Как стереотипы могут вынудить женщин отказаться от науки

Jul 16, 2012 15:04

Оригинал статьи находится здесь

Зайдите в любую технологическую компанию или на математический факультет университета, и вы с легкостью заметите гендерный дисбаланс. Женщины реже, чем мужчины, выбирают области, связанные с наукой, инженерным делом, технологиями и математикой. В течение многих лет специалисты по образованию, рекрутингу и представители правительства сокрушались о гендерном разрыве - потеря потенциальных талантов среди женщин негативно сказывается на конкуренции в этих областях, а она необходима для сохранения технологического доминирования США. И дело не только в том, что женщины реже выбирают эти области. Даже если женщины выбирают эти области и начинают добиваться в них больших успехов, они бросают их чаще, чем мужчины.

«Они склонны бросать свою специальность чаще, чем их коллеги-мужчины, - говорит Тони Шмадер, психолог из Университета Британской Колумбии. - Когда женщины выбирают такую карьеру, уровень их продвижения в карьере отстает от уровня мужчин».

Шмандер и ее коллега, Маттиас Мель из Университета Аризоны, недавно разработали инновационный способ для исследования гендерного разрыва в таких областях как информационные технологии и инженерное дело.

Мель часто использует в своих исследованиях диктофон с электронной активацией. Это диктофон, который психолог прикрепляет к своим добровольцам. Устройство автоматически включается и выключается.

«Мы программируем устройство на запись в течение 30 секунд каждые 12 минут, - говорит Мель в интервью. - Так мы получаем где-то 5 звуковых байтов в час и 70 звуковых байтов в день».

Такое «взятие образцов» из повседневной жизни людей позволяет психологам отследить то, что люди зачастую даже не замечают. Большинство из нас запоминают лишь несколько важных событий за день - игру в футбол или особенно интересный разговор. Остальное время наша жизнь идет на автопилоте, и мы не замечаем, что происходит. Мель считает, что детальная информации о том, чем люди занимаются наибольшую часть дня, позволяет лучше понять их с психологической точки зрения.

Техника сбора образцов уже позволила психологом опровергнуть несколько гендерных стереотипов. Например, стереотип о том, что женщины, якобы, говорят гораздо больше, чем мужчины. Мель и его коллеги измеряли, сколько слов произносят мужчины и женщины в течение дня. В результате, он выяснил, что никакой разницы нет - и мужчины, и женщины произносят примерно 17 000 слов в день плюс-минус несколько сотен.

Мель и Шмандер отмечали в интервью, что по их предположению ненавязчивая техника взятия образцов может пролить свет на то, почему женщины, которые с таким трудом заработали докторскую степень и стали профессорами в области естественных или точных наук могут решить выбросить все, чего они добились.

В их исследовании мужчины и женщины, работающие учеными в исследовательском университете, носили диктофоны в течение рабочего дня. Когда психологи проанализировали звуковые образцы, они обнаружили, что существует определенный паттерн того, как профессора мужского или женского пола говорят друг с другом.

Когда мужчины-ученые говорили с другими учеными о своих исследованиях, их энергичность резко возрастала. Однако с женщинами происходило нечто прямо противоположное.

«Для женщин паттерн был прямо противоположным, особенно если они говорили с коллегами-мужчинами, - отмечает Шмадер. - Чем больше женщины в своих разговорах с мужчинами-коллегами обсуждали свои исследования, тем выше становилась их отчужденность от собственной работы». А отчужденность позволяет предсказать, кто уйдет из своей профессии.

Была выявлена и другая проблема. Когда женщины-ученые говорили с другими женщинами-учеными, их речь демонстрировала высокую компетентность. Однако когда они говорили с коллегами-мужчинами, то их речь была значительно менее компетентной.

Одно из возможных объяснений в том, что мужчины враждебно настроены к коллегам-женщинам и подрывают их уверенность в себе. Мель и Шмадер постарались проверить записи, чтобы это уточнить. «У нас нет доказательств того, что причина в том, что именно говорят мужчины», - поясняет Шмандер.

Однако записи содержат указание на то, что именно происходит. Когда мужчины и женщины не говорили о работе, то женщины были больше вовлечены в разговор. Для психологов вроде Меля и Шмадер это верная улика того, что речь идет о психологическом феномене «угроза стереотипа». Именно он может быть одним из объяснений различия в числе мужчин и женщины, выбирающих карьеры в естественных и точных науках.

Что такое угроза стереотипа?

Когда женщины смотрят на технологические компании и факультеты математики, они видят, что там крайне мало женщин. Это активирует стереотип о том, что у женщины не имеют способностей к математике. По словам Тони Шмадера, из-за этого женщинам труднее выбрать эти специальности. И труднее остаться. И труднее добиться успеха.

Несколько лет назад психолог Клод Стил задал интересный вопрос о типичной повседневной ситуации. Давайте представим, что вы зашли на урок математики и увидели, что там учатся мальчики и девочки.

«Преподаватель один для всех, учебники одинаковые, и если это один из хороших классов, то ко всем ученикам относятся одинаково, - пишет Стил. - Может ли быть так, что их опыт в классе будет разным, настолько разным, что это значительно повлияет на их достижения и результаты?»

Стил и другие психологи считают, что психологический феномен может напрямую влиять на результаты работы учащихся. В воздухе витает стереотип, и люди, которые боятся подтвердить стереотип, начинают показывать худшие результаты, их страхи невольно делают стереотип самоисполняющимся пророчеством.

Стил и его коллеги обнаружили, что когда женщинам напоминают (даже скрыто) о стереотипе, что мужчины лучше женщин в математике, то результаты женщин по математическим тестам значительно ухудшаются. Психологи называют этот феномен «угрозой стереотипа».

Первоначально угроза стереотипа была выявлена при выполнении математических задач женщинами и представителями этнических меньшинств, но она не ограничивается только этими группами, отмечает Стил. «Мы все подвержены угрозе стереотипа. Все мы относимся к той или иной группе, в отношении которой существуют негативные стереотипы, будь это белые мужчины, методисты, женщины или старики. И в ситуации, на которую распространяется стереотип - мужчина говорит с женщинами о равной оплате труда, пожилой преподаватель пытается вспомнить несколько чисел посреди лекции, мы знаем, что о нас будут судить по тому, как мы проявим себя».

В течение многих лет эксперименты показали, что угроза стереотипа влияет на результаты в самых разных областях жизни.

Мужчины и женщины в науке

Мель и Шмадер говорят, что по их мнению этот же психологический феномен объясняет, почему разговоры между мужчинами и женщинами в науке приводят к воодушевлению или отчуждению ученых от своей работы.

«Для женщины-ученого, особенно во время разговора с коллегой-мужчиной, если она думает, что он может разделять существующие стереотипы, то она будет тщательно следить за разговором и следить за тем, что именно она говорит, она будет гадать, не сказала ли она чего-то неверного, задаваться вопросом, насколько компетентно она звучит, беспокоиться, не подтверждает ли она стереотип», - говорит Шмадер.

Подобное беспокойство отвлекает и приводит к лишним расходам психической энергии. Но хуже всего другое. «Простое повышенное беспокойство приводит к тому, что она выглядит некомпетентной во время разговора», - считает Шмадер.

Мель и Шмадер считают, что когда женщины-ученые говорят с мужчинами-коллегами о своих исследованиях, это активизирует стереотипы о мужчинах, женщинах и науке. Когда женщины-ученые говорили с мужчинами об отдыхе, то никакой активации стереотипа не происходило. Это не значит, что женщинам нравится говорить только о выходных и личной жизни. Когда женщины обсуждают науку друг с другом, стереотип тоже не активируется. Это комбинация факторов - женщины говорят с мужчинами, и женщины говорят о науке, только тогда возникает угроза стереотипа.

Большинство ученых утверждают, что они не верят в стереотипы о женщинах и науке, и что такие стереотипы на них не влияют. Однако психологические исследования доказывают, что стереотипы влияют на людей независимо от того, верят ли они в них осознано или нет.

Мель знает практически все об угрозе стереотипа. Это его область исследования и его профессия. И даже он может вспомнить пример из жизни, когда этот феномен влиял на него. В случае Меля стереотип ухудшал его способность танцевать - он из Германии, а его жена из Мексики.

«Когда я танцевал в Мексике, стереотип о том, что немцы плохие танцоры постоянно ощущался, - говорит он. - Так что я постоянно думал о том, как именно я танцую, находясь в группе латиноамериканцев, но я даже не задумывался об этом, если танцевал среди других немцев».

«Вполне возможно, это ухудшало мои результаты», - говорит он. Мель говорит, что он пытался бороться со стереотипом, напоминая себе, что в данный момент происходит известный психологический феномен.

«Все это лишь у меня в голове, - говорил он себе. - Знаешь что? Этим латиноамериканцам на самом деле плевать, как я танцую».

Неверный вывод

Мель и Шмадер говорят, что угроза стереотипа и ее исследования не подразумевают, что гендерное неравенство в естественных и точных науках лишь «у женщин в голове». Проблема совершенно не в женщинах, говорит Мель. Проблема в существовании стереотипа.

Исследование лишь поясняет, что частично гендерное неравенство в сферах науки и технологии может быть результатом порочного круга. Женщины видят технологические компании и факультеты математики, и они видят, что там мало женщин. Это активизирует стереотип о том, что женщинам плохо дается математика. Этот стереотип, говорит Тони Шмандер, побуждает женщин выбирать другие области. Или же им становится трудно остаться в них и добиться успеха.

«Если в этой области мало таких людей как я, то я чувствую, что плохо вписываюсь сюда, чувствую, что мне здесь не место», - говорит она.

Ширли Мальком, биолог, которая возглавляет программу образования в Американской ассоциации развития науки, называет это проблемой курицы и яйца: «Малое число в некоторых случаях становится причиной малого числа».

Это может походить на загадку дзен, но Малькольм, Шмадер и Мель предлагают простое решение угрозы стереотипа в науке, технологии и инженерном деле. Чтобы увеличить число женщин, выбирающих эти области, нужно увеличивать число женщин в этих областях.

гендерные стереотипы, работа женщин, психология

Previous post Next post
Up