Повесть “Кто видел в море корабли” часть 2 -2

Oct 06, 2014 21:55

Настя

Зачем нам жены, зачем нам дети,
Земные радости не для нас …
(А. Городницкий )



Настя бежала, спотыкаясь и не разбирая пути, по извилистой дороге между сопками и дорожные камни рвали ее итальянские сапоги и больно били по ногам. Слезы непроиз-вольно катились по щекам, застилая глаза и она не вытирала их, не замечая. Мимо про-носились самосвалы с раствором и щебенкой и веселые “партизаны” кричали ей: - Эй, подруга, садись - подвезем, - но она не обращала на них внимания. Она их не слышала.
- Только бы он был жив, только бы…, - бормотала она, но уверенности не было. Теперь они, наконец, приходят. Наверняка уже входят в бухту. Лодка возвращается, но жив ли муж? Или его, по их, моряков, традиции, похоронили где-то в океане, привязав к ногам тяжесть. Сколько их не вернулось… Воспаленное воображение рисовало картины одну ужаснее другой.
- Это же мирное время, мирное… Почему? Чем мы провинились, - Настя потеряла покой почти два месяца назад, когда подруга, жена командира Маркова, Тамара, прибежала к ней возбужденная, задыхаясь и валясь грудью на стол, сообщила, трагическую весть:
- У них был пожар и есть жертвы, - Тамара бросила дежурство в гостинице, где работала администратором, примчалась к Насте и, захлебываясь корвалолом, заикаясь и держась за сердце, пыталась связать свою речь.
- Андрей жив? - непроизвольный, естественный и самый первый вопрос истерически выкрикнула Настя.
Не выкрикнула - выдохнула. Из комнаты показался перепуганный шестилетний Алешка.
- Н-н-ет, - обреченно выдавила Тамара, - они погибли - Шарый, Лисицын и Донцов. Три офицера. Только они, - будто это могло успокоить Настю, твердила командирша, - Шарый, Лисицын и Донцов. Все. Шарый, Лисицын и Донцов. А у меня - сердце…
- А Марков, Марков жив?
- Сказали, что жив. Но я не верю - сколько раз обманывали… до последнего дня…, - ее трясло, как в лихорадке и зубы стучали о край стакана, - мне сказал механик с нашей двизии, Миша Саенко. Он зашел ко мне в гостиницу … и вот - сообщил, - и с того дня начались эти муки! Настя потеряла аппетит, высохла, пожелтела и поддержка Тамары ее не могла успокоить.
Зашел в гости начальник политотдела, Каретников. Ласково и проникновенно убеждал не брать близко к сердцу слухи:
- Жив ваш Андрей, жив и здоров. Лисицын и Донцов тоже. Все это вранье и провокации. Мы уже пригласили Саенко для дознания в политотдел и особый отдел. Он сказал, что сам слышал случайно в толпе… где-то в магазине.
В общем, сарафанное радио. Так что… Нет оснований волноваться. Все хорошо. Они уже идут обратно.
- Откуда вы - то знаете? Они же на связи только с Москвой. А Москва…
- Знаем, - убежденно заверил Каретников. - Знаем! - была уже зима и Настя набросила на голову черный шерстяной шарф вместо шапочки, чем вызвала у окружающих неоднозначную реакцию. Одни относились к этому неодобрительно - чего раньше времени-то. Кто-то сочувствовал, зная по опыту, что никому верить нельзя, даже официальным лицам.
- А черный шарфик снимите, - уже тоном приказа посоветовал политработник, - вам это не к лицу. Вы же член женсовета!.
- Да я… Это не потому…, - смутилась Настя. - в этой шали мне удобнее, в шапочке задувает…, - Настя, скользя на мокрых камнях, вскарабкалась на сопку, на которой они всегда ожидали с моря своих “дальнобойщиков”. Там наверху, на пронизывающем северном ветру, уже мерзли, всматриваясь в туманную даль залива, жена командира
Тамара, Наташа Крапивина и другие экипажные жены - Валя Донцова, Надя Петрова, Катя Лисицына, Лариса Ревега. И даже домоседка Соня, жена младшего штурмана Рашникова.

*АУГ -аббревиатура, авианосно-ударная группа

Пришли с автономного плавания

Еще далеко до причала,
Соскучились руки по дому,
И тысячи миль за плечами,
И давят на плечи погоны…
( Н. Лактионов “Волны)

Всплыли, наконец ... На 89-е сутки боевой службы, перелопатив винтами 19 тысяч миль, атомная подводная лодка, облепленная водорослями далеких чужих морей, вынырнула из глубины в заданном квадрате родного полигона. Командир Марков отдраил верхний рубочный люк и в центральный пост ворвался свежий морской воздух, заполнив отсек лиловым туманом. Голова приятно закружилась, как от хорошей затяжки. Разрешен выход наверх по 10 человек - на перекур. Настроение праздничное - от сознания хорошо исполненного дела, близости дома, от дыма сигареты, смешанного с настоящим воздухом, запахами моря и мелкими солеными брызгами. Близкими и реальными кажутся теперь родной дом, жена, дети, уют, рюмка коньяка и полное расслабление.
Знаете ли вы что такое родной дом после 3-х месяцев моря, вахт, тревог, недосыпания и, порой, нечеловеческого напряжения? После 3-х месяцев воздуха подводной лодки с десятками вредных газов, где количество углекислого, в 30 раз превышающее его содержание в нормальной атмосфере, считается нормой? Кто этого не знает, тот не испытал счастья всплытия, первого вдоха настоящего воздуха и этой необыкновенной радости возвращения.
12.00. По расчетам подводников, с проходом “узкозти”, швартовкой, церемонией встречи, выводом ГЭУ (главной энергетической установки) и расквартированием, в 18.00 свободная смена офицеров должна сойти на берег. Встреча в родной базе будет теплой. Может быть даже - очень теплой. Ведь их с нетерпением ждут дома дети и жены. Морячки…
Они уже, наверное, на самой высокой сопке, с которой видны залив, шхеры и стальной корпус вползающего на малом ходу подводного гиганта с рыжими пятнами ржавчины и лоскутами ободранной океанскими штормами противошумной резины. Целых три месяца! А в условиях боевых действий это - целая жизнь!
На причал жен, естественно, не пускают, хотя невозможно себе представить, какие военные тайны могут скрывать в себе прибрежные камни, железные пирсы, плавучие казармы и старые, как мир, плавбазы…
Эйфорию всплытия, первой затяжки и ожидания близкого счастья охладило радио оперативного дежурного штаба:
- Вход в базу в 15 часов. Конец связи! - что за фокусы?
А они -то думали - вот уже и причал, вот тебе и оркестр, вот и - домой. Вот тебе и домой! Еще 3 часа болтаться, как... И опять ждать... ждать…
- Наверное, кто-то выходит через боновые заграждения, - скрипнув зубами, выругался командир, затягиваясь “Беломором”, - не могли принять без… фокусов! - ждут.
180 минут оборачиваются настоящей пыткой! Обсуждаются всевозможные предположения, передвигается время последующих событий, но по всему выходит, что попадание в объятия подруг неумолимо сдвигается на поздний вечер… Увы…
- Черт бы их всех забрал! Папуасы! Не обеспечили…, - стоя на мостике, ворчал “фараон” и тянул папиросу за папиросой. Наконец, 15 часов. Запрос семафором.
С поста СНиС * ответ - „Добро!”
- Боевая тревога! Проходим “узкозть”! - перешли с турбин на электромоторы. Звякнули моторные телеграфы:
- Стоп! Оба малый назад! Правая - стоп! Левая - малый вперед! - слышится с мостика. Бесконечно долго прижимается корабль к причалу. Ну оч-чень долго! Швартовая команда в оранжевых спасательных жилетах наверху. Веселый мат, шуршание тросов, скрежет кранцев.
- Отбой моторам! Подать трап! - последний перезвон моторных телеграфов и ручки замерли в нейтрали. Свободные от вахт, в синих замасленных репсовых робах, с желто зелеными, как у детей подземелья, лицами построены на пирсе. Напротив грязно синего строя - парадный строй встречающих.
- Жив, курилка?, - хлопнул Андрея по спине увесистой ладонью фламанский механик Хапов. Его заместитель, капитан 2 ранга Калисатов, хохотнул.
- А в чем дело? Меня что - похоронили? - удивился Андрей.
- Узнаешь, расскажут, - улыбнулся Хапов, протискиваяь к механику. Срывается мокрый снег. Рев духового оркестра. Доклад Маркова командиру дивизии. В ответ - бодрое приветствие розовощекого командира дивизии капитана 1 ранга Караваева:
- Здравствуйте, товарищи подводники! Поздравляю с успешным выполнением боевой задачи! А теперь - отдыхать! В казарме вас ждут теплые кубрики и цыплята табака на обед! - ну уж, цыплята! А там - может и правда! Чем черт не шутит! День воскресный. Встречающие разошлись. Музыкантам подали автобус и они уехали. Холодный декабрьский ветер загнал героический экипаж в теплый прочный корпус.
Сход с корабля еще запрещен. На прием помещений для экипажа на ПКЗ убыли помощник командира Сапрыкин, интендант Перелогов и боцман Гучкас.
Деловито сошел с корабля, уже переодетый в мундир, заместитель командира по политической части Илин и растворился в налетевшем снежном заряде. Этот фокус на флотах называется - зам сказал, что много дел, и ушел в политотдел…
Через час грустный помощник доложил, что переселяться с корабля до приема помещений по акту категорически нельзя. В помещениях фантастический бардак!
А принимать - не у кого! ПКЗешный мичман по поводу воскресенья изволят отдыхать дома. Второй - заведующий матрацами, тоже. Оба, к их неудовольствию, вызваны, но когда будут - неизвестно. Городок в 15-ти километрах, а сегодня воскресенье и транспорт как следует не ходит... Обед давно остыл. Сапрыкин нашел двух матросиков с камбуза ПКЗ в белых форменках со следами меню последнего полугодия. Они согласились (!) накрыть обед, правда, холодный. Командир, уже принявший на радостях пару рюмок, виртуозно выругался и, убывая, скомандовал старпому:
- Экипаж по сменам - на обед! - с его лица начало сходить печать напряжения и ответственности и оно внезапно обвисло, как у бульдога, рельефнее стали морщины и заметнее мешки под глазами. Сегодня он, сорокадвухлетний, выглядел на все шестьдесят!
Команда строем идет в казарму, перечитывая на ходу лозунг на отвесной серой, поросшей лишайником, скале сопки: - "Подводник - профессия героическая!" и - "Помни войну!". Цыплята - табака на деле оказались синюшными, холодными, костистыми, недоваренными частями каких-то бывших, хорошо тренированных в беге на длинные дистанции, кур… В штабном коридоре моряки заглянули в каюту флагманского комсомольца политотдела дивизии Сашки Климухина. Неожиданно застали его на месте, в каюте. Он с каким-то отчетом по соцсоревнованию весь в работе. Андрей Шарый ехидно заметил ему:
- Саня! Ну и здорово же вы нас встретили после … всего. В каютах и кубриках для полноты картины не хватило только, чтобы весь ваш политотдел там высрался! - штаб-
ной комсомолец шмыгнул носом и неожиданно обиделся:
- Ну, ты что, Андрей! Вам легко говорить, а у нас уже
целую неделю комиссия политуправления флота работает… Вывернули наизнанку! Ты думаешь, почему я здесь в свой законный выходной? - подводникам стало стыдно и они тихо закрыли за собой дверь, чтобы не мешать творчеству молодого политработника.
Мичманы прибыли к 20.00. До 21.00 комиссионно составляли акт приема-передачи помещений со скрупулезным описанием „мамаева побоища” в них. Интендант выдавал постельные принадлежности. Старпом Пергамент, который уже никуда не торопился по причине замещения убывшего командира, до 23.00 закатил в казарме большую приборку - с наклеиванием бирок, докладами и смотром размещения личного состава. В 23.30 свободная смена офицеров, после доклада у старпома, отпущена (или спущена?) на берег до 7.30 утра, потому что завтра в 8-00 - по плану начинается межпоходовый ремонт! И начинать его должны они же… подводники… Чтоб вам было… тепло в ваших кабинетах! На переходе из-за океана личный состав составлял многотомные дефектные ведомости на свои механизмы, хотя все знали, что нужных запчастей в нужном количестве все равно не дадут... Надо будет вышибать... Или выкупать… за бутылку ”шила”… Знаете, что такое „шило”? Не знаете? Ну, как же! А на всех четырех флотах, от матроса-первогодка до адмирала включительно, знают, что “шило”… это спирт, которым корабль снабжают для разных технических нужд. Знают до всех тонкостей нормы снабжения и всех статей расхода, включая коммунально - бытовые…
Снег прекратился, стало ясно. Огни кораблей желтыми языками лизали свинцовую гладь залива. На небе переливалось сияние, естественно - северное, потому что время - ночь и все это происходит за Полярным кругом.
А до родного порога всего каких-то 15 км! Всего - то 15! Приходная эйфория достигла апогея, когда выяснилось, что ехать-то домой, собственно, и не на чем!
Попытка через дежурного по дивизии выбить у дежурного по тылу автобус или, на худой конец, „скотовоз”, не увенчалась успехом - машины в боксах, водители в казармах и уже - отбой!
- Так мы же с автономки! - пытались они удивить бербазу. Не тут-то было!
- Ну и что? Завтра и поедете! - прошепелявил дежурный по тылу, который никогда не возвращался из дальнего плавания, и телефон, прохрипев микрофоном о своем несовершенстве, отключился.
Зам давно ушел домой. Старпом завалился спать. Механик, Владимир Константинович Малых, остался в экипаже ввиду отсутствия в городке жены. Лейтенанты окружили командира дивизиона живучести Андрея Шарого, обладателя заветной канистры из нержавейки с спиртом (”шилом”):
- Андрей Викторович! Надежда только на вас, иначе домой не попадем. Завтра же не наша смена! - жалуется молодежь. Но Шарому тоже не безразлично. Настя…
- А на чем ехать-то? На своих двоих, атрофированных за 3 месяца ненадобности? 15 километров мы не потянем!
- Да здесь же ЗКП флота строится - самосвалы с раствором каждые полчаса, - сообразил опытный в житейских делах капитан - лейтенант Тимофей Лисицын.
- Блестящая идея, Тимоха, ты - гений! - поддержал Лисицына Сашка Крапивин. - Настоящая флотская смекалка! - и конечно бутылка найдена в считанные секунды. Еще минут 5-6 занимает переливание на корабле. 8 секунд колебался водитель - стройбатовец (воин строительного батальона). Им строго - настрого запрещено перевозить людей в кабине, не говоря уже о кузове. Но бутылка с заветным содержимым, переливаю-
щаяся всеми цветами радуги в огнях строительных фонарей, берет верх. Наконец, безмерно счастливые удачным разрешением ситуации, подводники, пришедшие с боевой службы, с хохотом мчатся домой в кузове самосвала через снег, ветер, полярную ночь, мотаясь на ухабах и собирая на себя остатки раствора.
Весело - то как! И это естественно - они же еще молоды… А о том, что все может и должно быть иначе, пока даже не догадываются… И, наконец, вот она долгожданная минута, дверь открывается, нет - распахивается и Настя бросается навстречу, вымазываясь в растворе, который стекает с парадной шинели героя - подводника на изгаженные ботинки.
От нее веет теплом, домом и… духами. Алешка, утомившись от ожидания папы, уже спит.
- Андрей!!! - это пока единственное, что она может вы- молвить. И то же самое всем Васям, Колям, Славам, Димам, всем, кто попал-таки сегодня ночью домой.
И в этом - все! 3 месяца неизвестности, ожидания и неясной тревоги. 19 тысяч миль и 15 км позади! Настины соленые слезы катились по его щекам. От него пахло железом, машинным маслом, дешевым одеколоном и еще чем-то незнакомым, вероятно присущим только нутру этого гигантского исполина - атомной субмарины.
- Ну, что ты, что ты! - смущенно бормотал он, не понимая ее слез.
- Андрей, а у нас здесь в городке были слухи, что у вас авария и погибл трое… - ты, Коля Донцов и Тимоша Лисицын, - лепетала Настя и Андрей вдруг понял, почему флагмех... Вот оно что! Шарый целовал жену, гладил ее пушистые волосы и вдруг заметил в них одинокую серебринку. Ведь она два месяца терзалась - жив он, или... она уже - вдова... Дома! А время-то - 01.38! Дети уже, естественно, спят. Сегодня они пап так и не увидят… Далее - по плану домашней побывки с полным набором всех мыслимых и немыслимых удовольствий.
Утром следующего дня “спущенные” на берег подводники чудом успели на службу вовремя на тыловском грузовике (фуре - “скотовозе”) без скамеек. Дети еще спят.
Моряки очень дальнего плавания поинтересовались, по случаю, у политотдельского комсомольца Климухина - кто же там вчера проходил “узкозть” перед подводной лодкой и задержал ее вход в базу?
- Да никто не проходил! Вы, ребята, пока вас носило по
морям, наверное забыли, что на флотах с 13.00 до 15.00
“адмиральский час”. Оркестранты и встречающие после обеда, как обычно, отдыхали. Ну, вас же встретили… Цыплята - табака…
- Встретили, - отвечают, - потом… с оркестром, якорь Матросова вам в задницу…, - из иллюминатора плавучей казармы виден потускневший и выцветший на полярных ветрах лозунг на сопке: - “Подводник - профессия героическая!” и - “Помни войну!”
В 8-00, после подъема флага и проворачивания механизмов, не откладывая ни одной минуты, начали межпоходовый ремонт. Правда, без особого энтузиазма.
И пока, естественно, без запчастей…
А спать-то как хочется... Дико!
Может быть на этот раз обойдется без “готовности”?

“Готовность”, отпуск и сигнал “Паук “

В море - дома, на берегу - в гостях!
(Военно-морской лозунг)

А однажды, не успели прийти с далеких чужих морей, как через три недели оформились в “готовность”.
А как там с отпусками после трудов ратных? Оформиться в отпуск, когда все твои товарищи в прочном корпусе, это бо-о-льшое искусство! Каждый уважающий себя офицер должен владеть им в совершенстве, как своей военной специальностью. Тогда еще капитан-лейтенант, Андрей Шарый каким-то чудом, воспользовавшись заверениями “фараона”, оформился в отпуск и буквально вырвал из рук старпома этот заветный клочок бумаги - отпускной билет, скрепленный всеми необходимыми подписями и печатью. Бумажка удостоверяла, что предъявитель сего замечательного документа имеет полное законное право прохлаждаться в отпуске целых четыре месяца, спать сколько хочу и не ходить строиться. От счастья дыхание перехватило. Андрей не был в отпуске по служебным обстоятельствам почти два года. Очередной отпуск мудрое начальство откладывало на потом, пока не наступил следующий очередной. Теперь оно задумалось. Как будто пора отпускать… А кого взамен? Однако - отпуск! Хотя… Корабль в "готовности за углом". Отпусти этого - надо искать замену и брать в экипаж "варяга", неизвестно какого специалиста. В "готовности и за углом", кто не знает, означало в ту пору, что корабль стоит в ближайшей шхере на якоре, привязан к плавбазе и готов в течение часа начать движение на войну на дизелях, на ходу вводя в действие ядерную энергетическую установку. Этот замечательный вид боевого дежурства атомных подводных лодок родился где-то в недрах главного штаба ВМФ в теплых кабинетах, с восьмичасовым рабочим днем и двумя выходными, по всем правилам изуверства над личным составом в 20-м веке.
Срок - полгода (чего там мелочиться?) Сход личного состава на берег категорически запрещен. Проживание на плавбазе, занятия и тренировки на подводной лодке до 18.00, после чего - на корабле вахта, личный состав в плавучей казарме. После ужина, доклада у старшего помощника и вечерней поверки - свобода в пределах ее территории. С плавбазы через сопку видны пятиэтажки военного городка. Кое-кто даже видит окна своей квартиры, где желанная и недоступная живет, по выражению замполита, ” боевая подруга” - жена.
Но сход на берег запрещен. А подводникам по 25, или чуть больше. Нерастраченные гормоны играют, вызывая синдром вечного "все плохо" - вокруг одни дураки, а начальство поголовно - "идиоты", хотя на самом деле истина где-то посередине. Свободное время проходит в потугах самосовершенствования - от серьезной, вдумчивой на первых порах, учебы по специальности, творческого конспектирования первоисточников в плане повышения интеллектуального уровня, в первые месяцы бдения в "готовности". От аристократических шахмат и преферанса на всю ночь до вульгарного домино, поддавков и распития крепкого корабельного спиртного напитка, именуемого на всех четырех флотах "шилом".
Апофеозом идиотизма на завершающем этапе готовности к боевым действиям была командная игра по передуванию шарика от пинг - понга на дубовом столе кают-компании на сторону соперников. О, это была общекорабельная эпидемия. Вестовые докладывали, что даже заместитель по политчасти Пахомыч, запираясь в кают-компании, пробовал свои силы. За этим высокоинтеллектуальным занятием и были застигнуты две команды офицеров комиссией вышестоящего штаба. Сверкающий надраенными пуговицами, офицер-инспектор выловил из числа соревнующихся старшего по званию, минера Кулишина, и попытался внушить виновнику масштабность задач, стоящих перед экипажем, мелочность и недостойность занятий с шариком.
Кулишин прервал его ясным и простым до безобразия ответом:
- Да пшше-ел ты… У меня жена уже полгода не … А ты мне… Устав… Да я... Да мне…, - он хотел сказать - "все до лампочки", но интеллект, травмированный передуванием шарика, не справился и он с треском захлопнул за собой дверь. Стаканы в штормовке звенели, как колокола громкого боя. Инспектирующий в шоке бежал жаловаться…
После того, как один из бесконечно готовых к бою офицеров повесился, а другой застрелился, "готовность" сделали либеральной. Разрешалось один раз в месяц считать ее 19-часовой, производить мелкие ремонты и по одной смене офицеров и мичманов отпускать на берег.
"На случку", как говорили на корабле. Матросы, не имевшие на берегу жен и других родственников, в число увольняемых, естественно, не попадали.
Бывали и самоволки. Ежедневно к борту подходил портовый буксир с имуществом, продовольствием, запчастями и почтой.
С ним - то и убыл однажды на желанный берег ревнивый капитан - лейтенант Лисицын для проверки наличия на штатном месте и "готовности к бою" своей "боевой подруги". Но Катерину все же кто-то предупредил и она, как на флоте говорят, закусив подол, преданно ждала Тимошу у подъезда, отставив посиделки - очередной девичник. Возвращаясь ясным летним солнечным утром к буксиру, умиротворенный Лисицын остановил попутный "газик" и, увидев в салоне родного командира, вежливо поздоровался. Прибыв на корабль „фараон” накачал Тимофеево начальство и механик, „сурок”, с визгом затребовал у капитан - лейтенанта объяснительную. Самоволка с "готовности" была чревата судебным преследованием. Лисицын честно описал события, не упустив утренней встречи с родным командиром, и навзрыд покаялся.
Объяснительная ушла наверх и затерялась в корабельном делопроизводстве без всяких последствий для автора. Инцидент рассосался сам собой, но буксир стали прочесывать на предмет самовольщиков.
Словом, воины, не занятые круглые сутки ратным делом, начинали дуреть и "готовность" несла моральные утраты, в смысле убывающего боевого духа.
Андрей Шарый стойко перенес все тяготы и лишения, придуманные мудрым начальством, и с отпускным в кармане гордо и законно сошел на буксир для последующего убытия на Большую землю. На прощанье старпом Коваль еще раз уточнил домашний адрес, напомнив, что, если потребуется - вызовет досрочно и содрал трешку на телеграмму.
- Фигу тебе, - подумал Андрей, но три рубля отсчитал, вслух повторяя координаты на Большой земле, где он якобы будет с нетерпением ждать досрочного вызова на службу. По законам отпускного жанра следовало немедленно смываться, распустив по всей округе слух, что уже и уехал. По этим же законам начальство, бывало, отлавливало отпускника и возвращало в орбиту служения отечеству, найдя веские для того основания.
Полярный август дышал грибами, морошкой и черникой. Сонный, малолюдный летом, городок казался супер-цивилизацией после полугода каюты на двоих, ночного преферанса, передувания шарика и прогулок по палубе. Андрея обуяла ни с чем не сравнимая радость свободы, ожидания встречи с семьей и всех прочих отпускных удовольствий, вдали от тягот и лишений, личного состава и командиров всех ступеней. Впрочем, Шарый, сойдя на желанный берег, немедленно всем все простил и даже старший помощник уже не казался ему козлом, тупицей и фельдфебелем. В отпуск! В августе, а не в мартобре, как обычно! Хотя бы и раз в два года…
Дома он собрал чемодан, отутюжил мундир, выпил рюмку коньяку и вышел прогуляться, отложив отъезд на завтра.
До аэропорта в Килп-Ярве придется добираться на перекладных, рейсовая "Санта Мария" ходит в Мурманск два раза в неделю.
У Дома офицеров встретил знакомого офицера:
- А разве ты не в "готовности"?
- Я - в отпуске! - небрежно заметил Андрей.
- И еще не уехал? Ну ты даешь! В Мурманске же "Паук" висит, теперь и не уедешь, пока не снимут, - Андрей похолодел. Сигнал "Паук" объявлялся по флоту на период пребывания в Мурманске зарубежных делегаций - от недели до десяти дней.
На это время запрещались отпуска, увольнения и до минимума сокращались служебные командировки, чтобы не допустить никаких контактов советских воинов с иностранными гостями. Вдруг герои - подводники что-нибудь ляпнут им по пьянке, хотя в армии и на флоте уже давно хорошо знали, кто на самом деле выбалтывает государственные секреты.
И Шарый заметался. Побежал на КПП. Удостоверился - да, по отпускным не выпускают. А телеграмму он, между тем, уже дал жене, что вылетает.
Дежурный по КПП посоветовал получить "добро" у начальника штаба флотилии адмирала Кичигина, ведь аэропорт в Килпе от Мурманска с зарубежными шпионами добрых 60 километров.
Кичигина удалось поймать под вечер у подъезда его дома. Андрей извинился, изложил ситуацию и просьбу.
- Ну нет, капитан, не получится. Сигнал " Паук" это, знаешь ли… Не имею права!…
- Так я же не в Мурманск, тыщ адмирал, билеты на самолет, жена вылетает, ребенок болеет… Я два года без отпуска…, - убеждал Шарый. - И что же теперь будет?
- А ты откуда, кто командир? - поинтересовался адмирал уже строже. Шарый назвал.
- Так он же в "готовности"! Как же ты ? А ну - марш на корабль! Завтра свяжусь с твоим командиром! - и скрылся в подъезде.
Ах, эти адмиралы! Кажется, они никогда в жизни не были лейтенантами! И даже капитан - лейтенантами… Такое впечатление, что они всегда были адмиралами…С самого выпуска. Или … от рождения. Настроение рухнуло.
- На корабль? Ну уж - черта с два! Меня же там захохочут! Только вперед, и только в отпуск! - озарение пришло дома. Конечно пешком, мимо КПП, вдоль дороги, через сопки! Как это он не догадался сразу? И не нужно было светиться перед адмиралом. А если он позвонит командиру? Да и черт с ним! Два года без отпуска…
В маленький чемоданчик заткнул минимум вещей, кортик сунул за ремень. По тундре шляются разные звери - волки, росомахи, медведи. Далековато…До аэропорта около 70 километров, а до ближайшего соседнего гарнизона по пути - 28. Но в 25 грудь полна отваги, а сознание жаждет подвига!
Около 19-ти тронулся в путь. Сопками миновал КПП. Овчарки, учуяв, залились отчаянным лаем, но кппешники даже не выглянули из будки, решив, что пробежал заяц. Андрей бодро зашагал по пустынной дороге, среди сопок, редкого кустарника и замшелых валунов. Когда КПП остался позади, настроение поднялось - теперь уже точно в отпуске! 70 километров впереди осознавались пока смутно. Иногда мимо проносились грузовики, поднимая с грунтовки тучи пыли. Отпускник Шарый, опасаясь дорожного патруля, прятался в кустах, но от пыли спастись не удалось и километров через 10 отутюженный черный флотский мундир стал пепельно-серым, а ботинки потеряли привычный блеск. Стемнело. Заморосил мелкий, еще не холодный, но настойчивый дождичек и вместе с пылью превратил мундир в лохмотья.
Стало неуютно. Единственная пачка сигарет в кармане почему-то размокла. Ни огонька.
Ветер тревожно шелестел мокрой листвой, чудились какие-то шорохи, и неопределен-ные звуки, как - будто кто-то крался следом.
- Пора, - подумал Андрей и достал из-за пазухи тонкую фляжку из нержавейки, под нагрудный карман, подарок заводских умельцев.
100 граммов хорошего коньяку слегка ободрили и подняли настроение. К сожалению, ненадолго.
Вдруг стали нестерпимо ломить ноги, отвыкшие за полгода „готовности” от пешей нагрузки. Это уже хуже - как дальше-то идти? Пришлось сбавить шаг и отдыхать каждые полкилометра, пережидая ломоту. На дорожной отметке "26" впереди замаячили огоньки соседнего гарнизона, небо стало светлеть и дождь прекратился. Послышался шум грузовика и из-за поворота выскочил МАЗ-порожняк. Идти было уже невмоготу и отпускник Шарый, герой - подводник, проголосовал. В кабине был один водитель, который душевно обрадовался попутчику в дальней дороге и завел обычный дорожный треп. Андрей вытянул онемевшие ноги и откинулся на спинку сиденья. Говорить не хотелось, лицо горело и неудержимо клонило в сон. Но расслабляться было нельзя - впереди река, мост и возможен нештатный контрольный пункт. Водитель заверил, что вчера на мосту никого не видел.
- А если кто есть, что будешь делать?
- Остановишь заранее, выйду. Найду брод или переплыву!
- Ну ты даешь! - восхитился шофер. - А что так-то?
Андрей испугался, как бы его не приняли за уголовника, или, что еще хуже, за диверсанта, и рассказал про сигнал "Паук", старпома, адмирала, КПП и все прочие барьеры на пути к законному отпуску за два года службы.
Водитель неопределенно выругался… На мосту никого не было и, миновав его, грузовик помчался по асфальту трассы Печенга - Никель. Отпускник Шарый провалился в сон.
Водитель толкнул его уже на развилке, на повороте с трассы на аэропорт.
- Извини, дорогой. Не могу делать крюк, опаздываю. Да здесь всего-то семь километров, - всего-то семь километров Андрей, разминая затекшие ноги, осилил часа за два с половиной. Лишь на последнем километре его подхватил сердобольный частник, несмотря на Андреев экзотический вид. Солнце сверкало в стеклах аэропортовского барака, залы были полны, лайнеры взлетали и приземлялись. Наяву фонтанировала нормальная человеческая жизнь. Советская армия была представлена воинами всех родов войск и воинских званий. Наверное, сигнал "Паук" в аэропорту не действовал. Калейдоскоп женских нарядов, мундиров, галунов, звезд и шевронов крутился в Андреевых глазах, натужно ревели взлетающие лайнеры и весь этот аэровокзальный шум сливался в его отупевшей голове в один непрерывный гул. Глаза слипались. Кое-как помылся в туалете, но мундир, мокрый и грязный от дождя и дорожной пыли, привести в порядок не удалось. Билетов, естественно, не было, но Шарый, переговорив с командиром очередного лайнера, вылетавшего на Москву, отоварился в ресторане двумя бутылками коньяка в подарок экипажу, и через час рухнул в самолетное кресло. Моментально вырубился еще до взлета и конечно же проспал до самой Москвы.
А в отпуске-то как хорошо было!

море, подводная лодка, Флот, Севастополь, друзья, Питер

Previous post Next post
Up