Необходимо четко и ясно понимать, что религиозные идеологии всегда обслуживали именно те общественные отношения, в период становления и господства которых они формировались и функционировали. Ислам был создан для обслуживания родоплеменных отношений скотоводческих народов Ближнего и Среднего Востока. То есть, тех народов, которые стояли на более
(
Read more... )
Если сравнивать ислам с другими религиозными системами, то это, прежде всего, монотеизм, и, значит, он стадиально соответствует христианству, раввинистическому иудаизму и т.д. В родоплеменном обществе монотеизм никогда не возникает. Далее, в исламе налицо такие элементы, которые предвосхищают протестантизм: отсутствие церкви как отдельного института, индивидуальные отношения каждого верующего с богом (своего рода социальный атомизм, в противовес мистическому коллективизму христианства, где община верующих - тело бога), порицание чрезмерного аскетизма, необычная для средних веков толерантность по отношению к другим монотеистическим религиям и в отношениях различных исламских течений между собой и т.д. Конечно, вопрос о том, существовал ли на Ближнем Востоке феодализм или что-то еще, должен решаться исследованиями экономической истории, но если судить по надстроечным явлениям, исламский мир к X-XI вв. находился прямо-таки в преддверии капитализма.
Reply
Reply
Сегодня мусульмане, конечно, отсталые народы по сравнению с европейцами, но не стоит изображать их вообще какими-то дикарями (пусть даже и благородными). Это не так. Бин Ладен - не Чингачгук.
Reply
Собственно это азы марксизма гласящие, что любые надстроечные явления в обществе могут происходить только в том диапазоне, который допускает базис.
Своеобразие региона заключается в том, что родоплеменные отношения были там одним из ключевых факторов. Бесспорно что основные общественные процессы там протекали в городах и очаговых зонах земледелия, где естественно существовали и развивались общественные отношения более высоко порядка, но в силу климатических условий возможности сколько-нибудь значительно расширить эти зоны земледелия было невозможно. Остальная территория - это скотоводческие и родоплеменные отношения. Европа с родоплеменными отношениями боролась просто, она их вытесняла и преобразовывала в более высокие (земледельческие). А в западной Азии это сделать было нельзя. Необходимо было сосуществовать, то есть найти общий язык для земледельческой, городской, и скотоводческой составляющих общества. Надо обратить внимание, что скотоводы довольно-таки неудобные соседи. Они по роду своей деятельности милитаризованы, мобильны и очень быстро перенаселяют зону своего обитания. То есть не скотоводческие составляющие социума, не могли просто отмахнуться и отгородиться от скотоводов. Их необходимо было как-то приручить, хотя бы слегка окультурить. Естественно подобное в те времена возможно было только в рамках религии. Именно по этой причине и пал выбор ни на христианство европейского образца, ни на массу всяких ересей того времени, а на ислам, он в наибольшей степени удовлетворял всем составляющими той общественной системы.
Чтоб возглавить бедуинов надо было чтоб они восприняли ислам как свое, то есть он должен был для них быть легкоусвояемым.
Я где-нибудь написал, что мусульмане дикари? Но то что в Афганистане существуют и широко распространены родоплеменные отношения - это факт. И я на это указал в названии публицистической статьи, естественно заострив как это положено для СМИ (чтоб на статью клюнули читатели).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment