Можно слышать (например,
здесь), что нет разницы между орудиями труда и органами человека (или животного), при помощи которых он воздействует на природу. Но это в корне неверно. Конечно с точки зрения внешнего наблюдателя рука - это некоторая сложносочлененная палка. И принципиальной разницы между рукой и палкой подобранной в лесу нет. Но вот с
(
Read more... )
Правда, могут сказать, что к орудиям можно отнести и стационарные конструкции (хатки бобров, птичьи гнезда и т.п.), которые не факультативны. Но они, во-первых, неподвижны (прогнозировать поведение не требуется), во-вторых, просты в том смысле, что не предполагают взаимодействия разнородных частей.
Бытовало мнение, что только человек может делать составные орудия, но сейчас есть свидетельства, что составные орудия (из двух частей) могут использовать шимпанзе. Граница между человеком и животными, по-моему, не в том, сколько конкретно частей в орудии (одна, две, три), а в том, что у человека это число не ограничено (причем части разнородны). Наблюдается это только у анатомически современных людей (неоантропов) и, похоже, неразрывно связано с появлением языка (в узком смысле, не включающем различные системы коммуникации животных). Действительно, что лук и стрелы, что космический корабль - все едино, все доступно неоантропам (мозг за эти тысячелетия почти не изменился) и качественно отличается от всего, что могут животные.
Reply
Leave a comment