С обретением статуса независимости 20 сентября 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь были приняты несколько постановлений, согласно которым все органы управления, штабы и воинские части, дислоцировавшиеся на территории страны, с 1 января 1992 г. были подчинены Совету Министров республики, которому предоставлялось право определять порядок передислокации «в границах Республики Беларусь, ввод и вывод с территории Республики Беларусь частей и соединений Вооруженных Сил Союза ССР, пограничных, железнодорожных и строительных войск, иных воинских формирований, расположенных на территории Республики Беларусь, а также порядок ввода и вывода вооружения, военной техники, вывоз принадлежащих им материально-технических средств и иного военного имущества». Кроме того, Совету Министров вместе с Комиссией Верховного Совета по вопросам национальной безопасности, обороны и борьбы с преступностью поручалось совместно с командованием КБВО и «другими заинтересованными министерствами и ведомствами» до 1 ноября 1991 г. представить в Верховный Совет предложения о структуре и принципах строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Таким образом, все авиационные части и подразделения, дислоцировавшиеся на территории Беларуси, с 1 января 1992 г. стали частью ее собственных Вооруженных Сил.
Однако только 15 июня 1992 г. на базе управления 26-й Воздушной армии ВВС СССР было сформировано Командование ВВС Республики Беларусь, а 1 августа 1992 г. на базе управления ПВО КБВО и 11-го корпуса 2-й Отдельной армии Войск ПВО СССР было сформировано Командование Войск ПВО Республики Беларусь.
К этому времени количество авиации, дислоцировавшейся на территории Беларуси, сильно уменьшилось. Так как согласно Договора об обычных вооруженных силах в Европе и принятом, в его развитие, 15 мая 1992 г. в Ташкенте «Соглашении о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе», Республике Беларусь разрешалось иметь в составе своих ВВС не более 260 боевых самолетов и не более 80 боевых вертолетов. В 1992 году началось сокращение унаследованной от СССР авиационной армады (свыше тысячи самолетов и вертолетов всех типов, многочисленные хорошо оборудованные аэродромы). Это было время больших перемен и большого хаоса...В биографии ВВС Беларуси была открыта новая глава.
Чтобы в статье не делать "многобукв", про авиационное наследство от СССР, чего и сколько у нас дислоцировалось в то время, я опишу в отдельных постах. Вообще, тема огромная, поэтому возможно разделю ее на какое-то количество частей. Сразу оговорюсь, что эта небольшая статья является только вершиной айсберга и предваряет большую работу. Буду благодарен, за подсказки, поправки, за воспоминания, возможно по счастливой случайности найдутся те, кто летал.
Все фотографии сделаны в середине 90-х, в 1996 году английским авиационным фотографом Полом Сеймуром (
Paul Seymour), за предоставление которых огромное ему спасибо.
С тех пор, как в 1996 году 339й военно-транспортный авиационный полк расформировали, на базе части летного состава и самолетов (24 крылатые машины Ил-76МД) была создана "мирная" авиационная компания «ТрансАВИАэкспорт». Четыре экипажа с самолетами Ил-76МД были переведены для дальнейшего прохождения службы в
50-ю смешанную авиационную базу в Мачулищи. Самолеты были перебазированы с аэродрома "Витебск-Северный" на аэродром "Мачулищи". Последний самолет Ил-76МД навсегда покинул аэродром "Витебск-Северный" 30 июля 1996 года.
В настоящее время основные транспортно-десантные и специальные задачи Вооруженных Сил Беларуси успешно выполняет личный состав 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы.
ТрансАВИАэкспорт образована в 1992 г. в порядке сокращения вооруженных сил Республики Беларусь (из 24-х военных Ил-76МД, оставшихся нам от СССР). Было набрано 30 экипажей: 15 армейских и 15 были переподготовлены с Ту-154 (в основном). Авиакомпания породила наработку по переоборудованию Ил-76х военнно-транспортной авиации в гражданские самолеты, которые стали выполнять чартерные авиаперевозки по международным воздушным линиям. География полетов авиакомпании обширная, основными являются: Европа, Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Индия, Пакистан, КНДР, Антарктида и другие. ТрансАВИАэкспорт является официальным авиаперевозчиком ООН, доставляет гуманитарные грузы в горячие точки, в зоны стихийных бедствий и природных катаклизмов.
На сегодня парк авиакомпании состоит из не более чем пяти рабочих машин Ил-76ТД. По имеющейся информации авиакомпания активно занимается доведением парка своих воздушных судов, которые стоят на хранении в базовом аэропорту - Национальный аэропорт "Минск", до норм летной годности. Так же в парке перевозчика имеются три Boeing 747. Были планы у компании и на приобретение нескольких бортов модернизированной версии Ил-76ТД-90. Как сейчас обстоят дела, информации нет.
На первом фото борт
СССР-86823. В 1992 был направлен на капитальный ремонт. После капитального ремонта, уже в Мачулищах в ТрансАВИАэкспорт посчитали самолет старым и его порезали.
EW-78801 после Мачулищ стоял на хранении в Минск-2, в 2013-2014гг был
продан в ВВС КНДР EW-78765 в 2003 году перелетел на Оршанский авиаремонтный завод. Длительное время стоял на хранении. В 2012 году из военной модификации (МД) переделан в гражданский бор (ТД) и продан авиакомпании
Авиакон Цитотранс (RA-78765) Что бы было понятно для тех, кто не в теме, модификация - МД- это значит военный борт (магистральный дальний - военный вариант), а ТД - гражданский. Внешне они различаются только хвостовой частью. У гражданского нет кабины стрелка. Внутри же у военного самолета множество так сказать аппаратуры связанной для выполнения полётов в боевых порядках,спец оборудования в кормовой кабине...другая система торможения колёс и максимальный взлетный вес равен 190 тоннам. Многие эти машины перед передачей для эксплуатации в цивильную авиацию, кормовую кабину на хвостовой конус не меняли, в частности это в демонтаж спецоборудования. Эксплуатация выполняется по РТО Ил-76ТД.
EW-78787 после Мачулищ по сегодняшний день стоит на хранении в Минск-2.:
EW-78808 С Мачулищ в М-2, с М-2 в Рязань на 360 АРЗ, где в 2013м готовился уйти в Китай. Крайний эксплуатант неизвестен.
В 2012 изначально планировалось в Китай поставить (поставили) пять бортов EW: 76737, 78761, 78763, 78801, 78808 Самолеты подготавливались к перелету в Россию, там ремонтировались, а затем уже передавались Китаю.
EW-78827 В 2007 г. этот и борт EW-78828 были переданы в РУП "Аэропорт Гомельавиа". У Гомельавиа были планы на подъем с грунта данных машин. Но планам не суждено было сбыться. Самолеты которые были под регистрацией Гомельавиа ушли под флаги других стран. Машины стоят под залогом за долги. (
источник). Текущая авиакомпания: украинская ЗетАвиа. бортовой UR-CIB:
EW-78836 В 2012 году борт приобретён авиакомпанией "Авиакон Циторанс"но за них не летал, был передан в Оршу. Весной 2014 года перешел в строй белорусской Ruby Star и на сегодня летает за Авиакон-Цитотранс с бортовым RA-76834.
EW-78843 10.07.99 г. самолет Ил-76ТД, борт EW-78843, принадлежащий НАК Беларуси, эксплуатант - "Ист Лайн" ФСВТ РФ, получил повреждение вследствие выкатывания за пределы места стоянки с последующим столкновением со стеной грузового комплекса. Расследование по данному АП закончено. По заключению комиссии, оно произошло в результате несогласованных действий членов экипажа при заруливании ВС на место стоянки. Кроме того, комиссия отметила несоответствие разметки стоянки требованиям эксплуатационной документации. По сегодня в строю ТрансАвиаЭкспорт.:
EW-78848 В ООН летал с кодом "UNO 766". По сегодня в строю ТрансАвиаЭкспорт с бортовым EW-356TH.:
Борт
EW-78849 был послан в Могадишо с группой техников на борту, которые демонтировали и погрузили на борт двигатели и оборудование с другого Ил-76, EW-78826, который был подбит из противотанкового гранатомета при заходе на посадку 9 марта 2007 года. 23 марта 2007 года в Сомали, Африка во время набора высоты на высоте около 2 500 м был поражен предположительно из ПЗРК. Ракета попала в крыло. Самолет потерял управление и разбился. Погибли все члены экипажа.
Экспозиция более чем скромная, но, как говорится, на безрыбье и ...
Продолжение следует.
Увлекательными моментами регулярно делюсь в
Instagram, добро пожаловать!