Dec 10, 2014 05:10
Меня уже давно грызло смутное ощущение, что "что-то здесь не так" в финалах фильмов "Убить дракона" и "Обитаемый остров". Если помните, там после победы над местным Тоталитарным Злом в виде соответственно Дракона и башен, народ моментально слетал с катушек и начинал крушить всё вокруг. При этом среди персонажей, встречавшихся по ходу повествования, реально способных на подобные бесчинства было не более одного из двадцати. Хотя, пожалуй, даже и того меньше. Но главное даже не это, а сам факт подмены понятий тоталитарного контроля и банального поддержания правопорядка. И похоже, что этот страх, что при обретении свободы народишко мгновенно оскотинится, намертво вбит в сознание изрядной части населения бывшего СССР. Я не знаю, насколько ярко были выписаны эти моменты в литературных первоисточниках и какова в этом деле была роль цензуры, но если говорить о фильмах (которые, очевидно, посмотрело больше людей), то получается, что интелектуальная элита, которой положено быть рупором идеалов свободы и моральности, не верит ни в первое, ни во второе. А следом за ней не верит и народ.
Что характерно, такое отношение искажает даже куда более честные вещи, вроде рязановского "Гаража". Там ведь в двух сериях показана эволюция от завуалированной диктатуры к тру-демократии. Поначалу "правление" собиралось лишь соблюсти формальную видимость коллегиального решения, а по сути всё было решено заранее, без какого-либо участия народа. И народ, который непосредственно не попал под раздачу (а таких было подавляющее большинство), был готов утереться и даже задавить протесты тех, кто был ущемлён. Но вот печальбида - ущемлённые оказались упорными, плюс нашёлся один (ровно один) человек, который хоть лично не пострадал бы, но был идейно за справедливость и нашёл действенный способ борьбы (спиздил ключ). И дальше пошла веселуха, где людишки проявили себя во всей красе - кто полным говном, кто просто пофигистом - но это запомнилось. Людишки - говно. А вот то, что в итоге после всех разборок ситуацию разрулили предельно честно, оказалось как-то вытесненным на периферию сознания.
Ну и, в конце концов, "Гараж" по-своему уникален. Я не погу вспомнить другого примера из советского кино, где было бы явно показано, что даже если народ говно, то при соблюдении демократической процедуры с равными правами, когда сперва идёт обсуждение предложений, а потом голосование по выработанным вариантам, то в итоге получается вполне себе честно и справедливо.
А вот примеров, из которых явно следует, что народишко - говно и без "жёсткой руки" превращается в скотов, даже искать не нужно. Ткни пальцем наугад в историю, где над персонажами не стоит колосс единственно верной идеологии и пятилетнего плана, и увидишь именно такую картину. В той или иной степени.
Не берусь судить, что первично - уже созданное в народе столетиями рабства вот такое извращённое понимание свободы, либо работа органов цензуры, которым положено было воспитывать в советском человеке страх перед свободой. Оставлю это более упорным исследователям. Но факт налицо.
В советской культуре, даже в самой элитной, прогрессивной и диссидентской, получалось так, что свобода=погром. И если кто понял, что это ложь, то только на личном опыте. На очень непростом личном опыте с кучей глупых ошибок, которых можно было бы избежать, если бы в людях изначально не сидела эта подлая установка.
фошысты кругом,
мызли,
политика