Можно слышать (например,
здесь), что нет разницы между орудиями труда и органами человека (или животного), при помощи которых он воздействует на природу. Но это в корне неверно. Конечно с точки зрения внешнего наблюдателя рука - это некоторая сложносочлененная палка. И принципиальной разницы между рукой и палкой подобранной в лесу нет. Но вот с
(
Read more... )
И в конце концов мы с Вами уже не раз говорили и, по-моему, пришли к выводу, что термин труд понимаем по разному. И я не собираюсь, как бы Вы меня не убеждали принять ваше определение этого термина (извините такой я консерватор). Так что нам проще остаться при своих и просто в дискуссии делать поправку на это несовпадение наших с вами терминологических координат, а не начинать каждый раз по новой одну и ту же песню о том, что я не прав, поскольку не правильно определяю по вашему мнению термин труд. Я даже готов чтоб Вас лишний раз не раздражать не применять в дискуссии лично с Вами термин труд в своем понимании, если Вы скажете как по Вашему надо называть целенаправленную орудийную деятельность.
Да и, кстати, орудия умственного труда по большей части призвааны уменьшить уровень умственных усилий. Попробуйте умножить 8 на 7 последовательно складывая восьмерки или применяя такое орудие как таблицу умножения, и Вы увидите с таблицей умножения умственных усилий надо меньше.
Reply
Не имея единого представления о том, что такое труд, мы с вами пойдем уничтожать разные вещи. Вы - орудийную деятельность, а я систему пошагвого извлечения выгоды из вознаграждаемой деятельности. То есть мы с вами придем к совершенно разным коммунизмам, а все потому, что в самом начале не смогли договориться по поводу единого понимания термина "Труд".
Давайте сделаем еще одну попытку прийти к единству. Ну например, дополним ваше определение моим, так чтобы не входить в противоречие и не утратить существа дела, или наоборот, мое вашим.
Например так:
"Труд - это ОРУДИЙНАЯ деятельность ЧЕЛОВЕКА, выполняемая с использованием отвлеченного мышления и направленная на достижение ОПОСРЕДОВАННОГО, ПОШАГОВО достигаемого результата."?
Reply
2. Общепринятое определение труда как целенаправленной орудийной деятельности содержит ваши дополнения в свернутом виде, и их с помощью определенных диалектических процедур можно извлечь из него как обязательные следствия.
Reply
А наша цель - сделать участие в процессе общественного производсва действительно добровольным, а следовательно по настоящему избавиться от подневольного труда.
Это возможно только если разорвать связь между участием в процессе производства и доступом к потреблению.
Добровльное участие уже не является трудом, исходя из предложеного определения термина "Труд".
Reply
«Например так: "Труд - это ОРУДИЙНАЯ деятельность ЧЕЛОВЕКА, выполняемая с использованием отвлеченного мышления и направленная на достижение ОПОСРЕДОВАННОГО, ПОШАГОВО достигаемого результата."?»
Я тут озабочен тем же желанием скорректировать, приблизить к сути известное определение. Меня ваше «опосредованного, пошагового» устраивает больше чем «орудийная деятельность», но тоже кажется недостаточной. Мне кажется, что труд должен быть отражением свойства человека (выводится из него), выделяющего его из всего остального. Таким свойством в первую очередь, по-моему, является умение человека представить себя частью целого, отождествлять себя не со своим телом, а с обществом или с набором инструментов, со своими домашними животными. Такой подход, мне кажется, включает как вашу «пошаговость, опосредованность», так и «орудийность» при их широком понимании.
Reply
Вот творочество, стремление к познанию, к постоянному совершенствованию - это да, этого у человека не отберешь.
Думаю, что мы должны перейти от общества труженников к обществу творцов. Вероятно именно в этом и состоит назначение коммунизма.
Reply
Leave a comment