистер", что там еще выходило за последнее время, всё было скучно. Слегка выделялись "Явление" и "Шкатулка проклятия", в первую очередь, благодаря красивой картинке. "Перевал Дятлова" предложил интересный финал и порадовал тем, что он лучше "Запретной зоны", но господа создатели изрядно слукавили в рекламной кампании, сообщив о том, что это "версия событий".

Вся надежда была на "Маму". Было страшно, что будет не страшно. Было страшно, что будет скучно. Джессика Честейн и Николай Костер-Вальдау в главных ролях и Гильермо дель Торо в продюсерах указывали, что кино будет приличное, но все равно было какое-то волнение: а вдруг и у них не получилось?

К счастью, получилось, да так, что мама не горюй.

Прогоревший финансист, обезумев, убивает жену, сажает двух маленьких дочерей в мерседес и едет сломя голову сам не зная куда. ДТП, машина улетает с дороги и разбивается, все живы, но на дорогу уже не смогут вернуться. Набредают на заброшенный дом. И в доме этот человек пытается застрелить дочерей, но тут на него нападает нечто кошмарное и уволакивает в темноту.
Проходит пять лет, и грязных и обросших до неузнаваемости девочек находят. Они так и жили в этом доме. Младшая почти совсем одичала, старшая сохранила какие-то ранее приобретенные навыки. Врач утверждает, что для психологической защиты они придумали некий образ "Мамы", которая ухаживала за ними все эти годы. Девочек отдают дяде (Костер-Вальдау) - художнику, брату-близнецу погибшего финансиста - и его татуированной сожительнице (Джессика Честейн), которая играет на бас-гитаре и совершенно не хочет заводить детей. Проблема в том, что Мама переселяется из леса вслед за девочками и очень ревнует к их новым опекунам - и кошмар, заявленный в прологе, продолжается и усиливается.

image Click to view



Структура "Мамы", конечно, создана под явным влиянием японских ужастиков - таких, как "Звонок" и "Проклятие". Все они комбинируют классический хоррор с детективом, когда герои, которым грозит мистический монстр, должны провести расследование, чтобы ликвидировать его. Однако этот формат, как в оригинале, так и в виде голливудских римейков, за последние полтора десятилетия себя почти исчерпал, потому что интерес держится не на страхе перед растрепанным силуэтом с переломанными конечностями, и не на том, чья там очередная невинноубиенная душа не может найти себе покоя, а на развитии характера главного героя - невозможно сохранить саспенс при персонаже, про которого все уже ясно и который гарантированно останется таким же, каким был в начале. К счастью, создатели "Мамы" оказались чуть ли не первыми за очень долгое время, кто понял, что страшные звуки из-под кровати страшны по-настоящему только тогда, когда тебя волнуют центральные персонажи. Поэтому визуализация антагониста - то, что для любого другого, пусть и неплохого, ужастика становится сокрушительной проблемой даже в самом финале ("Знаки", "8 мм"), здесь не портит картину и в середине - чудище покажут и позволят довольно подробно рассмотреть куда раньше третьего акта (его даже в трейлере не слишком скрывают), но фильм не потеряет ни единого джоуля энергии: развитие характеров продолжится (благодаря чему интерес сохранится), а финал подарит еще достаточно сюрпризов.

Любо-дорого смотреть на Джессику Честейн. Еще год назад она номинировалась на Оскар за несчастную и слабую пергидрольную блондинку в "Прислуге", еще вчера мы наслаждались ее бульдожей хваткой в "Цели номер один", и вот сегодня она играет разбитную чайлд-фри, у нее короткая стрижка и темные волосы, тату во всю руку - и при этом никуда не исчез запас драматизма и интеллекта в ее глазах, пусть на этот раз они и подведены сверх меры черным карандашом. Ничуть не уступает ей и Николай Костер-Вальдау, известный всем по роли цареубийцы и кровосмесителя Джейме Ланнистера из "Игры престолов" (причем, авторами мастерски преодолен шлейф самой известной его роли: сначала актер появляется в отрицательном обличьи, а лишь после нам являют его же в роли положительного брата). Порадовали и дети, что, на мой взгляд, большая редкость. 90% детей в кино - это очень искусственные и раздражающие персонажи. Здесь множество типичных детских кинонедочетов устранилось их одичалостью (которую они потихоньку преодолевают), и какой-то сногсшибательной режиссерской работой с маленькими актрисами. Кажется, с самым первым появлением одичавших девочек помогла компьютерная графика, но они же, помещенные в институтскую "детскую", уже были настоящие - и реально двигались, как звери, особенно ужаснуло, как младшая девочка сучит своими лапками.

Дизайн чудища также порадовал оригинальностью (внешний вид монстра в кульминации "Восьми миллиметров", например, полностью убил для меня все удовольствие, а тут нет). Ну и, конечно, музыка Фернандо Веласкеса, только что номинировавшегося на "Гойю" за "Невозможное", а ранее - за "Приют".

В общем, "Мама" - это почти шедевр в своем жанре, достойное продолжение дела "Тьмы" и "Приюта". Зал, назло Луначарскому, Горькому и современным продолжателям их гнусного дела, явно был в восторге.

Заметим, картина совместного производства Испании и Канады, на английском языке, действие происходит в Штатах. Поддержана министерством культуры Испании. В главная испанская кинопремия - Гойя - вручается не только за драмы и артхаус, но и за фильмы ужасов и мистические триллеры: Алехандро Аменабар за фильм "Другие" с Николь Кидман получил в номинации "лучшая режиссура", "Приют" номинировался в четырнадцати категориях и получил в семи (в том числе "лучший режиссер-дебютант"). "Погребенный заживо", "Лабиринт Фавна" - номинировались, помимо прочего, на лучший фильм.

Фильм ужасов - это не тот, на котором страшно, хотя и не без этого. Фильм ужасов - это и есть кино со всей его драматургией, монтажом, светом и звуком.

кайфец, кино

Previous post Next post
Up