Давайте снова обратимся к корневым для этого цикла строкам Николая Гумилева:
Точно жезл во прахе лежавший,
Символ смертного естества,
И отвесный, обозначавший
Нисхождение божества,
И короткий; меж них сокрытый,
Точно связь этих двух миров...
Буквально через несколько строк слово «связь» появится в следующем контексте:
И дракон прочел, наклоняя
Взоры к смертному в первый раз:
- Есть, владыка, нить золотая,
Что связует тебя и нас.
Два мира: Дракона и наш
Что же это за мир Дракона и какова его связь с нашим?
Во второй песне (неоконченной) «Поэмы начала» описывается процесс создания мира. И можно предположить, у Гумилева мы бы увидели еще один вариант идеи Первочеловека (
1,
2), из тела которого сверстан мир смертных. На это намекают следующие строки:
Лебедь стал сияющей льдиной,
А дракон - земною корой,
Разметавшеюся равниной,
Притаившеюся горой.
Два мира: графическое прочтение
Снова предложу вашему вниманию картинку (из
предыдущей заметки):
где:
- вертикальная палка со стрелкой (жезл) слева означает действие-импульс (убиение Первочеловека), предпринятое в одном мире на формирование другого (из частей тела убитого). В этом смысле, логично, что «жезл во прахе лежавший» выступает в качестве «символа смертного естества».
- отвесная кривая («нисхождение божества») справа показывает состояние некоторого параметра созданного (второго - нашего ли?) пространства во времени. В точке, где параметр приблизится к нулю, второй мир ожидает та самая кончина, о которой наперебой талдычат все священные тексты.