Новый полонез Огинского!

Oct 12, 2022 19:40

25 сентября был днем рождения Огиньского.. 257 лет ему исполнилось..
Удивительно все же, как давно.. и как неувядаемо..

Думал, чем бы отметить.., пока думал - тут и 7 октября пришло... и ушло!:)..
А ведь во многих источниках именно этот день в качестве дня рождения Огиньского маячит..

К тому же, и 15 октября вот-вот наступит - а это день смерти Огиньского (если, конечно, не 18 ноября.., как утверждают некоторые!)..

Но о дне чуть позже.. Сначала покажу один полонез Михала Клеофаса, достаточно мало, как мне кажется, известный (даже на фоне неизвестности всех других его полонезов.., кроме одного, разумеется:)..

А заодно и с краешком своих изысканий по Огиньскому ознакомлю:) Не уверен, что стороннему читателю многие подробности будут очень уж интересны, но все это, на самом деле, важно и нужно, потому что (насколько могу судить, по возможности изучив вопрос) во многом и достаточно ново.. Во всяком случае, я смог найти ответы на многие возникающие по творчеству Огиньского вопросы только лишь своими зубами вырыв, обработав и проанализировав первоисточники, а не из многочисленных статей и работ..
Ведь как это ни покажется парадоксальным, сверхпопулярность этого имени вовсе не коррелирует с глубиной и серьезностью изучения его творчества, и музыковедение по вопросам Огиньского продолжает по сути топтаться на месте со времен Игоря Бэлзы (1904-1994).. И, несмотря на проявление достаточного интереса к фигуре Огиньского и в Польше, и в Литве, и в особенности в Беларуси, все это на деле выливается зачастую в пересказывание одних и тех же известных фактов и легенд (часто с повторением вещей ошибочных и путаных), а по сути - в выяснение вопроса "чей из них он"!:)

Я, возможно, тут несколько утрирую, но точности и определенности в вопросах музыкального творчества Огиньского катастрофически не хватает.. Вот и приходится дотошному "Незнайке", засучив рукавчики, собирать рассеянные там и сям архивные кирпичики..
Ну и играть самому тоже, по мере умений и возможностей:)

image Click to view


Ogiński Michał Kleofas: Polonaise (B-dur, Trio b-moll) /1825/


Этот замечательный полонез (в тональности си-бемоль мажор, трио си-бемоль минор) был настолько малоизвестен, что еще в 1930-х годах найденная рукописная копия его (которую объявили тут же, конечно, автографом!) была преподнесена как сенсация!..

Вот статья из польского журнала "Kalendarz Ilustrowanego Kuryera Codziennego na rok 1935" (Календарь иллюстрированного ежедневного курьера на 1935 год) с публикацией этой "сенсации"..



Статья называется "Открытие неизвестных полонезов Огиньского" (там еще и о другом полонезе, но о нем в другой раз). Вот сделал ее частичный перевод:

Полонезы Михала Клеофаса Огиньского (род. 25 сентября 1765 г., умер 15 октября 1833 г.) стали очень популярны в конце 19 века. Их очень часто играли, восхищались и много раз публиковали в Польше и за границей. Их слава сохранилась до наших дней. На сегодняшний день известно 14 полонезов этого композитора. Недавно два музыковеда из Кракова, д-р. Влодзимеж Позьняк и Владислав Гординьский открыли еще два полонеза Огиньского. Эти полонезы были обнаружены в частной коллекции. Первый, си-бемоль мажор находится в рукописи, содержащей 6 полонезов, вероятно, записанных самим композитором. Помимо неизвестного полонеза, в рукописи присутствуют следующие полонезы: фа мажор, до минор, фа мажор, си-бемоль мажор и соль мажор (согласно редакции 14 полонезов Огиньского Г. Литольфа, это полонезы № 1, 5, 6, 8 и 13).
... Вновь обнаруженные полонезы, приобретенные в 1934 г. для собрания Ягеллонской библиотеки, публикуются здесь впервые.



Об уровне тогдашнего "огиньсковедения" красноречиво говорит здесь хотя бы факт "известности" на тот момент лишь 14-ти полонезов Огиньского (да и то по достаточно позднему изданию Анри Литольфа конца 1870-х), в то время, как полонезный каталог Стефана Бурхарда, вышедший в 1976 году, насчитывает их двадцать шесть!..



И об этом "новом" для тогдашних музыковедов полонезе, размещенном в этом каталоге в числе полонезов Огиньского под №25, сказано, что издан он был впервые, на самом деле, еще около 1825 года:





Издан миланским издательством Джованни Рикорди в сборнике из шести полонезов Огиньского:

Six polonaises, composées pour le piano-forte par Mr. le Comte Michel Oginski. - Milan : Jean Ricordi

(n.1: Polonese in F; n.2: Polonese in Eb; n.3: Polonese "L'Addio" in c; n.4: Polonese in F; n.5: Polonese in Bb; n.6: Polonese in G).

Причем новым среди этих шести полонезов был в этом сборнике только рассматриваемый нами си-бемоль мажорный, напечатанный там под номером 5.. Остальные же были известны гораздо раньше, и многожды до того переиздавались ..

Бурхард, как уже было сказано, датирует это издание приблизительно 1825 годом, однако, если мы обратимся к каталогу миланского издательства Рикорди, то обнаружим там точную фиксацию этого события.

В печатном его издании этот сборник Полонезов Огиньского под издательским номером 2624 датируется мартом 1826 года:



Но если мы посмотрим оригинальные рукописные книги учета нотных изданий Рикорди (их сканы выложены на сайте издательства),



то обнаружим, что у издания под номером 2624 проставлено - 23 февраля 1826 года:



Правда, в конце этой строчки (на противоположной уже странице) значится дата - 25 марта 1826.., не знаю, что именно обозначающая..



Возможно, окончание продаж сборника? Если это так, то распродан он был очень быстро, за месяц! Все 150 копий двух тиражей - 102 экземпляра первоначальных и еще 48 дополнительных..
Что маловероятно, конечно же..

Тем более, что у другого сборника произведений Огиньского, выпущенного Рикорди практически одновременно с этим полонезным - Six Romances (каталожный издательский номер 2497 датирован в печатном каталоге мартом 1826, а в рукописном - 16 февраля), в соответствующей графе в конце строки стоит точно такая же дата - 25 марта 1826..
А одновременное окончание продаж двух разных сборников - это уже и полная фантастика, конечно же..

В любом случае, издан он был Рикорди точно в начале 1826 года, и этот пункт в каталоге Бурхарда следовало бы уже уточнить..

(P.S. С разночтениями в датах я, кажется, разобрался.. В печатных каталогах проставлена дата (месяц) цензурного разрешения издания - Data uffici di censura! Т.е. месяц, с которого фактически начинались  его продажи. В рукописном же каталоге вначале стоит, видимо, дата запуска его в издательский процесс.., ну или окончания такового).

Этот сборник мне, к сожалению, не удалось раздобыть, чтобы взглянуть на него воочию..

Экземпляр нот имеется в Британской национальной библиотеке (там он, кстати, и вовсе 1830 годом предположительно датирован):



но, к сожалению, в библиотеке отсутствует цифровая их копия..

Зато неожиданно отыскалось (в Государственном архиве земли Баден-Вюртемберг) отдельное французское издание этого полонеза!

Nouvelle Polonaise pour le Piano composée par Le Comte Oginski - Paris, chez Hanry







А ведь в каталоге Бурхарда говорилось, что известен этот полонез ТОЛЬКО (znany jedunie) по изданию Рикорди! (ну и еще по показанной уже публикации рукописной копии в польском журнале 1935 года):



Так что уточнить в каталоге необходимо и еще кое-что!:)

Но вот датировать это французское издание никак не удавалось.., и неясно было - до рикордиевского сборника оно вышло или после..

Пока наконец не наткнулся (о, чудо!) на такое вот интересное издание:

JOURNAL GÉNÉRAL D'ANNONCE DES OEUVRES DE MUSIQUE, GRAVURES, LITHOGRAPHIES, PUBLIÉS EN FRANCE ET A L'ÉTRANGER, 1825.
(то бишь - ОБЩИЙ ЖУРНАЛ МУЗЫКИ, ГРАВЮР, ЛИТОГРАФИЙ, ИЗДАВАЕМЫХ ВО ФРАНЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ за 1825 год).



Т.е. индексировалась в нем вся печатная продукция, кроме прессы.. Не уверен, правда, что вся "во Франции и за рубежом", но вся парижская уж точно!:).

И что было особенно в нем примечательно (и хорошо для датировки), что издавался он очень часто!.. Сначала - раз в неделю, по пятницам, а с середины ноября 1825 года - и вовсе дважды в неделю, по средам и субботам!

И вот в очередном субботнем выпуске за 3 декабря 1825 года



читаем мы следующую запись:



Вот он искомый Новый Полонез графа Огиньского.., появившийся в Париже у издателя Анри!..
В связке, кстати с изданиями еще одной польской знаменитости - пианистки и композитора Марии Шимановской (Двенадцать этюдов и Польский танец)..

А поскольку предыдущий выпуск журнала вышел в среду 30 ноября, то с определенной долей уверенности можно утверждать, что издан Полонез был в самых первых числах декабря (1-го или 2-го) 1825 года!..

Подобная точность здесь, наверное, не так уж и важна (хотя и пренебрегать ею в Истории не рекомендуется.., тем более, что это редкая удача в подобных делах!), но главное, что мы получили достоверное подтверждение приоритета парижского издания перед миланским.. И было оно, по всей видимости, действительно первым изданием этого Полонеза, почему и назван он был там Новым!..

Думаю, на этой торжественной ноте следует и дух перевести)
Ну, а о датах Огиньского поговорим уже в следующий раз:)..

--------------------------------------------------------------------
© 2022 Станислав Серапинас ( Sagittario)
--------------------------------------------------------------------


"Археологи - ау!", музицировать, старые ноты, старые газеты-журналы, Огинский

Previous post Next post
Up