Производство гидротурбин в России

Nov 08, 2010 09:53

Недавно, наткнулся на такое вот сообщение: http://proufu.ru/content/view/10401/

“Вчера президент Башкирии Рустэм Хамитов рассказал в своем ЖЖ о планах по привлечению в республику инвестиций. С этой целью глава республики встретился с председателем правления ОАО «РусГидро» Евгением Додом.

На встрече обсуждались предметные варианты размещения в Уфе или у нас Салавате нового предприятия по производству гидротурбин и оборудования для ГЭС с привлечением очень крупного иностранного инвестора, - пишет президент. - Представители инвестора уже побывали в республике и остались очень довольны нашими площадками и предложениями”

Есть ли необходимость в организации в России еще одного гидротурбинного производства? Попробуем разобраться.

Исторически, в СССР имелось два ведущих завода по гидротурбостроению - Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) и харьковский “Турбоатом”. Каждое из этих предприятий обладало возможностями по выпуску всех типов гидротурбин любой мощности (исключение составляют ковшовые турбины, которые никогда не выпускались на Турбоатоме и довольно редко - на ЛМЗ), имели собственные проектные отделы и лабораторно-испытательную базу. Гидротурбины средней мощности выпускались также на сызранском “Тяжмаше”, а гидротурбины для малых ГЭС - на заводе “Уралгидромаш” в Сысерти.

После распада СССР все перечисленные предприятия пережили тяжелые времена, но смогли выжить. На сегодняшний день, ситуация выглядит следующим образом.

Безусловный лидер на отечественном рынке гидротурбинного оборудования - ЛМЗ, входящий в концерн “Силовые машины”. Данное предприятие стабильно выигрывает все конкурсы на поставку крупных (более 100 МВт) гидротурбин на отечественные строящиеся и реконструируемые ГЭС, и до последнего времени активно работало на внешнем рынке. Предприятие полностью сохранило свой потенциал, не имеет нареканий к качеству продукции и срокам поставок. Существенным преимуществом ЛМЗ является наличие его продукции на многих ГЭС России, и соответственно - богатого архива технической документации по ним, что в случае их реконструкции позволяет обходить конкурентов за счет более проработанных предложений. Кроме того, входя в один концерн с производителем гидрогенераторов - заводом “Электросила”, ЛМЗ имеет возможность заключать договоры на поставку гидроагрегатов в комплексе - и турбин, и генераторов. Единственным типом гидротурбин, которые ЛМЗ не выпускает, являются ковшовые - последний раз турбину такого типа заметных размеров предприятие выпустило в 1992 году, это была турбина для китайской ГЭС “Су Джи Шань” мощностью 16,5 МВт; в связи с этим, единственным заказом на крупные гидротурбины, не доставшимся ЛМЗ, стали две ковшовые турбины для Зарамагской ГЭС-1, ушедшие к Voith Simens. Проблемой является высокая загруженность предприятия и его фактически монопольное положение на отечественном рынке.

Украинский “Турбоатом” также без больших потерь пережил лихие 1990-е, работая как на внутренний украинский рынок, на котором реализуется масштабная программа реконструкции ГЭС Днепровского каскада, так и на экспорт. На российском рынке “Турбоатом” был не очень заметен, но сохранил присутствие, поставляя относительно небольшие турбины на новые и реконструируемые  ГЭС Северного Кавказа, а также на Камскую ГЭС. В текущем году, предприятие получило два заказа от “РусГидро” - на 4 турбины Камской ГЭС и одну - Новосибирской ГЭС, кроме того, предприятие активно работает в качестве подрядчика, изготавливая по их заказам как отдельные узлы турбин, так и турбины целиком (последнее, впрочем, характерно в основном для экспортных контрактов ЛМЗ). Опять же, помогает наличие архива - для тех же Камской и Новосибирской ГЭС “Турбоатом” поставлял турбины еще в советские времена. Тем не менее, “Турбоатом” - иностранное предприятие, к услугам которых лучше прибегать пореже, ибо стоит поддерживать собственную экономику, особенно если речь идет о сложном и высокотехнологичном производстве, да и украинская политика малопредсказуема.

Сызранский “Тяжмаш” в 1990-е перебивался единичными заказами, находясь в предбанкротном состоянии. Однако, с 2004 года, после смены собственников, завод предпринимает активные попытки стать крупным игроком на отечественном рынке гидротурбин. Были вложены значительные средства в техническое перевооружение производства, закуплены новейшие станки ведущих мировых производителей, современное программное обеспечение, организован проектный отдел, кампания вышла на внешний рынок. Заключительным аккордом стала покупка “Тяжмашем” чешского производителя гидротурбин ČKD Blansko, имеющего столетнюю историю производства гидротурбин всех типов. Таким образом, “Тяжмаш” получил доступ к техническому архиву завода, изготовившего более 800 гидротурбин, его контактам, наработкам и испытательной лаборатории. Фактически, в настоящее время “Тяжмаш” имеет технические возможности и референции на создание гидротурбин всех типов (в том числе и мощных ковшовых) мощностью до 500 МВт и диаметром рабочего колеса до 10 м.

Тем не менее, недостаток опыта сказывается - так, кампанией была опущен срыв сроков поставок турбин для Камской ГЭС. Необходимый опыт можно набрать лишь на исполнении крупных заказов, которых у “Тяжмаша” пока нет, хотя по заказам “Силовых машин” предприятие изготавливает различные элементы крупных гидротурбин, за исключением рабочего колеса.

Традиционный производитель турбин для малых ГЭС, завод “Уралгидромаш” в Сысерти в последнее время почти ушел от гидротурбинной тематики, сосредоточившись на производстве насосов. Тем не менее, в небольшом количестве (одна-две штуки в год) гидротурбины на предприятии продолжают производиться. Предприятие имеет техническую возможность выпуска гидравлических турбин всех типов мощностью до 50 МВт с диаметром рабочего колеса до 4,5 м на напоры до 250 м. Проблемой является нахождение собственника завода - группы “Энергомаш” в состоянии банкротства.

Нишу “Уралгидромаша” в определенной мере заняло вновь появившееся предприятие - санкт-петербургская фирма “ИНСЭТ”. Фирмой разработаны гидротурбины всех типов мощностью до 3-5 МВт, за 20 лет выпущено оборудование для более чем 70 ГЭС. Однако, большая часть выпущенных турбин имеет очень небольшую мощность (несколько десятков или сотен кВт), опыта выпуска гидротурбин мощностью более 1,6 МВт фирма не имеет.

Что касается иностранных фирм, то если не считать “Турбоатома”, случаи их работы на отечественном рынке единичны и по большей части не особо удачны. Voith Siemens, помимо заказа на турбины Зарамагской ГЭС-1, выиграло контракт на замену одного гидроагрегата Угличской ГЭС. Результат не особо впечатляет - установленные контрактом первоначальные сроки сорваны более чем на год. Аналогичная ситуация произошла и с Цимлянской ГЭС, поставкой турбины на которую занялась кампания ANDRITZ (правда, через посредника - российскую фирму “Турбоинжиниринг-Русэлпром”) - турбина только доставляется на ГЭС, при том что согласно контракту она должна была быть пущена еще год назад.

Каков же потенциал отечественного рынка? В принципе, замене в кратчайшие сроки подлежат более 170 гидротурбин различной мощности, отработавшие более 50 лет; кроме того, будут заменятся и некоторые более молодые турбины, подверженные повышенному износу вследствие условий эксплуатации либо неудачности конструкции. Однако, уже вполне очевидно, что массовой замены старых гидротурбин не будет в связи с ограниченностью средств собственников, и в лучшем случае будет заменяться порядка 15 гидротурбин в год. По новым проектам, на ближайшие 5 лет наиболее вероятны заказы на примерно 20 довольно крупных гидротурбин и примерно столько же - на турбины для малых ГЭС; в дальнейшем, эта цифра вряд ли существенно изменится. Итого, на ближайшие лет 10 отечественный рынок гидротурбин можно оценить примерно в 20-30 гидротурбин всех типоразмеров в год. Представляется, что этот объем вполне по силам существующим отечественным предприятиям, в крайнем случае подключается украинский “Турбоатом”.

Как мне кажется, вместо организации нового гидротурбинного производства с не вполне понятными перспективами разумнее полностью загрузить существующие производства на “Тяжмаше” и “Уралгидромаше”, что позволит им набрать опыт, технически перевооружиться и стать игроками мирового уровня. Вписаться в отечественный достаточно инертный рынок иностранному игроку, пусть даже и с производством на территории России, будет непросто, особенно это касается проектов замены гидротурбин на действующих ГЭС.  Хотя, иностранному инвестору виднее.

ГЭС, гидротурбины

Previous post Next post
Up