Ислам при капитализме

Nov 12, 2012 23:06

Необходимо четко и ясно понимать, что религиозные идеологии всегда обслуживали именно те общественные отношения, в период становления и господства которых они формировались и функционировали. Ислам был создан для обслуживания родоплеменных отношений скотоводческих народов Ближнего и Среднего Востока. То есть, тех народов, которые стояли на более низкой стадии общественного (формационного) развития, чем народы с земледельческой культурой, у которых начали созревать феодальные отношения, обслуживаемые христианством. В период разложения феодальных отношений христианство было реформировано и подстроено под кап.отношения (в России кое-что в этом отношении сделал Петр 1). Мусульманство же такой адаптации не прошло, по этой причине в современном мире оно имет очень сильную антикапиталистическую составляющую. И это очень привлекательно для всех социально неустроенных слоев населения, особенно на территориях, где мусульманство культивировалось веками.
Однако для коммуниста важно понимать, что мусульманство имеет и не меньшую антикоммунистическую направленность. Это идеология отстоящая от коммунизма по лестнице социального развития на три ступени вниз, это дофеодальная идеология, она еще более дремучая, чем феодальная (католическая и православная) и капиталистическая (протестантская).

В том-то и своеобразие Ближнего востока, что там законсервировалось состояние разлагающихся родо-племенных отношений. Там так и не сложились полноценные феодальные производственные отношения, как в Европе или азиатский способ производства, как в Китае и Индии. И это впрямую связано с преимущественно скотоводческой специализацией этого региона. Дело в том, что для чисто скотоводческой специализации общественный прогресс выше родо-племенного строя заказан. Причина проста: развитие производительности труда и совершенствование орудий производства для пастбищного скотоводства имеет жесткий верхний предел. Для дальнейшего прогресса скотоводы должны обязательно осесть на землю. А вот земли-то на Ближнем востоке маловато. Так что хошь нехошь, а основная масса должна оставаться скотоводами. Но поскольку скотоводство дает достаточно хорошую базу для расширенного воспроизводства населения, то это избыточное население постоянно истекает на соседние территории, где и оседает. А поскольку производительные силы законсервированы на одном низком уровне, то и производственные отношения и соответственно идеология, которая их обслуживает, так же застыли на одном месте. При этом надо обратить внимание на один немаловажный факт, наличие небольших очагов земледелия и культуры, которые стали пристанищем знати, черпающей прибавочный продукт из скотоводческой округи. Так вот отношения оазисной знати и "округи" имели форму близкую к европейскому феодализму, а вот отношения внутри самих скотоводов оставались на родо-племенном уровне, то есть производственные отношения в среде основных производителей прибавочного продукта так и не доросли до феодальных. В этом корень противоречивости ислама.

Саудовская Аравия интегрировалась в капитализм за счет нефтедолларов. Но эта интеграция паразитическая, они интегрировались в ряды капиталистов, а не тех, кто производит прибавочный продукт. Основная масса населения Ближнего востока не может интегрироваться подобным образом (у них нет нефти). Им при капитализме одна дорога - в пролетарии. А вот тут-то неувязочка вышла, скотоводы не хотят работать на капиталиста. Их феодализм не обкатал, они не поддаются экономическому принуждению. Ну не хотят они долго и нудно трудиться для достижения цели. Они веками свободно скакали по просторам пасли стада, защищая их от хищников и грабителей с оружием в руках, это не по ним горбатиться у станка. Именно это закреплено в исламе, в этом и заключен его глубинный антикапиталистический пафос - скотоводы не приучены трудиться на дядю.
Поэтому капитал их так ненавидит: на них, где сядешь - там и слезешь.
Подробнее о столкновении разных формационных укладов можно почитать в статье "Бин Ладан - Большой змей" http://sahonko.livejournal.com/79846.html

15.02.2006

Повторение мать его

Previous post Next post
Up