Все же чего не хватает последние два сезона моим отношениям с "Хейвеном", так это стабильности. :) Я начинаю смотреть с воодушевлением, потом гасну, затем вновь что-то раззадоривает интерес... и сменяется очередным разочарованием. Ну, может, оно и лучше, чем если бы я зевала все то время, пока смотрю, но если раньше в "Хейвене" меня привлекали и сюжет, и персонажи, и атмосфера, то сейчас это исключительно сюжет, и то - по большим праздникам.
В этой серии, по крайней мере, хватало напряжения и беготни, драм и (моральных) падений, и несмотря на то, что лучшим средством создания критической ситуации в "Хейвене" по-прежнему является насасывание страстей из пальца, смотрелось оно довольно живенько. Что, однако, почти наверняка обещает нудную и неторопливую следующую серию, но будем надеяться на лучшее хотя бы с этим.
Нет, я не могу сказать, что первые три сезона "Хейвен" идеальны: были и слабые серии, и ушедшие в никуда сюжетные линии, и персонажи вели себя тупо и нелогично. Но это было в пределах нормы, сценаристы выравнивали перекосы и не давали скучать. Сейчас же лучшее определение, которое я могу подобрать для четвертого и пятого сезонов, - пресловутые фальшивые елочные игрушки. Вроде ничего не изменилось: те же лица, место действия, антураж... а ничего больше не работает так, как надо.
[Лапша в картоне]У меня сильнейшее ощущение, что сценаристы утратили всякий интерес к Одри Паркер. Может быть, потому, что слишком много игрались со всякими Лекси и Марами, и их потянуло на новые инкарнации вместо проверенного персонажа, может быть, слишком быстро, по их мнению, подвели к кульминации с самопожертвованием, и перестали видеть, в какую сторону развивать персонажа дальше... в любом случае, я так и не чувствую, что Одри вернулась. Ее сделали слабой и уязвимой, но так и не потрудились исследовать эту слабость и уязвимость. Одри просто раньше была решительной и предприимчивой, а теперь сразу стала вялой и неуверенной в себе. То даже Нейтан ухитрялся стабилизировать Беды, и самой Одри, по-хорошему, для этого требовались только любопытство, смекалка и желание помочь, теперь же умение справляться с Бедами делают едва ли не сверхспособностью, и все крутится вокруг Мары!
Сама же Мара, по-моему, выглядит умной и опасной исключительно потому, что ее окружают вконец отупевшие положительные персонажи. Впрочем, "окружают" - это сильное преувеличение, так как Дюк остался с ней один на один, и, в общем-то, совсем не удивительно, что парень стал жертвой лимского синдрома. Но как же меня умиляет, что у руках у наших героев оказалась первопричина всех бед (в прямом и переносном смысле), а они (герои, а не беды) не проявляют к ней ни малейшего интереса! Пытать Мару они не могут, допрашивать не умеют, припугнуть не хотят... Даже навестить боятся. А Дюк проводит с Марой дни и ночи в темном депрессивном трюме, ему больше не с кем выпить и некому пожаловаться на жизнь.
И вся эта история лично для меня ни в какие рамки не лезет. Допустим, "золотое трио" ввиду устоявшихся отношений Нейтана и Одри в самом деле оставило Дюка третьим лишним (хотя я еще помню времена, когда этих троих объединяла дружба без оглядки на то, кто с кем хочет спать), но - эй-эй! - в этом городе кто-нибудь хочет справиться с Бедами? Все стонут о том, как стало плохо жить, но никто, даже убедившись, что Мара и Одри - разные личности, не хочет даже почесаться, чтобы искать путь к спасению? Даже при том, что никакими сверхсилами, кроме хабалистости, эта девица не обладает, и опытные полицейские как раз могли бы ее раскрутить!
Да и простите, господа сценаристы, вы всерьез полагаете, что настолько опытный, тертый и битый жизнью парень, как Дюк, с такой легкостью подставил бы уши под лапшу Мары, просто выпив с ней пару раз и поделившись историей про трудное детство и нехорошую мамочку, и этого достаточно, чтобы она стала для него большим авторитетом, чем Одри и Нейтан? Более того, что он с такой легкостью поверил бы, что друзья сдадут его на опыты? (Кстати, говоря о друзьях... почему-то, ища опровержение словам Мары, Дюк упорно перся за доказательствами не к Одри и Нейтану, а к Дуайту, с которым все-таки у него отношения всегда были сложными. Впрочем, в этой серии Одри с Нейтаном и Дюк были не просто порознь - существовали в абсолютно разных реальностях).
Я уж не говорю о том, что трюк со сползанием Дюка на темную сторону силы вы уже проворачивали во втором сезоне и тогда это было, ей-богу, выглядело намного логичнее - просто потому, что тогда Дюк был растерян и подавлен свалившимся на него проклятием Крокеров, ненавистью Стражи, гибелью жены. Ну да-да, конечно, Дюк и Мара - одной крови, прямо близняшки Зита и Гита по внутренней тьме. И как это мы не замечали, что Дюк пять сезонов едва подавлял желание творить зло по всему Хейвену?
Нет, я могу поверить, что внутри Дюка сидит все тот же глубоко загнанный страх быть отвергнутым всем миром, раз даже родители его когда-то предали (хотя как же меня тошнит от этих бесконечных daddy issues, к которым неизменно сводится любая драма любого персонажа!), но Мара настолько грубо им манипулирует, настолько не старается скрыть сам факт манипуляций, что превращение Дюка в телка на веревочке, готового на все для спасения своей шкуры, - неимоверный ООС. (Просто не сравнить с тем, как Шарлотта манипулировала Дуайтом, ибо там реально высший класс вербовки).
Про Нейтана я уже много чего грустного наговорила и еще много чего могу сказать. Сейчас он, по сути, носитель только пениса и носков, больше ни для чего его не используют. Вернее, была в этой серии краткая вспышка былого Нейтана, осмотрительного и дипломатичного, когда он разнимал взбесившихся Дюка и Дуайта, но на этом всякое проявление его инициативы и его мозгов закончилось. Думается, именно потому, что с прежними Одри, Нейтаном и Дюком у Мары не было бы никаких шансов, а так невероятно удобно, что двое героев превратились в попугайчиков-неразлучников, а у третьего уши гнутся под лапшой?
Дуайт в этом эпизоде большей частью стоял в белом пальто, весь такой красивый, и отчаянно собой любовался. Я же, честно говоря, как никогда сильно была уверена, что шеф полиции из него никакущий, и пора ему вернуть кресло Нейтану, а самому приступить к обязанностям чистильщика, поскольку именно они - его единственное призвание. Ну да, Нейтан думает только об Одри, Дюк - о себе, и только шеф Хендриксен болеет душой за народ, но, положа руку на сердце, хоть где-нибудь, хоть когда-нибудь в этом сезоне или в этой отдельно взятой серии Дуайт проявил себя как лидер, принял хоть одно правильное решение? На чем вообще основана его уверенность, что под его руководством Хейвену жить хорошо? Только потому, что он как подумает о судьбах Хейвена, так сразу икра не лезет в горло и компот не льется в рот?
Единственным светлым пятном в этой истории была Шарлотта - да и то, боюсь, потому, что я была как следует проспойлерена, а следовательно, могла восхищаться красотой ее игры, а не принимать появление упрямой, благородной, преданной делу докторши за чистую монету. (Хотя любопытно, могла бы я заметить что-то неладное, если бы смотрела серию, ничего не зная о грядущем твисте, хотя бы тот факт, что сокрушительный вирус появился в городе одновременно с эпидемиологом ).
Если Мара угрожает, запугивает, насмехается, всем своим видом демонстрирует превосходство и играет разве что на самых низменных человеческих чувствах и страхах, то Шарлотта, напротив, обращает во зло самые лучшие чувства и стремления. Безупречно выстроенный образ врача, офицера и просто милой женщины под маской снежной королевы (они нынче в тренде ) - и Дуайт, разумеется, не может не почувствовать в ней родственную душу и не встать на защиту безвинной жертвы, которую рвется запереть в мрачном подвале осатаневший Дюк! И если бы при этой защите жертвы Дуайт, опять-таки, не напялил на себя белое пальто, я могла бы ему посочувствовать - а так только злорадно желаю упасть с высоты его задранного носа.