Как я уже где-то упоминала, у меня характер трепетной фиалки низкий уровень стрессоустойчивости: я с трудом адаптируюсь ко всему новому. Адаптироваться я могу почти ко всему, но медленно и постепенно.
Пребывание в незнакомом месте (в частности, в чужой стране, но не только) у меня ассоциируется с десантированием в середину джунглей: вокруг цветет, пахнет, ползает, прыгает, летает и чавкает девственная природа, а ты стоишь посреди всего этого великолепия и не знаешь, куда двинуться. Не то чтобы природа настроена враждебно, но если ты случайно наступишь кому-нибудь на хвост, приняв его за веточку, владелец конечности не станет разбираться в твоих биологических познаниях, а рефлекторно укусит в ответ. Так что в незнакомой местности я сначала выстраиваю себе убежище, а потом по-тихоньку начинаю исследовать территорию вокруг него, постепенно отходя все дальше и дальше. Если речь идет об обычном отпуске, то чаще всего дело ограничивается одной-двумя протоптанными дорожками: к кормушке и к месту купания, с эпизодическими выпрыгами в сторону достопримечательностей.
В Америке для меня таким привычным убежищем стали “будни домохозяйки”. Все спокойно, тихо-мирно, никкаких чужих хвостов под ногами, самая страшная катастрофа - пылесос непривычной модели. Но вчера я случайно забрела за десяток дневных переходов от привычных тропок. (Ну, про “пару дневных переходов” - это, конечно, метафорически. В психологическом смысле ;)) Когда я обнаружила, где нахожусь, бежать уже было поздно, пришлось окапываться прямо там ;))
Дело было так.
Решила я в кои-то веки позаниматься английским. Ну, раз уж я в англоязычной стране... Надо сказать, уровень владения английским у меня довольно странный: я бегло читаю и грамотно (хотя и медленно) пишу, но становлюсь совершенно косноязычна, когда нужно говорить вслух. (У меня и на родном языке такой же перекос, но практики намного больше.) И я рассудила так: зачем мне лишний раз изучать грамматику? Я лучше пойду на продвинутые курсы, где мы будем много говорить. Списалась с местным Adult Education Center, они порекомендовали курс Advanced Communication Skills (четыре раза в неделю по три часа, по описанию похоже на то, что мне нужно), я оплатила и пришла. Курс начался несколько дней назад, а я еще и на к началу урока опоздала, пока выясняла про оплату и парковку…. В общем, я без всякого разогрева оказалась прямо в гуще событий.
От гущи событий мне резко поплохело: барышня, которая читала текст, когда я вошла, шпарила так бегло, как я не смогу, наверное, и через два года плотной жизни в языковой среде. Причем когда она дочитала и началось обсуждение, выяснилось, что она читала свое собственное сочинение. Где-то на этом моменте трусливый голос у меня внутри намекнул, что пора делать ноги, чтобы сохранить голову. Еще и преподаватель подлила масла в огонь: когда я призналась, что не владею английским так хорошо, как остальная группа, она посмотрела на меня, поджав губы, и сурово поинтересовалась, неужели мне не дали вступительный тест. (На этом месте мне совершенно против всякой логики стало стыдно, как будто я обманным путем проскользнула в обход теста. “Синдром самозванца” - он такой, с ним не забалуешь.)
У меня не очень большой опыт занятий английским с преподавателем (школа не в счет): в общей сложности, наверное, 6-8 занятий. Но я точно помню, что на этих занятиях у нас была в основном расслабленная болтовня о жизни, так что я ожидала чего-то подобного и здесь. Угу, наивный чукотский девочка. На первом занятии (для меня первом, для группы - четвертом) мы обсуждали символизм в творчестве Лоуренса, потом перешли к Джойсу. На дом задали писать сочинение про сверхъестественное.
Меня разрывает на кусочки. Одна часть меня бьется в интеллектуальном экстазе. Во-первых, я соскучилась по атмосфере серьезного учебного заведения. Во-вторых, мы же здесь говорим о том, что я люблю больше всего: о словах и смыслах! Другая часть вопит, что надо срочно бежать и проситься в другую группу, попроще, потому что тут нас ждет каждодневный позор.
Мне очень-очень не хватает легкости в характере. Ведь никто же мне не мешает относиться к этим занятиям просто как к развлечению. Почему бы благородным доньям не поболтать о Джойсе в свободное от изучения пылесосов время? Так ведь нет же. Обязательно включается отличница, которая говорит, что все обязательно должно быть на высшем уровне (хотя кому оно "должно" и что страшного случится, если будет на среднем, совершенно непонятно).
В общем, как вы понимаете, я в растрепанных чувствах ;) Так что выводы делать рано, остановлюсь пока на этом.
Мои занятия еще дают простор для антропологических наблюдений: во-первых, класс проходит в местной High School, так что я могу воочию полюбоваться на то, что до сих пор видела только в американских фильмах. Во-вторых, у нас очень разношерстная группа: студент-финансист из Барселоны, актриса (тоже откуда-то из Испании), девушка из Японии (вроде бы медик, хотя я пока не уверена), корейский мальчик-старшеклассник, который пока только выбирает, куда пойти учиться дальше, женщина из Чили, итальянка, которая шпарит по-английски почти с такой же скоростью, как по-итальянски… По ходу дела мы обсуждаем в том числе традиции разных стран, и все это невероятно интересно, но сейчас уже сил нет обо всем писать. Может быть, в другой раз.