Царевич Гунгаджал спросил Падма-Самбхаву:
"Поведай, откуда и почему в древности появилась водка?".
Падма-Самбхава сказал:
"Давным - давно, 4386 кальп* тому назад, Татхагата Будда по имени Лунный Свет, явился в мир, чтобы проповедать святое учение. В то время как слушавшие учение у этого Будды живые существа-владыки восьми областей (мира) со своей свитой, как-то: восемь царей тенгриев, восемь царей асуров, цари людей, киннаров, гандхарвов, махорагов, нагов* и прочие, собравшись вместе, внимали словам Будды, греховный царь демонов, чинивший зло живым существам, не сдержавшись, подумал со злостью: "Что же это ко мне никто не пожалует, тогда как у Будды Пришедшего подобным образом собралось такое множество живых существ?" - и с досады заревел.
* Кальпа - период времени, равных периодам с момента зарождения по момент разрушения Вселенной.
* Махораги, наги - мифичесике гигантские змеи, обитающие в морях и в подземном мире.
(Однажды), кода тот греховный царь демонов* спал, его гений - хранитель* по имени Великий Грозный Черный (Тенгри) ниспослал ему сновидение с таким советом: "Ты, царь, не печалься. Я и тебе дам религию. Если достанешь:
- мозг свирепого белого льва,
- пену из пасти разъяренного слона,
- жало ядовитой змеи,
- мед злой пчелы,
- слюну бешеной собаки,
- костный мозг девяти демонических плясунов,
- зрачок волка, пожиравшего мертвецов,
- мясо трупа и
- утробную кровь женщины - ракшаса* и затем, прочитав мантры - проклятия, смешаешь эти девять веществ, то образуется большая река отравы, именуемой Асура (водкой)".
* Греховный царь демонов - глава демонов - искусителей, постоянно стремящихся отвратить людей от учения Будды.
* Гений - хранитель - при рождении каждого существа вместе с ним появляется якобы и его гений - хранитель, сопутствующий и покровительствующий на всем жизненном пути.
* Ракшасы - в древнеиндийской мифологии один из основных классов демонов, выступающих в роли врагов людей.
Тот греховный царь демонов, пробудившись ото сна, очень обрадовался. Собрал все необходимое и, соорудив на вершине скалистой горы каменный котел, приготовил в нем смесь согласно тому, что услышал во сне. (И с тех пор) постоянно стали течь десять больших водочных рек. Все живые существа, слушавшие в то время учение Будды, выпили той водки, приняв ее за воду, и сильно опьянели. Оттого, что яд водки впитался в землю, появилось хлебное и фруктовое вино.
Греховный царь демонов, обрадовавшись, принялся подсчитывать, сколько живых существ собралось у Будды и сколько у него. Получилось, что три четверти и большинство четвертой части (существ) собралось у Будды, у него же - меньшинство. Сокрушенный этим, царь демонов сидел, печалясь и страдая. (Но опять явился) его гений - хранитель Великий грозный Черный (Тенгри) и сказал: "Ты не горюй! Живые существа этой калпы живут сто тысяч лет и очень добродетельны. Именно поэтому у тебя собралась меньшая часть четверти их. В будущем, когда умножатся калпы короткой жизни, твоя религия получит гораздо большее распространение, нежели учение Будды".
Услышав эти слова, греховный царь демонов выразил такое злое пожелание: "Пусть в последующих калпах короткой жизни моя религия распространится более, чем учение Будды! Пусть живые существа будут наделены участью трех дурных перерождений*, и особенно участью низвержения в Вечный ад*!"
* Участь трех дурных перерождений - т.е.перерождений в виде животных, претов (биритов) и адских существ.
* Вечный ад - по описаниям буддийских сочинений, самое нижнее и самое ужасное восьмое отделение горячего ада.
Едва он произнес это злое пожелание, как Будда благодаря своей проницательности узнал об этом и высказал благопожелание: "Пусть я своим благословением сообщу твоей водке, приготовленной из девяти ядов, свойства (пяти видов мяса*) и пяти нектаров и, примешав к ней яд пяти пороков*, выпью все и тем избавлю живые существа от несчастий и возведу их в степень всецело cовершенных будд!"
* (Пяти видов мяса) - дополнено по тибетской рукописи Slob dpon padma:
- byung - gnas- kyis mdzad-pa- i chang-gi - byung khung dang bzang ngan rnam-par phye-ba- i rnam `b ad z es-bya-ba bz ugs-so ( из личной коллекции Д.ндона).
* Пять пороков - убийство, воровство, разврат, ложь и злословие.
Будды сказали:
Если простолюдин выпьет водки, то из-за того, что в состав водки входит яд из мозга свирепого белого льва, он вообразит, что нет никого превыше его, и станет презирать три драгоценности* и тем заслужит неизбежную учась низвержения в ад и прочие области трех дурных перерождений. Он станет также оскорблять высоких ханов и князей и за то подвергнется наказанию ханской властью. Он рассорится и подерется с равными себе товарищами и потому разлучится с ними. Вот что происходит от действия первого яда.
* Три драгоценности - Будда, его Учение и буддийская Община.
Из-за того что в состав (водки) входит пена из пасти разъяренного слона, (испивший водки) будет недоволен, когда непьющие начнут осуждать водку. Он станет вопрошать: "Почему порицают водку, которую подносят в жертву буддам и которую пьют высокие правители?" Начнет также всячески браниться и сквернословить, повторяя свое желание: "Пусть у меня (всегда) будет водка и я буду снова и снова пить ее". Вот какие пагубные и низменные желания порождает второй яд.
Из-за того что в состав (водки) входит яд из жала ядовитой змеи, (испивший ее) будет выводить людей из терпения, оскорбляя их и копаясь в чужих грехах. Вот что происходит от действия третьего яда.
Из-за того что в состав (водки) входит мед злой пчелы и потому она даже вкуснее меда, (испивший ее) уже не может отказаться от водки. Вот что происходит от действия четвертого яда.
Из-за того что в состав (водки) входит слюна из пасти бешеной собаки, (испивший водки) ввязывается в ссоры и драки с другими людьми, а это приводит к ушибам и увечьям. Вот что происходит от действия пятого яда.
Из-за того что в состав (водки) входит яд из костного мозга девяти демонических плясунов, у опьяненного водкой человека костный мозг рук и ног раскаляется и вскипает, и тогда человеку трудно спокойно сидеть и лежать. Он вдруг вскакивает и поднимает шум и гам. Если же сядет на коня, то помчится, не обращая внимания на овраги и ущелья, на реки и скалы, и в результате упадет и разобьется. Вот что происходит от действия шестого яда.
Из-за того что в состав (водки) входит зрачок глаза волка, пожиравшего мертвецов, у сильно опьяненного человека глаза гаснут и тускнеют и он не может (даже) моргать. Он ничего ясно не различает, и ум его омрачается. Вот что происходит от действия седьмого яда.
Из-за того что в состав (водки) входит мясо трупа, лицо у постоянно пьющего водку становится безобразным и совершенно серым, как пепел. Вот что происходит от действия восьмого яда.
Из-за того что в состав (водки) входит утробная кровь женщины - ракшасы, от человека, постоянно пьющего водку, уйдет родившееся с ним вместе божество и его место прочно займет царь демонов. И (тогда) от поступков того человека 84 тысячи его пороков воспылают как огонь, взбурлят как река, затрепещут на ветру, воздымутся как пыль, и, совершив десять черных* и пять неискупных грехов* нарушит он обет и клятву, отчего и низвергнется в область дурных перерождений, в Вечный и прочие ады, где подвергнется всяческим адским мукам". Так предсказали все будды трех времен.
* Десять черных грехов - убийство, воровство, разврат, ложь, злословие, грубость, клевета, жадность, злоба, превратные воззрения.
* Пять неискупных грехов - см. примеч.(10).
* Будды трех времен - т.е. будды прошедшего, настоящего и будущего.
И еще (они) изрекли: "Хотя будды и бодхисаттвы 13) ведают причины и следствия хорошего и дурного в настоящем и будущих перерождениях, однако (и простому смертному)(по поведению людей), опьяненных водкой, сотворенной из девяти ядов демона, нетрудно определить, кто из какой области перерождения появился на свет. Дело вот в чем. Когда водкой опьянены люди, возродившиеся из областей тенгриев и людей, то их тела, речи и души не ослабевают. Рассудок становится тверже и спокойнее. Говорят они справедливые слова и ведут себя кротко.
* Бодхисаттва - существо, достьигшее степени Будды, но отказавшееся выйти из круговорота жизни и оставшееся в мире людей ради спасения их. В сочинениях северных буддистов наиболее часто упоминаются восемь бодхисаттв, в Тибете же и Монголии особенно популярны были три из них - Авалокитешвара, Ваджрапани и Маньджушри.
Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области асуров, то они сквернословят, ссорятся и дерутся. Ведут себя весьма недостойно - завистливы и скупы.
Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области адов, то они беспричинно рыдают.
Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области претов*, то они еле-еле держатся на ногах, качаются и падают.
* Преты - обитатели одной из областей перерождений дурной учаксти. Страдания претов заключались главным образом в постоянном голоде и жажде.
Когда опьянены люди, появившиеся на свет из области животных, то они не могут вымолвить ни слова и (только) бормочут, став тупыми и немыми, как скот".
Наш учитель Будда Шакьямуни повелел так: "Воздерживайтесь вовсе от употребления водки, влекущей ко множеству пороков".
И еще он сказал: "Послушайте и вы, мои ученики - монахи. Если (кто из вас) выпьет водки хотя бы даже с росинку, удерживающуюся на кончике травинки, то он не будет более моим учеником. Те из монахов, кто будет пить водку, как бы впадут в безумие и станут невоздержанны в делах тела, речи и мысли. Будут болтать пустые, непристойные и грубые слова. В душе своей возлелеют все пороки, в том числе похоть, гнев, невежество, гордыню, скупость и зависть. Когда, (напившись водки), потеряют сознание и упадут замертво, то осрамятся они, дав собакам облизать свой испачканный рвотой рот и позволив посторонним людям созерцать свои обнаженные срамные места и прочее. Из-за того что рожденные вместе с ними божества покинут их, а грозные хранители святого учения разгневаются, у них ни с того ни с сего пойдет носом кровь и они погибнут какой - нибудь ужасной смертью - упав со скалы или с лошади, застигнутые наводнением или пожаром. И тогда они падут в восемнадцать адов, такие, как восемь горячих и восемь холодных, и будут невыносимо долго терпеть муки Вечного ада".
(Вы) спросите: "Какова продолжительность пребывания в Вечном аду?" А вот какова. Если выкопать квадратную яму глубиной в 80 маховых саженей и длиной - шириной (тоже) по 80 саженей и, наполнив ее зернами кунжута, вынимать по одному зернышку каждую калпу, то пребывание в Вечном аду окончится только тогда, когда (в яме) иссякнет весь кунжут. Надо ли еще тут говорить о страданиях трех дурных перерождений!
Слушайте же мои ученики - монахи и послушники. Если пристраститесь к пьянству, то не обретете покоя, а будете испытывать все те (перечисленные) страдания. Зачем вы говорите: "Буддам-то подносят водку, а нам ее пить запрещают?" Но ведь вы - то, не достигшие степени будд, не можете пользоваться их дарами. Посмотрите, например, притчи о том, как погибла лиса, сломав себе хребет, пытаясь прыгнуть так же далеко, как лев, или о том, как погибла пташка, обломив себе крылья, пытаясь взлететь столь же высоко, как и Гаруда*. Если можете употреблять напиток будд, то почему не желаете соблюдать правила поведения, изложенные Буддой в Винае*, и законы, установленные в Ваджраяне*?
* Гаруда - в буддийской мифологии - огромная птица, вечный враг нагов (см.примеч.3).
* Виная - старейший по времени составления раздел буддийского канона ?Ганджура¦, содержащий правила монашеской дисциплины.
* Тантрическая Ваджраяна - напрвление буддизма, пользовавшегося большой популярностью в Тибете и Монголии.
Когда подносят водку хранителям святого учения, благословляя ее с пожеланием, чтобы она обратилась в пять видов мяса и пять видов нектара, те (хранители), примешивая к ней яд пяти пороков всех живых существ, выпивают все, избавляя этим существ от их грехов.
В число пяти видов мяса входят человечье, лошадиное и собачье мясо. Вы должны будете съесть их. В число пяти видов нектара входят "вонючая" и "очень вонючая" жидкости. Это человеческие моча и кал. Вы, невзирая на отталкивающий вид, должны будете многократно испить их, как будто это нектар. Если сможете сделать это - вам будет дозволено пить водку. Если не сможете - будет запрещено.
Что вы ответите, если спросят, в каком разделе Тантры описан ритуал таинственного благословения водки, превращающий ее в пять видов нектара? Ведь вы ответите то, чего и не говорил Ваджрадхара. Получится вроде того, что на голове у зайца выросли рога, а бесплодная женщина родила ребенка.
Закон Владыки Учения, различающего добродетели и грехи, одинаков для всех. Поэтому необходимо упорно воздерживаться от (пьянства).
И еще выслушайте-ка внимательно цари, князья, сановники и прочие знатные люди, следующие святому учению (Будды). Водка имеет такие названия: "Водка, порождающая безумие", "Водка, дающая (иллюзию) мужества", "Водка, делающая высокомерным", "Водка, заставляющая похваляться богатством", "Водка, ведущая к расточительству", "Водка, побуждающая к неосмотрительности".
"Водка, порождающая безумие". Если цари и знатные правители станут пить водку, то будут поступать как безумные, не ведая, что прилично и что неприлично, не отличая добродетели от порока, правды от лжи, истины от заблуждения. Не будучи в состоянии разобраться в клевете, прослывут в этой жизни плохими людьми, а в последующих перерождениях из-за того, что не знали (основ) приятия и отвержения добра и зла, претерпят все муки дурной участи, о которых уже упоминалось прежде.
"Водка, дающая (иллюзию) мужества". (Пьяный мнит себя) героем потому, что не боится порочить три драгоценности; не ведает, что будет наказан за оскорбление царя и сановников; не знает, что в результате ссор и драк потеряет родных и друзей.
"Водка, делающая высокомерным". (Выпив) водки, низкорожденный начинает изображать из себя высокородного, простолюдин - вельможу, бедняк - богача, глупец - мудреца, невежда - ученого.
"Водка, заставляющая похваляться богатством". Кто, (выпив водки), похваляется: "У меня много золота и серебра. У меня много имущества и скота", но, когда другие просят, не дает ничего - тот презренный богатей. Кто, (выпив водки), похваляется: "У меня много еды", но когда у него собирается много людей, то еды не хватает, - тот презренный богатей.
"Водка, ведущая к расточительству". От водки становятся такими щедрыми, что, отдавая коня, сами остаются пешими, отдавая одежду, сами остаются нагими, отдавая пищу, сами голодают.
"Водка, побуждающая к неосмотрительности". От водки становятся настолько неосмотрительными, что преждевременно отдают то, что следовало бы отдать попозже; преждевременно говорят то, что следовало бы сказать попозже; обещают то, для чего не настало время.
И вообще, если будете пьянствовать, то:
Во-первых, физическая сила пойдет на убыль.
Во-вторых, лицо станет некрасивым, покроется морщинами, исхудает и огрубеет.
В-третьих, язык закоснеет и будет нести вздор.
В-четвертых, ум отупеет.
В-пятых, умрете, не ведая, какие плоды принесут вам добрые и дурные деяния в этом и последующих перерождениях.
В-шестых, в этом перерождении все будут презирать и унижать вас, говоря: "Вот, явился этот назойливый пьяница!"
В-седьмых, водка порождает болезни без помощи других ядов, поскольку сама подобна сильнодействующему яду и обладает большим отравляющим действием. (От потребления) водки возникают четыре заболевания: бешенство, обморок, помрачение рассудка и скопление излишнего воздуха и желчи, вызываемое закупоркой сосудов, по которым текут кровь и животворная сила. Хотя все они могут появиться и по другим причинам, но в большинстве своем (симптомы отравления водкой) таковы: от избытка воздуха болит голова, учащается дыхание, бросает в дрожь, во сне мерещатся покойники и прочие кошмары. От (избытка) желчи поднимается температура, пропадает голос, слабит, кружится голова, моча приобретает зеленоватый цвет, краснеют глаза. От (избытка) слизи болит голова, тянет в сон, знобит, отнимаются конечности. В общем, проявляются симптомы всяческих болезней. Подробнее об этом смотрите в медицинских трактатах.
В-восьмых, в последующих перерождениях будете испытывать муки трех видов дурной участи, о которых речь уже шла выше. Если же возродитесь в мире людей, то будете слабоумны и скверного нрава".
Так поведал Падма-Самбхава.
("История" происхождения водки и наставление, разъясняющее (ее) пользу и вред, изложенные Гуру Римпоче.)