Наука о высоких кадровых частотах: почему "Хоббит" плохо смотрится в 48 fps

Dec 16, 2012 21:56

Вольный перевод статьи с сайта Movieline.com
http://movieline.com/2012/12/14/hobbit-high-frame-rate-science-48-frames-per-second/
(спасибо Татьяне Шороховой за ссылку)

Герой фильма Жан-Люка Годара "Маленький солдат" говорил: "Кино - это правда 24 кадра в секунду", о чем лишний раз напомнил Питер Брэдшоу в своей статье в The Guardian, посвященной новым киноформатам . Питер Джексон настаивает, что правда ближе к 48 кадрам в секунду, что и продемонстрировал при помощи потрясающей новой кадровой частоты в фильме уик-энда "Хоббит - Нежданное путешествие". Но существует ли научное подтверждение или опровержение идеи Джексона?

Между тем, как выглядит традиционное киноизображение, демонстрируемое со скоростью 24 кадра в секунду для возникновения иллюзии движения на экране, и тем, как выглядит 48 кадров в секунду - пропасть.

В каждой секунде 48 fps больше визуальной информации, что и лучше, и хуже. Джексон и его коллеги, энтузиасты HFR (в числе которых - Джеймс Кэмерон и Дуглас Трамбалл) утверждают, что 48 fps и более высокие кадровые частоты выглядят чище и реалистичнее. Они также утверждают, что 48 fps снижает смаз (motion blur), что улучшает вид трехмерных изображений.

Но ученые заявляют, что человеческий мозг воспринимает реальность на уровне где-то между 24 и 48 кадрами в секунду - точнее, 40 моментов в секунду - и у Джексона и его команды начинаются проблемы с превышением пределов возможностей человеческой психики в точке, отвечающей за восприятие реальности.

Movieline побеседовал с Джеймсом Кервином, автором курса лекций по психологии восприятия кино в Центре изучения сознания Университета Аризоны (University of Arizona’s Center for Consciousness Studies).

Его презентация включает в себя анализ работы доктора Стюарта Хамерхоффа и британского космолога и философа Роджера Пенроуза, в частности, их квантовую теорию сознания. По Кервину, есть простое научное объяснение того факта, почему демонстрация "Хоббита" на скорости 48 fps так плохо воспринимается зрителями, и почему к этой технологии не удастся со временем привыкнуть.

Как наш мозг воспринимает реальность

Джеймс Кервин:

"Исследования, вроде бы, показывают, что большинство людей видит около 66 кадров в секунду - так мы видим реальность глазами и мозгом. Казалось бы, уровень 48 fps значительно ниже этого порога и должен бы сильно отличаться от реальности. Но что не принимается во внимание - это факт, что, несмотря на то, что мы видим 66 fps, неврологи и психологи постепенно приходят к выводу, что непосредственно в сознание попадает только 40 моментов в секунду.

По теории доктора Хамерхоффа, гамма-волны мозга имеют частоту 40 Гц. Это и объясняет, почему мы воспринимаем 40 моментов в секунду, но вне зависимости от объяснения, большинство исследователей и так соглашаются, что сознание воспринимает 40 моментов в секунду. Другими словами - наши глаза видят больше, но обрабатываем мы только 40. Таким образом, если кадровая частота больше или равна 40 fps, для нас это выглядит, как реальность. Если же она значительно ниже этой цифры - как 24 или даже 30 fps, мы чувствуем разницу и сразу понимаем, что то, что мы видим, не есть реально.

Высокая кадровая частота и "зловещая долина".

Ребята типа Кэмерона и Джексона говорят - давайте делать реалистичнее, потому что чем реалистичнее, тем лучше, чем выше резкость, тем больше 3D, больше того, больше сего. Они не учитывают то, что в психологии назыается "Зловещей долиной". По статистике, реакция потребителя такова: если человек видит нечто искусственное, и это искусственное начинает приближаться к реальности, возникает внутреннее психологическое отторжение.

Не все чувствуют "зловещую долину". Некоторые люди не чувствуют отторжения к слишком реалистичным вещам, хотя большинство людей с этим так или иначе сталкивались Так что часть зрителей увидит это и придет в восторг. Проблема в том, что отдельные случаи - еще не доказательство. Нужно смотреть на всю публику в целом, а я думаю, что Джексон и Кэмерон этого не делают.

В кино есть масса условностей, которых не встретишь в реальности. Люди разговаривают друг с другом не так, как на самом деле. Освещение не такое, как на самом деле. Грим, прически, реквизит, всё ненастоящее. Если вы придете на площадку и увидите играющих актеров, вы ни на секунду не подумаете, что все по-настоящему. Мы как бы договорились принимать условности актерской игры.

Многие говорят, что в Хоббите в 48 fps актерская игра выглядит плохо - так нет, игра-то не плохая, просто актеры играют в соответствии с обычными условностями кинематографа, а на такой кадровой частоте движение выглядит слишком реальным, и вся искусственность игры оказывается на поверхности.

Поверить экрану при 48 fps нельзя.

Психологический парадокс: чтобы поверить в происходящее на экране, нам нужно от него дистанцироваться, а это возможно только при более низкой кадровой частоте. Низкая кадровая частота позволяет мозгу как бы сказать самому себе - ОК, я не получаю 40 тактов в секунду, а получаю только 24 или 30, значит, всё это нереально, значит, я могу принять художественные условности актерской игры, освещения и реквизита. Это неотъемлемая часть нашего восприятия. 24 или 30 кадров в секунду - неотъемлемая часть кинематографического опыта. Так мы воспринимаем кино. Это то, что позволяет отключить наше неверие.

Высокие кадровые частоты отлично подходят реальному телевидению, мы принимаем их, потому что осознаем, что показанное реально. Мы всегда будем ассоциировать высокие кадровые частоты с непостановочными событиями, а низкие - наоборот. Это не приходит в процессе научения. Некоторые говорят, мол, посмотрите это достаточно долго, и перестанете ассоциировать с дешевыми мыльными опареми. Это нонсенс. Наука опровергает это. Этому нельзя научиться - это неотъемлемая часть того, как наш мозг видит мир."

Сайт Джеймса Кервина: http://www.jameskerwin.com/
Квантовая теория сознания д-ра Хамерхоффа: http://www.quantumconsciousness.org/

48 fps, кино

Previous post Next post
Up