Потребности - фактор развития жизни и антропогенеза

Feb 17, 2012 23:11

Вот в своих архивах набрел на свою старенькую курсовую, написанную в 1987 году, и решил выложить. В ней я высказываю некоторые гипотезы о происхождении целеполагания у человека и роли в этом процессе потребностей. В первой части работы рассматриваются вопросы, которые я позже попытался подробнее исследовать в своей работе "Принцип активности в Read more... )

Теоретичное, Принцип активности, Происхождение человека

Leave a comment

deminded February 20 2012, 20:49:12 UTC
Соответственно я вижу три механизма решения ПУП, или "рецепта счастья":
1) напрямую стимулировать центры удовольствия, "взламывая" регуляторы (наркотики, азартные игры)
2) искусственно накачивать известные потребности, чтобы получать удовольствие от их удовлетворения (экстремальный спорт, капризы со стороны ребенка, щекотать горло перышком после пира)
3) обеспечить достаточный простор для того, чтобы скорость развития новых потребностей могла сравняться со скоростью удовлетворения старых

У ребенка "капризы" начинаются, если он не может получить достаточно внимания и простора для развития. Если у него создана среда, где после закрытия "примитивных" потребностей (еда, сон, социальная защищенность - близость родных) ему негде реализовать более высокие (поисковую потребность - любопытство, потребность в риске и развитии, в обучении, в социализации) - он начинает "накачивать" свои близкие, знакомые потребности, которые приносят результат. Сегодня много людей туго пеленают младенцев, запирают в квартире все шкафчики, не выпускают ребенка из манежа, устраивают ему сенсорный голод. Это от неразвитости системы воспитания, особенно в семье, где на эту тему до сих пор никакого знания, кроме традиции. А постоянно неудовлетворенная потребность заставляет ребенка "отказаться" от нее - по крайней мере ограничить, вот он ее и замещает. Но он не может стать постоянно голоден, зато может начать постоянно нуждаться во внимании и "баловании". В этом отношении надо создавать условия детям, чтобы их потребностям было куда расти, чтобы они могли удовлетворять потребности в той же скорости, в которой они растут, т.е. в своем комфортном темпе - тогда у них и сформируется правильная модель работы с ПУП.

Собственно, третий пункт для взрослого человека неразрешим в рамках индивидуальной модели потребности. К счастью, у человека есть не только биологические, ограниченные потребности, которые рано или поздно "насытятся" (сюда входят как материальные, так и нематериальные - пропускная способность информационных каналов тоже ограничена). У человека есть еще потребности социальные: в чувстве причастности, самореализации и принесении пользы. Это значит, что последние ("верхние") потребности человека становятся неразрывно связаны с потребностями общества, т.е. всего человечества, которые относительно любой человеческой жизни безграничны.

Reply


Leave a comment

Up