Вчера ночью нежданно-негаданно довелось мне посмотреть "Даун хаус".
Это, скажу я вам, прихоооод.
Те, кто общался со мной в дни моей учебы в институте, наверное, помнят, как я доставала всех просьбами рассказать мне, что такое постмодернизм. К сожалению, просьбы бесследно растворились в ноосфере, и даже преподавательница, прелестная барышня-аспирантка, с которой мы мило побеседовали на экзамене про этот самый постмодернизм, вряд ли ясно представляла себе, что это такое.
Я, в общем-то, и по сей день не готова аргументированно ответить на вопрос "что такое постмодернизм", но когда я встречаю произведения, подобные "Даун Хаус" или, скажем, пелевинскому "Шлему ужаса", я отчетливо понимаю: это - он.
Это когда вас
"прет наяву и без всякого «компота»".
К Бондарчуку я отношусь очень неровно, но его князь Мышкин просто чудо как хорош. Программист в завязке, которому доктор Шнейдер запретил увлекаться "в принципе всем, но особенно компьютером", он периодически видит летающих коров и гигантских бабочек, может запросто нырнуть в картину неизвестного мариниста, а время от времени порывается "бросить спасательный круг человеческого сострадания" - словом, "сказочный долбоеб".
- Нет, я таблетки не люблю, я ими давлюсь, - горестно посетовал князь, - Мне больше нравится рыбок разводить. Они бывают синенькие и красненькие. Так что в наркотиках я совсем не нуждаюсь. Я и без них нахожу жизнь достаточно живописной. У меня и справка есть.
Охлобыстинского Рогожина сложно назвать шедевром актерского мастерства, но в "Даун Хаусе" он смотрится удивительно органично - как будто таким и родился.
"Хорошенький мальчик в пионерской форме, с плоскогубцами в руках, стоит на фоне прикрепленного к доске котика. Котик недовольно кричит. "
"...А вам моя, несравненная Настасья Филипповна, я привез полное финансовое освобождение от депрессии в вечно зеленых условных единицах... Мне брат Серега выделил, ему пока все равно не надо - он руки ноги поломал - на роликах катался...
Сцена 60А. Трамплин на Воробьевых горах. Натура.
Двое здоровенных ребят спускают Серегу на роликах с большого трамплина на Ленинских горах. "
Настасья Филлиповна - готичная стерва, бывшая несовершеннолетнаяя гражданка Украины, растленная Тоцким под музыку "Пинк Флойд". Несколько неестественна - словно набросана отдельными крупными штрихами, но в целом тоже неплохо вписывается в ряд гротескных персонажей.
- Хорошо у вас, но пора. Дочь ваша Варя, очень хороша. Как работает левой снизу! А сын - все-таки дрочила!
Правда, без штампов в фильме тоже не обошлось.
Например, Фердыщенко-Баширова я уже видела в "Игле" и "Ассе" - его типаж нисколько не изменился за двадцать лет.
А сцена после убийства Настасьи Филипповны:
"- Попрощался? - уточнил Парфен, выпивая и закусывая.
- Да... Но где ее ноги? - полюбопытствовал Лев Николаевич.
- А, по-твоему, что мы едим? - ответил Парфен."
явно встречалась уже в добром десятке анекдотов. Но, согласитесь, из одной и той же сцены можно сделать гэг, а можно - абсурд.
Мы ведь понимаем, что постмодернизм начинается тогда, когда все, что можно было сказать, уже сказано.
К сожалению, посмотреть удалось лишь обрывками: во-первых, это был наш пятый фильм за ночь, во-вторых, время приближалось к шести утра, а в-третьих, батл виски, сцуко, как-то вероломно закончился, и нам ничего не оставалось, кроме как пойти спать. Теперь я жажду посмотреть "Даун Хаус" целиком. Да не абы как, а концептуально: в теплой компании, под ледяную водочку, пустив по кругу добрый косячок. И непременно, непременно перечитав предварительно первоисточник!
-Всего хорошего, товарищи, - шепнул Гавриил Ардалионович, перетянул руку ремнем и тоже сделал инъекцию.