Ислам при капитализме

Nov 12, 2012 23:06

Необходимо четко и ясно понимать, что религиозные идеологии всегда обслуживали именно те общественные отношения, в период становления и господства которых они формировались и функционировали. Ислам был создан для обслуживания родоплеменных отношений скотоводческих народов Ближнего и Среднего Востока. То есть, тех народов, которые стояли на более ( Read more... )

Повторение мать его

Leave a comment

istp2012 November 12 2012, 22:56:21 UTC
Полностью согласен с предыдущим оратором. Первые мусульмане происходили из городов-оазисов, специализирующихся на транзитной торговле, и полностью идеологически и экономически доминировали над окружающими их скотоводами. Субстратом ислама было не арабское язычество (родоплеменная идеология), а высокоразвитые религиозные взгляды христиан-сирийцев (с которыми арабы состояли в тесном этнокультурном родстве). Далее ислам развивался, укреплялся и поддерживался торговцами и ремесленниками Куфы и Басры VIII-IX вв., из которых происходят едва ли не все крупные хадисоведы, правоведы, основатели мазхабов (религиозно-правовых школ) суннизма (см. великолепную цитату из Большакова, которую привел предыдущий оратор). В результате исламское право - это "бюргерская утопия" (по определению Большакова), в современных условиях - мелкобуржуазная утопия, аналогичная, скажем, анархизму.

Если сравнивать ислам с другими религиозными системами, то это, прежде всего, монотеизм, и, значит, он стадиально соответствует христианству, раввинистическому иудаизму и т.д. В родоплеменном обществе монотеизм никогда не возникает. Далее, в исламе налицо такие элементы, которые предвосхищают протестантизм: отсутствие церкви как отдельного института, индивидуальные отношения каждого верующего с богом (своего рода социальный атомизм, в противовес мистическому коллективизму христианства, где община верующих - тело бога), порицание чрезмерного аскетизма, необычная для средних веков толерантность по отношению к другим монотеистическим религиям и в отношениях различных исламских течений между собой и т.д. Конечно, вопрос о том, существовал ли на Ближнем Востоке феодализм или что-то еще, должен решаться исследованиями экономической истории, но если судить по надстроечным явлениям, исламский мир к X-XI вв. находился прямо-таки в преддверии капитализма.

Reply

sahonko November 13 2012, 06:53:26 UTC
Христианство, кстати было создано тоже совсем не теми, кем оно впоследствии использовалось. Я не утверждал, что создали ислам кочевники-скотоводы. Я написал, что он создан для обслуживания отношений в их общественной среде. При этом его создание не надо понимать прямолинейно, что Мохамед специально исследовал свойства скотоводческих обществ и на основании этого написал Коран. Это означает только одно - религиозная система созданная высокодуховными христианами-сирийцами оказалась настолько удобна для отношений в среде кочевников скотоводов, что она ее с легкостью завоевала превратившись в мировую религию.

Reply

istp2012 November 13 2012, 16:21:08 UTC
Мне кажется, вы сильно преувеличиваете роль кочевников в истории ислама. Действительно, ударную силу войска Мухаммада составляли бедуины, но, как я говорил выше, их возглавляли мекканские торговцы, ведомые сравнительно передовой идеологией; кроме того, завоевав Ближний Восток, эти кочевники моментально осели на земле и, в особенности, в городах. Несколько утрируя, можно сказать, что ранний ислам был волей арабских кочевников к цивилизации, к тому, чтобы стать горожанами. А практически все последующие волны кочевых нашествий (иранские горцы, тюрки, монголы и т.д.) как раз не усиливали, а ослабляли ислам. Монголы в XIII в. вообще поставили ислам как религию на грань уничтожения.

Сегодня мусульмане, конечно, отсталые народы по сравнению с европейцами, но не стоит изображать их вообще какими-то дикарями (пусть даже и благородными). Это не так. Бин Ладен - не Чингачгук.

Reply

sahonko November 13 2012, 18:11:57 UTC
Видите ли. Я не утверждаю что те, кто создавал и распространял ислам не были очень передовыми и более образованными, чем христиане. Я всего лишь пытаюсь показать, что религия - это не произвол каких-то надстроечных идеологов. Религия, чтоб быть устойчивой и победить своих конкурентов должна соответствовать материальному базису на котором основаны общества ее принимающие. Поймите главная задача религии - это обеспечивать функционирование существующих общественных отношений в области общественного сознания. И потому она не только приемлится элитой, но и должна восприниматься основной массой населения как их собственное сознание (общественное). А для этого она должна быть как минимум доступна для этого сознания. Если представить общество как армию наездников, где простые люди кони а наездники эксплуататорская элита, то религия это тот язык которым элита общается с теми на ком они катаются. И этот язык должен быть воспринимаем теми на ком едут.
Собственно это азы марксизма гласящие, что любые надстроечные явления в обществе могут происходить только в том диапазоне, который допускает базис.
Своеобразие региона заключается в том, что родоплеменные отношения были там одним из ключевых факторов. Бесспорно что основные общественные процессы там протекали в городах и очаговых зонах земледелия, где естественно существовали и развивались общественные отношения более высоко порядка, но в силу климатических условий возможности сколько-нибудь значительно расширить эти зоны земледелия было невозможно. Остальная территория - это скотоводческие и родоплеменные отношения. Европа с родоплеменными отношениями боролась просто, она их вытесняла и преобразовывала в более высокие (земледельческие). А в западной Азии это сделать было нельзя. Необходимо было сосуществовать, то есть найти общий язык для земледельческой, городской, и скотоводческой составляющих общества. Надо обратить внимание, что скотоводы довольно-таки неудобные соседи. Они по роду своей деятельности милитаризованы, мобильны и очень быстро перенаселяют зону своего обитания. То есть не скотоводческие составляющие социума, не могли просто отмахнуться и отгородиться от скотоводов. Их необходимо было как-то приручить, хотя бы слегка окультурить. Естественно подобное в те времена возможно было только в рамках религии. Именно по этой причине и пал выбор ни на христианство европейского образца, ни на массу всяких ересей того времени, а на ислам, он в наибольшей степени удовлетворял всем составляющими той общественной системы.
Чтоб возглавить бедуинов надо было чтоб они восприняли ислам как свое, то есть он должен был для них быть легкоусвояемым.

Я где-нибудь написал, что мусульмане дикари? Но то что в Афганистане существуют и широко распространены родоплеменные отношения - это факт. И я на это указал в названии публицистической статьи, естественно заострив как это положено для СМИ (чтоб на статью клюнули читатели).

Reply

istp2012 November 13 2012, 18:43:46 UTC
То, что вы сейчас написали, несколько обтекаемо, но совершенно бесспорно, и пропадает всякое желание возражать :)

Reply

sahonko November 13 2012, 18:53:22 UTC
Ну, это совершенно естественные проблемы во взаимопонимании межу специалистами по деревьям и по лесу. :)

Reply


Leave a comment

Up