Потребности - фактор развития жизни и антропогенеза

Feb 17, 2012 23:11

Вот в своих архивах набрел на свою старенькую курсовую, написанную в 1987 году, и решил выложить. В ней я высказываю некоторые гипотезы о происхождении целеполагания у человека и роли в этом процессе потребностей. В первой части работы рассматриваются вопросы, которые я позже попытался подробнее исследовать в своей работе "Принцип активности в живой природе"
Одно важное замечание. Название "Потребность удовлетворения потребности (ПУП)", используемое в тексте. не совсем точно передает смысл понятия, которое я хотел им выразить. В нем необходимо делать смысловое ударение на слове "удовлетворение". То есть речь идет и менно о потребности в удовлетворении, в получении самого удовлетворения (более грубо - удовольствия), при этом сама удовлетворяемая потребность уходит на второй план и в некоторых случаях даже может исчезать.


"Детей необходимо баловать -
только тогда из них вырастают разбойники"

Г.Х.Андерсен "Снежная королева"

В последнее время не вызывает сомнения отношение к антропогенезу как к комплексной проблеме. Такой подход означает, что происхождение человека нельзя объяснить как следствие какого-то одного фактора. Должен был сложиться комплекс необходимых и достаточных условий, сумма которых создала возможность перехода от обезьяны к человеку. Нельзя сказать, что эти все факторы были равноценны по своему значению. Были среди них и доминирующие, и подчиненные. Но все они только в комплексе в диалектическом взаимодействии обеспечили скачек в эволюции.

Возможно это факторы:

- физический труд (еще на уровне животной "психики", в самой элементарной форме);

- такое развитие мозга и высшей нервной деятельности, которое создало возможность, появления умственного труда;

- формирование специфических, присущих лишь человеку, потребностей;

Эти антропогенетические факторы обеспечиваются в свою очередь биолого-морфологическими предпосылками:

- развитие руки;

- развитие головного мозга;

- развитие голосового аппарата;

- прямохождение.

Безусловно решающим фактором антропогенеза является трудовая деятельность. Этот момент гениально раскрыл в своей работе "Роль труда в превращении обезьяны в человека" Ф.Энгельс. Можно сказать: труд создал человека. Однако современный, даже самый простой по своей форме труд, представляет исключительно сложное по своей структуре явление. И он совершенно не похож на то, что делала полуобезьяна-получеловек (даже при условии, что она совершала те же самые операции, например, пыталась сбить высоко висящий плод при помощи палки, что порой делаем и мы). Конечно сущность труда (то, что выделяет его из массы других явлений) остается той же - это воздействие орудием труда на предмет труда с некоторой целью. Но структура этой трудовой деятельности качественно усложнилась.

Во-первых, непосредственно, физическому трудовому действию у современного человека предшествует большая умственная работа (умственная трудовая деятельность).

Во-вторых, стимулы к физическому трудовому действию у современного человека совсем иные, если так можно выразиться, человеческие, в отличие от животных у полуобезьяны. На этом последнем существует необходимость остановиться подробнее.

Итак, что же заставляет человека трудиться (имеется в виду не социальный, а психологический аспект), какая внутренняя потребность сидит в человеке, благодаря которой он предпочитает приспосабливать внешнюю среду к своим нуждам, нежели самому приспосабливаться к ней.

Вначале необходимо разобраться: что такое потребности вообще. Традиционно они определяются, как отражение нужды организма в чем-либо. В связи с этим определением, думаю, необходимо остановиться на двух моментах:

Во-первых, не совсем ясна трактовка потребностей как отражения. Скорее всего, потребность это и отражение и нужда в сумме.

Во-вторых, понятие отражения в данном контексте требует разъяснения. Действительно, что в данном случае является отражающим субъектом? Как происходит отражение? При этом здесь ничего не сказано о главной функции потребностей - быть причиной деятельности, ее первичным толчком. Получается при внимательном рассмотрении, что именно деятельность всегда адекватно отражает нужду. Но тогда придется отождествлять потребность и деятельность. Приведенные трудности указывают на неудовлетворительность такого определения.

Сформулирую (пока без доказательства) рабочее определение понятия потребности:

Потребности - определенная совокупность внутренних условий живого существа или социальной системы, необходимо вызывающая действия, направленные на внутренние или внешние объекты.

С другой стороны, категория потребности в науках о жизни занимает какоето странное положение. Все прекрасно понимают, что эта категория носит фундаментальный характер, но почему-то не делается серьезных попыток разобраться и определить ее место в системе других категорий. И как следствие этого, в конкретных науках ведутся исследования без опоры на эту категорию, хотя существует ряд проблем, которые невозможно решить без нее. К таким проблемам относится антропогенез, да и сущность человека невозможно понять не прибегая к категории потребности. Дело в том, что человек отличается от животного, кроме всего прочего, новой, специфической, ранее несуществовавшей, потребностью. Чтобы исследовать категорию потребности, необходимо начать из далека, надо попытаться понять сущность жизни.

Интересную попытку исследовать сущность жизни (и во многом удачную) делает П.К.Анохин. Он связывает жизнь, ее сущность с фундаментальными свойствами материи: пространством и временем.

"С того момента, когда на земле возникла жизнь, отношение к отдельным параметрам пространственно-временной структуры со стороны этой качественно новой формы материи кардинально изменилась. Гора, например, как форма неорганической материи, не относится избирательно к климатическим и метеорологическим факторам, которые на нее действуют. Для нее не существует той проблемы, которая возникла заново с появлением живой материи, и которую можно сформулировать двумя словами: "приспособиться и выжить". Для живых существ с момента их формирования в процессе эволюции, весь внешний органический мир со всеми его разнообразными воздействиями стал "взвешиваться" только на этих весах прогрессивной эволюции.

Появилось активное отношение к внешним неорганическим факторам и неизбежно последовавшее за этим их разделение на две большие категории - вредных для жизни и способствующих ее сохранению". (164,1)

Однако в этой цитате (и далее в работе) понятие "активное отношение" глубже не анализируется, его сущность остается не раскрытой, хотя на этом понятии как на аксиоме базируется у П.К.Анохина все дальнейшее, глубокое по своему содержанию, теоретическое построение.

Чувствуя этот недостаток П.К.Анохин пишет: "Однако эти временные параметры (неповторяемость, повторяемость, длительность, устойчивость, изменчивость и т. д.) нами были изложены безотносительно к другому их важному качеству, которое они приобретают специально при взаимодействии с живой природой; это - свойства существенности и несущественности данных параметров для поддержания жизненного процесса.

Несомненно, уже на самых первых этапах организации живого вещества, еще на стадии первичных коацерватов, изменения внешних материальных условий "квалифицировались" зачатками живого вещества как "вредные" и "полезные", именно по критерию "существенности".(167,1) И ссылается при этом на А.И.Опарина: "Для более или менее длительного существования в данных условиях внешней среды сохранились лишь те системы, индивидуальная организация которых обусловила полезные для их существования сочетания химических реакций."(78,2)

Эту проблему - проблему активности жизни нельзя решить, понимая живые существа как "устойчивые образования типа открытых многомолекулярных систем" (167,1). Дело в том, что система обладающая структурой, для того чтобы быть активной должна обладать дополнительно этим самым свойством активности, так как, оно никак не вытекает из сущности категории система или открытая система. Может быть приобретая это свойство на некотором досистемном уровне живое лишь в ходе эволюции стало открытой системой?

Досистемная сущность жизни (а она сохраняется и на системном уровне) заключается, думаю, в динамической устойчивости, но не системы как у Опарина, а процесса. Простейшим примером такого динамически устойчивого процесса может быть стоячая волна: часто на поверхности сильного водного потока (реки, ручья) можно наблюдать волну, стоящую на одном месте и долгое время сохраняющую свою форму. Такая волна может существовать только при определенных параметрах водного потока, при изменении которых она разрушается, то есть для ее постоянного поддержания требуется постоянный приток и отток энергии и материи, организованный определенным образом. Эти процессы протекают обычно в зоне раздела сред. По всей видимости, жизнь представляет собой именно такой динамически устойчивый процесс, протекающий в химической среде. Так как этот процесс выражает сущность данной формы жизни, то в дальнейшем будем называть существенным процессом. Конечно, не каждый динамически устойчивый процесс можно связывать с жизнью. Дело в том, что форма и характер протекающего процесса в первую очередь зависит от притока и оттока энергии и материи, от границы сред. Но зависимость эта может быть очень разнообразной, выражаясь математическим языком - от прямопропорциональной до обратно-пропорциональной. Так вот по специфичности зависимости между изменением материальных условий и изменением существенного процесса можно выделить жизнь из других динамически устойчивых процессов. Суть этой зависимости для жизни в том, что изменение условий (притока материи и энергии) всегда вызывает такое изменение существенного процесса, которое способствует сохранению этого процесса. Из этого вытекает, что существенный процесс должен обладать некоторой степенью свободы, то есть, иметь довольно широкие рамки отклонения от оптимальной характеристики не вызывающие его уничтожения. Уже само по себе существование возможности таких отклонений повышает выживаемость процесса в изменяющихся условиях. Но, кроме того, что чрезвычайно важно, это создает условия для формиров
ания на базе существенного процесса новых производных процессов (в рамках существенного), направленных на стабилизацию условий, внутренних и внешних, существенного процесса, в целях его сохранения. Так вот этот специфический характер зависимости, который определяет реакцию живого, определяет деятельное изменение существенного процесса является сущностью потребности, то есть это такое специфическое внутреннее условие складывающееся в существенном процессе в результате изменения внешних условий, которое определяет изменение существенного процесса, направленное на его сохранение. Так вот этот специфический характер зависимости, который определяет реакцию живого, определяет деятельное изменение существенного процесса является сущностью потребности, то есть это такое специфическое внутреннее условие, складывающееся в существенном процессе в результате изменения внешних условий, которое определяет изменение существенного процесса, направленное на его сохранение. Из такой трактовки категории потребности вытекае
т, что нет ни какого противоречия между потребностью и деятельностью. В принципе жизнь понимаемая как процесс не нуждается в каком-то внешнем активизирующем начале, и потребность лишь некоторый способ (эволюционно отбираемый из массы других) изменения данного процесса в изменяющихся условиях. Потребность включает деятельность, служит толчком для действия. Но как уже отмечалось, эта деятельность проходит в рамках существенного процесса, являясь производным процессом. Таким образом, потребность вызывает производный процесс, направленный на удовлетворение этой потребности.

Дальнейшим развитием жизни является объединение, кооперация, образование систем динамически устойчивых процессов. Они объединяют в борьбе за существование свою деятельность, свои производные процессы. В конечном итоге получалось, что эти объединившиеся в определенную целостность производные процессы становились существенным процессом целого - существенным процессом второго уровня (порядка), хотя для отдельных элементов системы существенный процесс остается старый (первого порядка).

В свою очередь, для существенного процесса второго порядка повторяется та же картина, что и для первого: он тоже приобретает производный процесс второго порядка и включающий его механизм потребностей второго порядка. И так далее несколько уровней вверх. Собственно таким структурно-иерархическим строением живого, как многоуровнего динамического процесса, и обусловлена иерархия потребностей организма.

Теперь необходимо остановиться на проблеме опережающего отражения, которая разрабатывается П.К.Анохиным: "Вся история развития животного мира есть демонстративный пример усовершенствования этой универсальной и древней закономерности, которую можно бы было назвать опережающим отражением действительности, т.е. ускоренным в миллионы раз развитием цепей химических реакций, которые в прошлом отражали последовательные преобразования этой действительности.

Возвращаясь к исходной предпосылке этой проблемы, мы могли бы сказать, что опережающее отражение действительности есть основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость служат основными временными параметрами." (175,1)

Если быть последовательным, то основываясь на трактовке потребностей, обосновываемой в настоящей работе, необходимо говорить не об опережающем отражении непосредственно действительности, а об опережающем отражении потребностей, поскольку для живого жизненно важное значение имеет не то, что произойдет в окружающей среде, а то, каким образом необходимо изменить существенный процесс в предполагаемых условиях. В остальном точка зрения П.К.Анохина, если учесть, что отражая с опережением потребности через это отражаются с опережением и условия создающие эти потребности, не вызывает сомнения. Возникновение и развитие опережающего отражения потребностей шло параллельно с образованием, описанной выше, системы структурного иерархического строения живого, потому что для осуществления опережающего отражения потребностей первого порядка необходимо было иметь какой-то механизм, который мог состоять из элементов производного процесса первого порядка, а сформироваться и надежно действовать лишь как составная неотъемлемая часть существенного процесса второго порядка.

Косвенным подтверждением того взгляда, что опережающее отражение - это отражение, в первую очередь, потребностей, и лишь за тем - действительности является такое свойство жизни как размножение (продолжение рода). Вероятнее всего, первичным видом деятельности (первичным производным процессом) был рост, увеличение массы, объема существенного процесса. Возникавшие неблагоприятные условия дробили массу и уничтожали большую ее часть, но любой уцелевший кусочек становился началом нового роста. Но поскольку дробление живой массы было гарантией выживания и распространения, начала формироваться потребность в дроблении при неблагоприятных условиях. Следующим шагом после этого становится формирование опережающего отражения потребности в дроблении. На первых порах дробление происходит в момент непосредственного действия неблагоприятных условий, затем все более опережает и масса дробится под воздействием таких условий, которые еще нельзя назвать неблагоприятными, но которые являются предвестниками ухудшения условий. При этом важно отметить, что опережающе отражается сама потребность в дроблении, поскольку опережающе отразить все многообразие возможных неблагоприятных условий неразвитый сгусток живого просто не в силах. Так появилась потребность более высокого порядка - потребность в размножении, которая представляет собой опережающее отражение потребности в дроблении в неблагоприятных условиях. В конечном итоге потребность в размножении уже не нуждается во внешних условиях сигнализирующих об ухудшении окружающей среды. Даже напротив размножение начинает происходить в наиболее благоприятных условиях (чтобы обеспечить выживаемость потомства). Из этого видно, что потребность в размножении и неблагоприятные внешние условия стали связаны очень опосредовано. Важно отметить, что в дальнейшем производный процесс размножения становится существенным для появляющейся "видовой", популяционной системы (если правомерно говорить в этих терминах о первичных живых элементах).

Еще раз повторю, что условия, вызывающие дробление живой массы слишком разнообразны, чтобы элементарный сгусток жизни мог их отразить, а тем более опережающим образом. Но следствие этого дробящего воздействия - потребность в дроблении вполне может быть отражена.

Где-то только после этого (т.е. после формирования самовоспроизводящихся живых элементов) можно говорить о живом как об открытой системе. Нет необходимости специально останавливаться на механизме появления, совершенствования и усложнения живых организмов, так как это достаточно полно описывает А.И.Опарин, говоря: "Таким образом, уже на этой стадии эволюции материи возникал известный "отбор" организованных коллоидных систем по признаку соответствия их организации задаче сохнанения данной системы в условиях ее непрерывного взаимодействия с окружающей внешней средой. Конечно, этот "отбор" носил еще очень примитивный характер и не мог быть непосредственно приравнен к полноценному "естественному отбору" в строго биологическом понимании этого слова, и все же именно под его контролем проходила дальнейшая эволюция индивидуальных органических систем и поэтому приобретала совершенно определенную направленность"(78,2)

Дальнейший процесс эволюции в интересующем нас аспекте шел по пути приобретения новых потребностей, в следствии увеличения структурных уровней существенных процессов. Соответственно этому усложнялся и совершенствовался механизм опережающего отражения потребностей, благодаря чему создавались наиболее стабильные условия для существенных процессов первых (низших) уровней. С другой стороны шел процесс все большей дифференциации опережающего отражения потребностей, что в конечном итоге создало иллюзию того, что у высших форм жизни происходит опережающее отражение действительности, минуя опережающее отражение потребностей, как следствие необходимость в использовании этой категории оказалась заниженной.

Высказанная гипотеза может показаться искажающей материалистическую теорию отражения, так как на место опережающего отражения внешнего мира ставится опережающее отражение потребностей. Но:

во-первых, здесь речь идет об опережающем отражении, а что касается непосредственного отражения, то его понимание не может быть двояко истолковано исходя из того, что здесь написано; его необходимо понимать только как отражение внешнего материального мира;

во-вторых, ни коим образом не отрицается опережающее отражение окружающего мира, просто утверждается, что оно идет опосредованно через опережающее отражение потребностей. То есть опережающим образом в начале отражается потребность, которая возможно возникнет в создавшейся ситуации, но эта потребность, как и следующая за ней деятельность, есть ни что иное, как опережающее отражение этой возможной ситуации. При этом необходимо акцентировать внимание на то, что для организма жизненно важно отразить не возникающие условия внешней среды, а то, что потребуется организму в данных условиях, или в ряде подобных;

в-третьих, такое понимание опережающего отражения окружающей действительности через опережающее отражение потребностей не оставляет места для понимания отражения в живом как пассивного процесса, поскольку опережающее отражение мира идет через отражение активного начала, толкающего к действию - через опережающее отражение потребностей. Теперь минуя ряд этапов эволюции рассмотрим потребности и их опережающее отражение у высших животных непосредственно предшествующих человеку. У этих животных максимальное развитие получает высшая нервная деятельность, служащая совершеннейшим механизмом опережающего отражения. Нервная система интегрирует информацию о внешних воздействиях и внутренних потребностях всех порядков. В ней происходит опережающее отражение потребностей на основе этой информации. А это в свою очередь вызывает деятельность, направленную на удовлетворение (опережающее) этих потребностей с наиболее оптимальными параметрами. Высшая нервная деятельность в своих наиболее совершенных формах становится существенным процессом высшего порядка.

Следует несколько подробнее остановиться на обратной афферентации в связи с нашим пониманием опережающего отражения: "Мы видим, что в этом пункте целостного поведения происходит стык между тем, что было, и тем, что будет, поскольку в конце действия к центральной нервной системе направляется целый поток разнообразных афферентных возбуждений от различных рецепторных областей. Именно приходом в центральную нервную систему этого сложного интеграла обратных афферентных импульсаций от результатов данного действия и сопоставлением его с основным намерением к совершению данного действия и завершается рефлекторная реакция.

Перед нами давно уже возник вопрос: является ли эта афферентная сигнализация о результатах действия нужной для дальнейшего поведения животного и в какой степени. Опыты показали, что получение такой афферентации, которую мы называем обратной или санкционирующей афферентацией, абсолютно необходимо для того, чтобы окончить данный поведенческий акт или, наоборот, сформировать другой, с более успешным результатом...
...рефлекс в самом деле не кончается только действием, а по требованию завершенности каждого поведенческого акта он продолжается в форме обратной афферентации в центральную нервную систему, где и происходит сопоставление полученных результатов с исходным намерением." (197-198,1) Важно отметить, что обратная афферентация понимается П.К.Анохиным лишь в качестве продолжения рефлекса корректирующего результат с исходным намерением. Но не вскрывается более глубокая ее сущность, заключающаяся в опережающем отражении удовлетворения потребности. Для пояснения рассмотрим три варианта:

1. Механизм действия обычной потребности такой: изменяются условия окружающей среды, следует появление потребности, вызывающей действие, действие (производный процесс) некоторым образом перестраивает существенный процесс, при этом существенный процесс и вновь сложившиеся внешние условия приходят в соответствие друг с другом и потребность в дальнейшем действии отпадает, оно прекращается.

2. Простой случай опережающего отражения потребностей: незначительное изменение внешней среды сигнализирует о значительном и вызывает опережающее отражение потребности, то есть возникает модель, действующая таким же образом как и сама потребность, которая вызывает действие по удовлетворению. В возникшие условия организм вступает определенным образом подготовленным, когда существенный процесс становится полностью соответствующим вновь создавшимся условиям потребность сама собой выключается.

3. Однако в сложных иерархических системах существуют ситуации, когда действие должно закончиться до удовлетворения потребности, то есть должен существовать механизм опережающего отражения удовлетворения потребности. Элементарный пример - удовлетворение жажды животными. Недостаток воды в организме отражается специальными рецепторами анализирующими кровь или другие жидкие среды организма. Но пьем мы не до тех пор пока водно-солевой баланс организма станет оптимальным, а пока не наступит сигнал о наполнении желудка, таким образом, действие заканчивается значительно раньше, чем будет удовлетворена потребность на существенном уровне.

Механизм опережающего отражения удовлетворения потребностей не только выполняет функцию "выключателя" действия, но и дает организму возможность корректировать деятельность. Ясно, что именно благодаря этому механизму появляется сигнал на такую коррекцию, поскольку опережающим образом осуществляется удовлетворение потребности и до действительного удовлетворения потребности еще остается какой-то срок на подработку действия. Опережающее отражение удовлетворения потребностей является в нервной системе производным процессом высшего уровня. Но как мы знаем из предыдущей эволюции живого, производные процессы имеют тенденцию в конце концов становиться существенными, что произошло и в этот раз. Но на базе нового существенного процесса должна появиться и новая потребность и новый производный процесс. Так вот новой потребностью стала потребность в удовлетворении потребностей (сокращенно - ПУП), точнее потребность в удовольствии, то есть в возбуждении механизма опережающего отражения удовлетворения потребностей. В этом отношении показателен опыт, искусственно моделирующий ПУП, в котором мышам в центр удовольствия вживляли электроды, и они постоянно сами нажимали клавишу, возбуждая этот центр слабым электрическим током. В естественных условиях связи в нервной системе закрепляющие подобное избыточное возбуждение носят явно паразитический характер, убийственный для животных. То есть животные имеющие ПУП, а тем более вид, имеющий тенденцию к этой потребности у своих членов обречен на вымирание. Но что не менее важно не существует абсолютного запрета на такую потребность и при соответствующих условиях она может возникнуть. И более того все строение ВНД подталкивает к ее формированию. На самом деле возбуждение центров удовлетворения потребностей приносит удовольствие, наслаждение, сопровождается положительными эмоциями, это подталкивает к закреплению в условном рефлексе паразитических связей, ведущих к гиперудовлетворению. ПУП означает, что происходит отрыв опережающего отражения удовлетворения потребностей от опережающего отражения самой этой потребности. То есть, если раньше механизм опережающего отражения удовлетворения потребности приводится в готовность, в режим "ожидания результата" в момент опережающего отражения этой потребности, и выводится из этого режима с прекращением действия последней, то ПУП означает, что за счет возникших паразитических связей указанный механизм продолжает оставаться в этом режиме. В пределе и возбуждение (включение) этого механизма может происходить за счет возникающих паразитических связей. Какие бы не были конкретные механизмы сдерживания ПУП в их основе лежит опасность ПУП для выживания животных особей. Но с появлением физического труда, вернее его зачатков положение резко меняется - происходит резкий скачек в условиях жизни гоминидов. Грубо говоря, возможности деятельности по удовлетворению потребностей, в следствие появления орудий труда, стали превышать объем потребностей. Таким образом было снято основное ограничение с ПУП, то есть у гоминидов появилась возможность лишний раз получить удовольствие. Появился какой-то вид без механизма ограничения ПУП, появился и не вымер, но как не парадоксально стал развиваться более быстрыми темпами. ПУП из паразитного свойства превратилось в прогрессивнейшее, позволившее появиться человеку. Что же случилось?

Всем известно, что труд - целенаправленная деятельность. А вот первичный труд еще не имел свойства целенаправленности, это было эпизодическое, постепенно закрепляемое в сложном условном рефлексе, применение орудий труда. Но поскольку животное еще не могло ставить цели, этот труд был исключительно элементарным и его сложность ограничивалась объемом одного условнорефлекторного акта. Это было громадным достижением, такой единичный акт стал настолько сложным и смог охватить элементарное трудовое действие. Но без целеполагания дальше элементарного труда шагнуть нельзя. И здесь оказалось, что ПУП есть как раз тот механизм, который может стать основой целепполагания. На этом остановимся подробнее. Цель можно определить как опережающее отражение результата действия. Но такое определение слишком абстрактное. Оно имеет, по крайней мере, два существенных недостатка. Так расширенно понимая цель, к ней можно причислить любую причину любого результата, так как причина всегда в какой-то мере некоторым образом опережающе отражает следствие. Таким образом есть необходимость резко сузить объем этого понятия.

Во-первых, нас интересуют более или менее дифференцированные формы опережающего отражения результата, которые есть ни что иное как опережающее отражение в живом.

Во-вторых, следует обратить внимание на такое свойство цели как ее активизирующее начало. А так как мы выяснили - в живом активизирующее начало опосредовано категорией потребности, то становится ясно, что это опережающее отражение потребностей. Кроме того эта потребность должна стать достаточно устойчивой, что бы длительное время фиксировать цель, независимо от колебаний опережающего отражения потребностей. Так всеми этими особенностями обладает ПУП. Таким образом она из потребности вредной для животного превращается в полезную для человека умелого. Но при этом не надо забывать, отрицательные свойства ПУП присущие животным, сохраняются и у человека, и преодоление их происходит только на пути резкого усиления выживаемости вида благодаря трудовой деятельности.

Но польза ПУП как механизма целеполагания на этом не исчерпывается. Она явилась неотъемлемым условием появления умственного труда (мышления). Дело в том, что автономное "паразитическое" возбуждение механизма опережающего отражения удовлетворения потребности в конце концов может стать сигналом равнозначным возбуждению этого механизма внешними условиями (соответствующими рецепторами), а этот сигнал мог включать соответствующий условный рефлекс, который в свою очередь раздражает следующий механизм опережающего отражения удовлетворения опережающей потребности, который опять становится сигналом и так далее сколь угодно долго, при этом практически нет выхода во внешнюю деятельность. А для этого, понятно, необходима подпитка опережающего отражения удовлетворения потребности возбуждение минуя окружающую среду, что берет на себя ПУП.

Итак ПУП - это первая чисто человеческая потребность, на базе которой формируется все разнообразие остальных человеческих потребностей.

Несколько слов о том, как она образуется у индивидуума. В силу своего высокого уровня производности эта потребность не закрепляется в инстинктах, хотя какие-то предпосылки в генетическом аппарате у человека имеются. Механизм ПУП формируется условно-рефлекторным путем в самом раннем возрасте, до одного года, и до трех лет закрепляется. В этом играет огромное значение то, что человек это единственное живое существо, у которого в детстве такой длительный период беспомощности. ПУП воспитывается, формируется тем, что родители его в этот период балуют жалеют успокаивают. Ребенок исключительно рано "смекает", что для получения дополнительного удовольствия необходимо побольше орать, капризничать, таким образом он добивается к себе большего внимания. Этот порядок вещей закрепляется у него условно-рефлекторным путем и на базе образовавшейся таким образом ПУП строится дальнейшее образование, воспитание. Выходит прав был Г.Х.Андерсен когда писал, что детей необходимо баловать..., а от себя добавлю: только тогда их них получаются люди.

Теперь о нескольких свойствах ПУП.

1. Наибольшая связь ПУП ощущается с половым инстинктом, так как этот инстинкт допускает наибольшее гиперудовлетворение с наименьшими отрицательными последствиями для индивида. Это во многом предугадал Фрейд, но ограничившись узкими рамками полового инстинкта, он не увидел за ним ПУП.

2. ПУП подводит материальную базу под "фаустовскую" природу человека.

3. Такое понимание человеческих потребностей перекидывает мостик от физиологии ВНД к психической деятельности. На этом пути совсем недалеко и до решения психофизиологической проблемы.

Литература:
1. "Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии", Москва, 1963 г.
2. Опарин А.И. "Жизнь, ее природа, происхождение и развитие", Москва, 1960 г.

Теоретичное, Принцип активности, Происхождение человека

Previous post Next post
Up