Немного чистого знания от А.А. Венедиктова:
Click to view
«Как вы объясните, что на церкви святого Штефана в Будапеште полумесяц? Будапешт никогда не брался турками».
Вот реплика, где словам тесно, а мыслям обидно!
1. Будапешт таки брался турками и даже удерживался на протяжении полутора веков (1541-1686).
2. В Венгрии Стефан приобрел форму Иштван.
3. Церковь святого Иштвана в Будапеште не известна ни мне, ни гуглу, зато есть базилика святого Иштвана (под базиликой здесь имеется в виду статус, присваиваемый некоторым католическим церквям).
4. Базилику святого Иштвана строили более полувека (1851-1905). Естественно, ни о каком полумесяце в этот период и речи идти не могло.
5. Существует собор святого Стефана в Вене. Сейчас на нем полумесяца нет, но был до конца семнадцатого века. Полумесяц сняли в 1685 году. Интуиция подсказывает, что это как-то связанно с неудавшейся осадой Вены турками, случившейся в 1683.
6. Примерно с этого времени полумесяц окончательно восприниматься как символ по преимуществу исламский.
7. Привычные символы религий, и крест, и полумесяц, возникли задолго до появления самих религий, что подтверждается многочисленными археологическими находками. Свое значение в христианстве и исламе эти символы приобрели спустя века после Мухаммеда и Христа. Шестиконечная звезда использовалась, а во многих местах продолжает использоваться в смыслах, никак не связанных с иудаизмом. Более того, главным и всеобщим символом в иудаизме она стала только в 19 веке.
8. Помимо заимствований и преемственности существует простейшее объяснение, почему одни и те же символы используются самыми разными культурами, удаленными географически и хронологически. Предположим, вам надо на скорую руку изготовить знак, заметный издалека своим в битве, например. Самое простое, взять кусок материи и углем нарисовать что-нибудь несложное, скажем, крест, звезду, полумесяц, рыбу, птицу или свастику.
Неприятно только, что все это неизвестно учителю истории с двадцатилетним стажем. Впрочем, рассуждать с завидным апломбом Венедиктову слабое знакомство с предметом нисколько не мешает.